Найти в Дзене
КОСМОС

Как мог бы выглядеть Апокалипсис до редактуры

Оглавление

Неотфильтрованный хаос, который чуть было не попал в вашу Библию

Конец света мог бы выглядеть совсем иначе.

Для многих книга Откровения — это священный шедевр, ниспосланный с небес. Однако даже в её окончательном виде она напоминает горячечный бред, написанный в приступе психоза. Драконы, землетрясения, космическая женщина, рождающая младенца, которого поджидает змееподобное чудище, чтобы съесть его, — это вовсе не отшлифованное пророчество. Это скорее сверхъестественный фильм ужасов, каким-то образом пробравшийся в вашу священную книгу.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos

Но то, чего большинство людей не знает: Откровение могло выглядеть совсем иначе — или вообще не попасть в Библию.

Его чуть не исключили полностью

Учитывая всю его дикую натуру, неудивительно, что ранние христианские лидеры были разобщены в отношении Откровения. Церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 260–339 гг. н.э.), один из самых влиятельных христианских учёных своего времени, поместил Откровение в категорию так называемых антилегомена — «спорных книг», которые признавались одними церквями, но отвергались другими. В своей «Церковной истории» (книга 3, глава 25) он прямо писал, что Откровение — это «спорная книга, хотя и признанная многими».

Даже Афанасий, который позднее поддержал включение книги, сделал это с осторожностью. А Мартин Лютер, реформатор, положивший начало протестантизму в 1500-х годах, писал в своём предисловии 1522 года, что Откровение — «ни апостольское, ни пророческое» произведение и что он «никоим образом не может распознать в нём Духа Святого».

Перевод: звучит безумно, и не похоже на Иисуса.

Откровение конкурировало с другими апокалипсисами

Откровение было не единственным апокалипсисом, что тогда циркулировал. Апокалиптическая литература была целым жанром. Подумайте о ней как о киновселенной Marvel — разные версии, но одна и та же космическая катастрофа.

Вот некоторые конкуренты:

  • Апокалипсис Петра

    Серьёзный соперник. Описывал рай и ад в графических деталях. Грешников там пытали так, что фильмы вроде
    Пила казались бы невинными: богохульников подвешивали за языки, женщин — за волосы, убийц жарили заживо. Его цитировали ранние христиане вроде Климента Александрийского, и он включался в ранние каноны, например, в Мураториев фрагмент (ок. 170 г. н.э.), где перечислялись книги, считавшиеся Священным Писанием.
  • Пастырь Ермы

    Любимец ранней церкви. Содержал видения и моральные уроки от ангелов. Его считали Священным Писанием такие отцы церкви, как Ириней и Тертуллиан, и он входил в
    Кодекс Синайский — одну из самых древних полных Библий.

Так почему же эти книги не попали в канон, а Откровение — да?

Политика.

Откровение стало удобной пропагандой

Во времена императора Домициана (правил в 81–96 гг. н.э.) христиан преследовали за отказ поклоняться римским богам. Откровение, называющее Рим «Вавилоном Великим, матерью блудниц и мерзостей земных» (Откровение 17:5), стало орудием сопротивления.

Вдруг это было уже не просто странное видение — это стало топливом для выживания. Церковь могла говорить: «Держитесь, Бог скоро сокрушит наших врагов».

И неважно, насколько трудно было расшифровывать символику. На самом деле, это даже помогало. Неясность делала книгу пригодной для повторного использования на протяжении веков — во время каждой войны, чумы или политической паники.

Следы редактуры и сшивок

Греческий язык Откровения — печально известен своей небрежностью. Учёный Барт Эрман в книге «Введение в Новый Завет: историческое исследование» отмечает, что грамматика настолько корявая, что создаётся впечатление, будто автор либо плохо знал греческий — либо ему было всё равно.

Но дело не только в грамматике. Учёные давно заметили несогласованности, указывающие на наличие нескольких источников или авторов:

  • Вводные «послания семи церквям» (Откр. 2–3) читаются как личные письма, а не как видения.
  • Глава 12 (женщина, дракон, младенец) — скорее мифологична, возможно, даже дохристианская. Учёные вроде Элейн Пейгелс предполагают, что это мог быть переработанный иудейский миф.
  • Книга скачет по тону — от жажды мести до гимнов поклонения, от космической резни до небесного пения.

Это не цельная книга. Это альбом галлюцинаций, возможно, наложенных друг на друга с течением времени под изменяющиеся нужды.

Иисус оригинальный и «отредактированный»

Сравните Иисуса из Откровения с Иисусом из Евангелий:

Евангелия:

  • «Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас» (Матфей 5:44)
  • «Блаженны миротворцы» (Матфей 5:9)

Откровение:

  • «И детей её поражу смертью» (Откровение 2:23)
  • «Из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откровение 19:15)

Это не просто разное настроение. Это разная теология. Некоторые ранние христиане были в ужасе. Они следовали за миролюбивым Иисусом. Но Откровение хотело царя-воина — и переписало его в кровожадного терминатора.

Вот почему Откровение было столь спорным. Оно не только предсказывало конец света — оно перепрошивало саму религию.

Числа, звери и передоз символики

Почему Откровение так любит числа? Потому что апокалиптические тексты использовали нумерологию, как современные конспирологи — нитки и кнопки.

Например, 666 (Откр. 13:18) почти наверняка — закодированная отсылка к императору Нерону, с использованием еврейской гематрии (числового значения букв). А при переводе на латинский число стало 616 — соответствующее написанию имени Нерона по-латински. Один и тот же император, тот же код, просто другая математика.

А что насчёт 144 000 избранных? Это не счётчик. Это символ: 12 колен × 12 апостолов × 1000 = духовная полнота.

Семь церквей, семь труб, семь печатей? Всё это мистические числа, взятые напрямую из иудейских апокалиптических традиций вроде книги Даниила.

Но такой переизбыток чисел вызывал вопросы ещё у ранних критиков. «Это действительно божественное пророчество — или просто нумерология в режиме безумия?»

Оно даже не согласуется с остальной Библией

Иисус в Матфея 24:36 говорит:

«О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец.»

Павел в 1 Фессалоникийцам 5:2:

«День Господень придёт, как тать ночью.»

А Откровение? Иоанн якобы видит точные образы будущего, с таймлайнами и названными чудовищами. Полное противоречие.

И всё же Церковь подавила эти расхождения, собрала всё в одну обложку и назвала это «Словом Божьим». Удобно, правда?

Напоследок

Так каким же могло быть Откровение?

Оно могло быть мягче. Или — куда более жестоким. Оно могло выглядеть как огненно-мучительный кошмар Петра. Или как моральные притчи Ермы. Или его могли бы просто не включить — заменив чем-то более здравым.

Но вместо этого мы получили сшитую, местью пропитанную галлюцинацию, рождённую из страха, подпитанную политикой и отредактированную для максимального эффекта.

Потому что ранняя Церковь выбрала не самое правдивое окончание.

Она выбрала самое громкое.