Найти в Дзене

Электрические аппараты тепловоза. Часть 3. Реле управления

1. Реле управления ТРПУ-1. Назначение и устройство

В предыдущей статье мы обсуждали назначение и принцип работы контактора* тепловоза. Договорились, что контактор необходим для управления высоковольтными цепями посредством сравнительно небольшого напряжения управления, поданного на электропневматический вентиль* (если контактор электропневматический*) или на катушку (если контактор электромагнитный*).

Для того чтобы контактор соединил или разорвал, например, цепь питания электрической машины и источник тока в тот момент, когда это необходимо, используют промежуточные реле управления. Аббревиатура ТРПУ так и расшифровывается — промежуточное реле унифицированное тяговое.

Катушка 9 рассчитана на напряжение 110 В. При подаче напряжения на катушку, по ее виткам проходит постоянный ток, создавая вокруг витков магнитное поле. Стальной сердечник, помещенный внутри катушки, проводит магнитное поле на порядок лучше, чем воздух, усиливая магнитное поле в десятки раз. По сути, катушка с сердечником выполняют роль электромагнита, который при создании напряжения на выводах катушки притягивает к себе ближайшую стальную деталь. Ближайшей стальной деталью является якорь 8, который, притягиваясь к сердечнику, увлекает за собой пластмассовую траверсу 6.

Траверса прикреплена к якорю винтами и имеет две горизонтальные перемычки, которые при перемещении якоря с траверсой воздействуют на 4 пары верхних контактов, замыкая их между собой, и 4 пары нижних контактов, размыкая их. Чтобы предотвратить переброс дуги с соседних контактов при переключении, на траверсе выполнены три вертикальные перегородки.

Контакты, которые при активации электромагнитной катушки замыкают электрическую цепь, называют замыкающими. Соответственно, размыкающими контактами будут называться контакты, которые при подаче напряжения на электромагнит будут размыкать электрическую цепь.

Чтобы отключить реле управления, достаточно обесточить катушку, и якорь отойдет от сердечника под действием возвратной пружины 13.

Блок реле ТРПУ-1 в высоковольтной камере. Каждое реле имеет свой индекс и четко выполняет отведенную ему роль в работе электрической схемы тепловоза
Блок реле ТРПУ-1 в высоковольтной камере. Каждое реле имеет свой индекс и четко выполняет отведенную ему роль в работе электрической схемы тепловоза

С тыльной стороны изоляционной панели реле выступают выводы контактов, к которым припаиваются провода, соответствующие электрической схеме. 16 выводов соответствуют 4 парам замыкающих и 4 парам размыкающих контактов. Два вывода ниже подводят ток к электромагнитной катушке.

-4

В заключение обращу внимание читателей на наличие терминов, отмеченных снежинкой*, описание назначения которых можно будет встретить в следующих статьях, или информацию о них можно почерпнуть в наших коротких развивающих фильмах на нашем телеграм-канале https://t.me/mihailsilko24. Приглашаем посмотреть более 50-ти коротких обучающих фильмов, посвященных назначению, устройству и принципу работы различных узлов и агрегатов тепловозов и электровозов. Отписаться никогда не поздно, так что заходите на наш канал))). До скорых встреч!

-5