Найти в Дзене

Борис Кустодиев и его любовь к патриархальной Руси

Яркие, жизнеутверждающие картины русских праздников и провинциальных будней, раскрывающиеся характеры...сахарные арбузы и пышущие здоровьем, красавицы, купола церквей, плавящиеся под солнцем...здоровье, радость, любовь к жизни - все это творчество известного русского художника и портретиста Бориса Кустодиева. Казалось, что праздник всегда был рядом с ним. Но так ли это? Порой судьбы была к нему очень сурова - революция, гражданская война, смерть годовалого сына...его работы не всегда принимали и понимали, а сам мастер в последние свои годы практически перестал ходить. Удивительно, сколько же может вынести человек, не утратив способности радоваться и творить прекрасное, чувствовать и открыто выражать свою любовь к миру. Ему невероятно повезло стать учеником Ильи Репина, но Борис Кустодиев всегда оставался собой, разыскивая, нащупывая свой творческий вектор развития. Как же важно найти и не потерять себя, когда столько легких путей вокруг. Не изменить, а приумножить то, что дано от Неб

Яркие, жизнеутверждающие картины русских праздников и провинциальных будней, раскрывающиеся характеры...сахарные арбузы и пышущие здоровьем, красавицы, купола церквей, плавящиеся под солнцем...здоровье, радость, любовь к жизни - все это творчество известного русского художника и портретиста Бориса Кустодиева. Казалось, что праздник всегда был рядом с ним. Но так ли это?

Порой судьбы была к нему очень сурова - революция, гражданская война, смерть годовалого сына...его работы не всегда принимали и понимали, а сам мастер в последние свои годы практически перестал ходить.

Удивительно, сколько же может вынести человек, не утратив способности радоваться и творить прекрасное, чувствовать и открыто выражать свою любовь к миру. Ему невероятно повезло стать учеником Ильи Репина, но Борис Кустодиев всегда оставался собой, разыскивая, нащупывая свой творческий вектор развития. Как же важно найти и не потерять себя, когда столько легких путей вокруг. Не изменить, а приумножить то, что дано от Небес, не сдаться, а выстоять...

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет у окна, 1899
Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет у окна, 1899

Борис родился 7 марта 1878 года в Астрахани, в семье профессора философии. Через год с небольшим отец умер, матери Бориса было всего двадцать пять лет. Замуж она так больше и не вышла, сама растила четверых детей. Зарабатывала, как могла: на заказ вышивала, играла на рояле по праздникам в богатых семьях. Борис учился в церковно-приходской школе, а затем в гимназии.

Однажды в их город привезли выставку художников-передвижников. И старшая сестра Катерина привела младшего брата посмотреть картины....Васнецов, Поленов, Шишкин, Серов... Это была любовь с первого взгляда. Именно тогда, в свои одиннадцать лет, мальчик твердо решил стать художником. Мать нашла средства, чтобы оплатить уроки у астраханского мастера Павла Власова, который не только помог поверить Борису в свои силы, но и убедил его мать в необходимости дальнейшего обучения в столице.

Екатерина Прохоровна же надеялась, что сын поступит в Астраханскую духовную семинарию, продолжит династию семьи по ее линии и станет священником.

Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся — я ли нарисовал или другой? (из письма Бориса сестре)

В 1896 году Борис окончил семинарию и поехал в Москву, только в художественной школе ему было отказано - слишком взрослый. Он поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге, где его наставником стал сам Илья Репин. Учитель от всей души радовался успехам Бориса, возлагая на него большие надежды. Под руководством Ильи Репина Борис растет, прежде всего, как портретист. В письмах своим родным молодой художник с радостью пишет, что "начал зарабатывать искусством".

На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу… Илья Репин

Летом 1900 года Борис уезжает в Костромскую губернию, чтобы побродить и присмотреть натуру к своей дипломной работе, но судьба сталкивает его с удивительной и прекрасной Юлией Прошинской. Молодой художник совершенно потерял голову - влюбился словно мальчишка...искренне, нежно...при одной мысли о своей возлюбленной, его сердце начинало тихо петь свою чарующую песню, мир раскрывал объятья и казалось, что нет никаких преград...

Борис кустодиев . Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой, 1903
Борис кустодиев . Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой, 1903

Только вот опекуншам юной барышни совсем не нравился молодой художник. Они были уверены в том, что провинциальный юноша крайне неудачный вариант и нужно поискать более достойного кандидата в мужья. Как часто мы ошибаемся, не доверяя Небесам... Борис писал Юлии письма, но переписка держалась в большом секрете. А уже января 1901 года молодые люди вступили в законный брак. Вскоре родился первенец Кирилл. Счастью не было предела.

В том же году из под кисти Бориса Кустодиева выходит портрет Ивана Билибина, который получает золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене.

Борис Кустодиев, портрет Ивана Билибина, 1901
Борис Кустодиев, портрет Ивана Билибина, 1901

Зная самые известные картины художника, сложно принять этот портрет - темная палитра совсем не сочетается с привычными цветовыми решениями Бориса, к котором он придет позже. Свободная манера Билибина - непринужденная и независимая, утонченные черты лица и очень внимательные глаза...художник тонко подчеркнул невероятное обаяние и артистизм Ивана Яковлевича, делая его живым и удивительно интересным.

И Илья Репин уже не сомневается, кого из своих учеников он привлечет к заказу "Торжественное заседание Государственного совета". Конечно Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Именно эскизы Бориса легли в основу 27 портретов, под неустанным руководством своего наставника. Позже Репин напишет, что "Куликов и Кустодиев - выросли на этой картине - сразу - в больших мастеров".

А Борис тем временем работает над своей дипломной работой "Базар в деревне". Громаднейшее разнообразие красок, оттенков, переливов, смех, гомон, шум от торговли - все это нахлынувшие воспоминания из далекого детства. Борис настойчиво возвращается в село Семеновское зимой, чтобы прописать, проработать портреты ребятишек, баб, стариков, прочувствовать и пропустить через себя все, до мельчайших деталей. Ровно три года ушло у художника на эту картину...крестьяне...здоровые, крепкие, топчущиеся покупатели, рассматривающие нужный товар...

Однако, это далеко не "кустодиевский базар", молодой художник только старается определить, нащупать и увидеть вектор своего развития. Путем полного отрицания существующих традиций живописец утверждает свое "я", заявляя об этом миру искусства. Очень жаль, что полотно "Базар в деревне" было утрачено в 1917 году. Именно оно принесла молодому художнику золотую медаль в 1903 году при окончании Академии художеств и пенсионерскую поездку в Париж. Казалось, что сами Небеса благоволят Борису.

Покорять Европу Кустодиев едет вместе с семьей. Художник много путешествует, изучает, копирует работы старых мастеров Италии, Германии, Франции. Он в полном восторге от Парижа...без устали много рисует, его палитра заметно светлеет...так на свет появляется прекрасная работа "Утро" в лучших традициях реалистического искусства.

Борис Кустодиев "Утро", 1904
Борис Кустодиев "Утро", 1904

С большой любовью и нежностью молодой художник изобразил самых дорогих и любимых своих людей - супругу Юлию Кустодиеву и сына Кирилла. Светлая комната, привычное событие - купание малыша, умиротворение и спокойствие. А белые хризантемы, которые стоят рядом на камине, добавляют чистоты и изящества.

Многие критики считали картину совершенно бездарной, считая, что художник реализовал свой потенциал посредством полотен о русском народе из глубинки и провинции. Только сам Борис Михайлович считал картину главнейшим произведением своего творческого пути. На чужбине Кустодиев пробыл не долго - затосковал и вернулся обратно в Россию.

И в 1904 году в семействе Кустодиевых на свет Божий появляется дочка Ирина. Какое то время он обращается к книжной графикой и иллюстрирует повесть Гоголя "Шинель", рисует карикатуры для журналов сатиры и даже увлекается скульптурой, создавая прекрасные бюсты. Только основное творчество все-таки остается основным.

Со временем Борис покупает участок земли, который недалеко от Кинешмы и строит дом-мастерскую, который называет "Теремом". Годы, проведенные в своем доме станут для художника и его семьи самыми счастливыми, наполненными и радостными.

Кустодиевы приезжали в "Терем" каждое лето, отдыхали, сажали огород, принимали гостей. Именно здесь пишутся картины: "Лето", "Прогулка верхом", "Священник и дьяк" и многие другие... Борис словно погружается в удивительный, наполненный мир деревенских праздников, базаров, народных гуляний...невероятная стихия, небывалая энергия русского духа, принятие простой жизни простого человека, как живительная влага, наполняют эмоциональную душу художника.

Русская глубинка становится основой работ Бориса Кустодиева. Радостно звучащие краски, румяные улыбающиеся лица, звенящая красота и счастье... И приходит свой собственный, неповторимый стиль в живописи. Кустодиев пишет так, как сам видит русскую красоту.

Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют... Б. Кустодиев

Мастерство художника растет, картины охотно раскупаются музеями, есть статьи в иностранной прессе...только вот в Петербурге не спокойно, революционное движение набирает обороты...а тут Иван Билибин предлагает художнику поработать в редколлегии сатирического журнала "Жупел". Рисунок "Вступление" стал первым в теме подавления восстания на Красной Пресне. Журнал закрыли.

Борис Кустодиев "Вступление", 1905
Борис Кустодиев "Вступление", 1905

Гонений не было, талант художника был слишком очевиден. Более того, Кустодиев получает государственный заказ на портрет Александра I и Николая II к столетию Финляндского полка. Борис Михайлович не сомневается и берется за работу.

Первая беда пришла в дом Кустодиевых, когда в 1907 году от менингита умер младший сын Игорь, не прожив и года. Пройдет совсем немного времени и Борис станет жаловаться на боли в руке и мигрень...доктора разводили руками. Художник уедет на лечение в Швейцарию. Диагноз оказался неутешительным - опухоль спинного мозга.

Чуть позже немецкий профессор Герман Оппенгейм сделает художнику операцию. Борис Михайлович вернется домой и начнет плодотворно работать. "Купчихи", "Купчиха", "Красавица", "Девушка на Волге" - эти работы станут своеобразным экспериментом художника для создания нового стиля в живописи.

Вот только работы не вписывались ни в происходящие события времени, ни в направление авангарда. В газетах часто появлялись критические статьи, писали, что Кустодиев "как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие".

Но, несмотря на это, театр ценил талант и индивидуальность художника, забрасывая его заказами. Неподдельная любовь Бориса Михайловича к жителям русской глубинки, знание традиций и быта стали основой для его работы в театрах. Еще в детстве мать Кустодиева часто читала сыну пьесы Островского. С годами увлечение театральными постановками переросло в большую любовь. Именно как театральный декоратор он начал понемногу работать с 1910 года.

В 1914 году в Московском художественном театре сатиры Кустодиев берется за оформление произведения Салтыкова-Щедрина "Смерть Пазухина". Зрители, да и профессионалы высоко оценили его участие. Яркие, сочные декорации стали своего рода визитной карточкой губернского города. Борис Михайлович начинает трудиться над нарядами артистов, даря им невероятную задумку, явно обозначая характерность. С широким размахом художник создает декорации, работает над оформлением пьес Николая Островского. Его ценят Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.

Борис Михайлович достаточно сильно погружается в народные обряды, его интересует буквально все, начиная от народных хороводов, частушек, национального костюма, заканчивая глиняными игрушками и резьбой. В итоге в мир выходит чудесная "Масленица" - идиллия праздника, радости и счастья.

Во времена Бориса Кустодиева, отношение к Масленице было очень значительным: заразительные народные гуляния, праздничные развлечения, ярмарки, катания на ледяных горках, тройках, аттракционы и конечно же сжигание чучела. Скучать не приходилось, праздновали с большим русским размахом. Именно это и описывал на своих картинах художник, подчеркивая головокружительный вихрь чувств и эмоций. Картины кажутся несколько декоративными, в этом и есть та самая "кустодиевская" изюминка. Здесь нет совершенно никакого негатива, они полны достоинства и русской поэзии - это уклад патриархальной Руси, которая давно ушла в прошлое...

А тем временем боли в руке возвращаются. На дворе 1916 год, идет Первая мировая война и на лечение в Европу более не попасть. Художнику предлагают оперироваться в Петербурге. Нужно сделать выбор, что сохранить - подвижность рук или ног. Решение принимает жена Бориса Михайловича: "Руки оставьте, руки! Художник - без рук! Он жить не сможет..." Впереди ждал долгий курс реабилитации, но художник обходит запреты врачей и приступает к работе, прикованный к инвалидной коляске.

Он пишет невероятно большое количество работ, хочется отметить прекрасный портрет Федора Шаляпина. Портрет выполнен в любимом стиле Кустодиева - "портрет-пейзаж". Зимний фон с гуляньями и тройками лишь подчеркивает то, что великий артист в душе остался совершенно русским человеком.

Борис Кустодиев. Портрет Шаляпина, 1922
Борис Кустодиев. Портрет Шаляпина, 1922

Борис Кустодиев восторженно встретил революцию, но затем разуверился в большевиках, однако оставался и работал на родине. Он создавал идеал русской красоты и параллельно с этим рисовал пропагандистские плакаты и обложки к журналу "Коммунистический интернационал". В этот сложный для себя период художник написал самые свои светлые и жизнерадостные картины: "Купчиха за чаем", "Голубой домик", "Русская Венера".

В голодный и холодный 1918 год больной художник более всего мечтал о красоте, яркой и сытой жизни. Невероятная и уникальная работа, впечатляет свой силищей и гармонией. Прекрасная купчиха, толстый ленивый кот, трущийся о ее плечо, город с церквами и торговыми рядами...спелый сахарный арбуз, булочки, фрукты и большой самовар...оптимистично, жизнерадостно и традиционно-национально. Здесь все убедительно и правдиво, основано на тщательном изучении натуры, рискованном сочетании палитры и удивительном звучании цвета. Все эти составляющие делают работу невероятно виртуозной и насыщенной.

Борис Кустодиев "Русская Венера", 1926
Борис Кустодиев "Русская Венера", 1926

Картина "Русская Венера" написана художником почти за год смерти, врачи разрешили ему работать всего несколько часов в день. Пышнотелая русская девушка, здоровая, радостная, искренняя улыбка, лучистый взгляд - вполне собирательный образ провинциальной красавицы. Главная героиня в простой и привычной обстановке русской бани, за окном которой зимний контрастный пейзаж...

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому... Это было всегда единственным сюжетом моих картин. Борис Кустодиев

Зная о тяжелом недуге Бориса Михайловича, не перестаешь восхищаться великой силой духа этого человека и невероятным талантом. Его жизненная энергия была просто невероятной. Болезнь старается подобраться поближе и одержать верх, но и он не думает сдаваться - рисует лежа, поэтому порой просто не в силах разглядеть композицию полностью.

В феврале 1927 года Борис Михайлович обращается в Народный комитет просвещения с просьбой отправиться на лечение в Германию. Разрешение выдали через месяц в марте, заграничный паспорт смогли подготовить только в начале июня, а 26 мая 1927 года певец русской провинции ушел в вечность...

Коллеги и друзья восторгались его мужеством, упорством и невероятной любовью к жизни. Удивительный и никем не повторимый художник Борис Кустодиев оставил своим потомкам глубокое культурное наследие, самую настоящую патриархальную Русь, с ее купчихами, самоварами, тройками, ярмарками...свою любовь к жизни и всему русскому...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))

Статьи о художниках, писателях для детей, акварельное творчество