Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На железной дороге порой применяются весьма занятные обозначения тех или иных предметов, устройств или явлений. На канале «ПОД СТУК» уже выходили статьи, посвященные железнодорожному сленгу:
Однако, эту статью посвятим одному единственному жаргонному словечку железнодорожников, а именно «памперсам». Как вы думаете, что может так называться на железной дороге? Может быть какие-нибудь временные заглушки для предотвращения разлива масла или топлива на тепловозе? Или, например, что-то такое, что в аварийной ситуации предотвращает вытекание содержимого накопительных баков биотуалетов в пассажирских вагонах?
На самом деле, всё не так грязно. Памперсами в железнодорожном строительстве соответствующими работниками именуется геотекстиль, который укладывается под верхнее строение пути.
Геотекстиль - это синтетический нетканый материал, способный пропускать воду, но, при этом, удерживающий частицы грунта. По сути, это своеобразный фильтр, а также армирующий слой. Напомню, что стандартный «бутерброд» железнодорожного пути - это (снизу вверх):
- Земляное полотно (по сути - грунт)
- Песчаная подушка
- Балластный слой (чаще всего - щебень)
- Шпалы, рельсы и рельсовые скрепления
Из всего этого, земляное полотно относится к нижнему строению пути, а всё остальное - к верхнему. И вот на границе, между земляным полотном и песчаной подушкой укладывается геотекстиль.
Таким образом, геотекстиль выполняет сразу несколько задач. Во-первых, разделяет слои и предотвращает смешивание под массой проходящих многотонных поездов щебня и песка с грунтом земляного полотна, а также повышает несущую способность слабых грунтов.
Во-вторых, выполняет дренажную функцию, помогая отводить избыточную влагу. При этом, также несет в себе функцию фильтрации - то есть позволяет воде проходить сквозь себя, но не пропускает мелкие частицы, предотвращая образование пульпы - грязе-водяной смеси, которая никак не является надёжной опорой железнодорожного пути и негативно влияет на устойчивость последнего.
Опыт строительства и капитального ремонта железных дорог показывает, что применения геотекстиля позволяет не только снизить стоимость строительства за счёт сокращения объёмов замены грунта, но и повысить срок службы пути. Особенно это касается условий, когда путь проходит по слабым и болотистым грунтам.
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!