Классический образец авторского европейского кино, фестивального кино, по стилистике очень похожего на послевоенный итальянский неореализм. Здесь нет именитых актеров, динамичного сюжета и множества диалогов, но есть тонкая проработка деталей, естественные лица, акценты на чувствах и драма простого человека. Здесь все эмоциональные стадии – от жизни до смерти, от любви до отчаяния, и всё это на фоне заснеженной альпийской деревушки, старенькой церкви, скромного жилья и еще более скромного быта героев, этюдов Шопена и концерта «Времена года» Вивальди.
Большая патриархальная итальянская семья, 1944 год. И это правда отчасти напоминает историю сестер Марч из романа «Маленькие женщины», потому что тоже о судьбах девушек, о взрослении и о первой любви, конечно же.
Вообще послевкусие после просмотра – словно два часа тайком подсматривал за чужими тайнами, а теперь также тихо, шёпотом, нужно поделиться тем, что увидел. Фильм, как чужой альбом со старыми фотографиями. Ты совершенно не знаешь этих людей, но очень нравится перелистывать страницы.
🎬Горная невеста (2024)
Vermiglio
В оригинале фильм носит название «Вермильо» - по названию горной деревни в Южном Тироле, где происходят все события. В Вермильо нет немцев, но почти все мужчины на фронте, в деревне только дети и старики. И два молодых дезертира. Один из них местный – Аттилио. Второй – сицилиец Пьетро. Он вынес на себе контуженного друга и теперь они скрываются в Вермильо под присмотром местного учителя.
Учитель этот, Чезаре Казадеи, очень умный человек, но в семье бесполезный, если можно так сказать. Вместо того, чтобы купить хлеба, тратит деньги на пластинки, ведь это пища для души. То, что при этом не хватает еды, уже неважно. К перманентно беременной жене, которая родила ему десятерых детей (выжило восемь), и в финале после очередных родов она снова беременна, относится прохладно, чтобы авторитет в глазах детей не подрывать. За всю жизнь (и за всех детей) не подарил ей ни одного цветка, на что супруга логично обижена, но Боже упаси высказать свои претензии.
С многочисленными детьми отношения тоже – такое себе. Чезаре выделяет только младшую дочь Флавию. И то только потому, что девочка очень способная и лучше всех в школе. Если тебе не дано большего, как старшему сыну Дино, твой удел – пасти овец и коров, и нечего обижаться. Любит ли Чезаре детей? Если и да, то никто об этом даже не догадывается. Учитель мнит себя правильным и идейным, смиренно принимающим все невзгоды, но в секретном месте хранит папочку с запретными фотографиями…
Дети авторитет отца уважают, особенно младшие мальчики и дочери (Флавия, например, ещё и гордится тем, что она умная, как папа, и доверяет ему даже такие девичьи тайны, как то, что у неё кровь пошла. Ему, а не матери). Девушки переживают взросление по-разному. Флавия ещё наивно рассуждает о романтике и поцелуях, Ада физически очень развита, находится в процессе активного познания своего тела, за что испытывает жуткий стыд, без конца молится и просит прощения за грехи на исповеди. Мучения терзают её столь сильно, что в итоге успокоение она находит только в монастыре.
А самая взрослая в семье Лючия и вовсе влюбляется. В кого? В Пьетро, конечно, друга, которого привел с собой её кузен Аттилио. А в кого ещё? Как говорится, пришла пора, она влюбилась. Подходящих вариантов, кроме сицилийца-дезертира не было. Парень видный, чувства оказались взаимны. Настолько, что он попросил у Чезаре руки его дочери, а тот согласился.
Молодые счастливы, ещё не зная, что их ждет впереди. А впереди – окончание войны, и поездка Пьетро домой, нужно же сообщить родным, которые наверняка считают его погибшим, что он жив-здоров, и даже скоро станет отцом.
И эта поездка изменит всё, потому что Пьетро из нее не вернется. А почему – вы узнаете, посмотрев фильм, основной смысл которого – в хрупкости счастья и призрачности надежд.