Когда я посмотрела “Робокопа” (1987) Пола Верховена, я задумалась над тем, кто же круче – робот или человек. Алекс Мёрфи стал сильнее, когда его воссоздали в оболочке машины. Но всё же такое придумал именно человек. Если бы не его живой разум, искусственный бы не смог продвинуться в своём развитии.
В настоящее время искусственный интеллект набирает силу (он далеко ушёл от того, что показано в “Робокопе”). Он может многое. На днях писала статью про заводы, работающие без человека, там даже освещение не требуется – машины справляются в некомфортных для человека условиях и не жалуются, могут работать круглосуточно и не просятся в отпуск или покурить до понедельника. С одной стороны, выносливая машина выполняет тяжёлую физическую работу за человека. Это круто. С другой, посыл статьи в том, что человек – это очень проблемный фактор для бизнеса, где трепетно относятся к эффективности и издержкам. Ему всё время что-то нужно – то поесть, то поспать, то лопатка зачесалась, а то вообще взял и умер, а завтра ответственный митап с иностранцами.
Взаимоотношения природы и человека всегда интересовали литературу и кинематограф, а, когда венец природы впустил в свою жизнь технологии, стало ещё интереснее, борьба только разгорелась ещё жарче. Вообще к искусственному интеллекту я отношусь с опаской, мне бы не хотелось тотального его контроля и власти, особенно если он станет принимать участие в сочинении статей, книг и сценариев. И, когда смотрю фильмы на эту тему, нахожусь на стороне человека.
Искусственный интеллект для меня – это как социальные сети. Ключевое у них не в лучшем слове – интеллект и социальный соответственно; а в искусственный и сеть (имитация и дискомфорт). Вся прелесть всегда в натуральном (от слова natural – природный), а счастье – в свободе, когда позволяют чувствовать и выбирать, а не заталкивают в рамки и требования, которые трудно осмыслить.
И несколько фильмов на тему искусственного интеллекта у меня набралось.
“Симона” (2002, S1m0ne), режиссёр Эндрю Никкол
Актриса (в исполнении Вайноны Райдер) выходит из проекта, а режиссёр Виктор Тарански (в исполнении Аль Пачино) не хочет закрывать его, потому заменяет настоящую актрису цифровой копией – Simulation One, или S1m0ne (её роль исполняет модель Victoria's Secret Рейчел Робертс). Он не хочет раскрывать природу её происхождения, а постепенно и сам начинает верить в её реальность.
В год выхода этот фильм не обрёл популярности. Основной актёрский состав – Аль Пачино, Вайнона Райдер, Кэтрин Кинер – отстраняется от него, как, например, сейчас пытается уклоняться от расспросов о “Мадам Паутине” Дакота Джонсон. Как пишет The Guardian, в начале 2000-х карьера режиссёра и сценариста Эндрю Никкола только начала набирать обороты после успеха "Гаттаки" и "Шоу Трумана", а “Симона” значительно подпортила ему репутацию.
Рейтинг фильма на Rotten Tomatoes от критиков застыл на 50%, а зрительский – на 36% на основе более 5000 оценок.
Это был один из первых фильмов на тему ИИ, которые я посмотрела (вместе с “Робокопом”). Это было давно, тема так активно и широко не освещалась, а увлёк меня сам сюжет своей необычностью (тогда это правда было экзотикой). Зато сейчас образ Симоны выглядит как никогда актуально – это же практически та самая функция, которая ценится на фабриках, где даже нет света. Симона не нуждается в отдыхе, еде и зарплате, её нельзя обидеть, она не хлопнет дверью, как свойственно эксцентричным звёздам. Симона – это иллюзия в прямом смысле. Её создал мужчина – она вечно молодая, стройная и милая, а он – её Бог, и она согласна, что без него она – это просто сочетание нолей и единиц. В этом прослеживается и модель работы машины шоу-бизнеса с его стандартами красоты. Важно ли что внутри, если наружность способна приносить кассу студии.
“Из машины” (2014, Ex Machina), режиссёр Алекс Гарленд
Программист из компании Blue Book Калеб Смит (в исполнении Донала Глисона) проходит отбор для тестирования робота-гуманоида Авы (в исполнении Алисии Викандер). Он должен общаться с ней на протяжении недели, чтобы выявить, умеет ли она чувствовать и думать, как человек; и как изменится его манера общения, если он уже знает, что перед ним робот.
Тестирование проходит в уединённом особняке Натана Бейтмана (в исполнении Оскара Айзека), директора Blue Book и создателя робота Авы.
За неделю Калебу придётся многое переосмыслить в обществе робота и его создателя.
Робот Ава олицетворяет идеального человекоподобного робота – внешне похожа на человека, а по поведению прагматичная и преследующая свою цель, а для этого использующая другого для того, чтобы достичь её. Она создана человеком, и в неё вложены черты создателя – эгоистичность и жестокость. В этом как раз есть подтверждение моей мысли, что без человека не было бы и технологий. Но любопытно и то, что машина повторяет именно жестокость человеческой натуры, её трудно научить душевности и теплоте.
“Ева: Искусственный разум” (2011, Eva), режиссёр Кике Маильо
Действие разворачивается в будущем, когда люди и роботы сосуществуют на равных. Инженер-разработчик Алекс Гарель (в исполнении Даниэля Брюля) вернулся в свой родной город после длительного отсутствия. Он должен доделать свой старый проект – робота-ребёнка модели SI9.
Также в своём родном городе Алекс снова сталкивается с Ланой (в исполнении Марты Этуры), с которой у него был роман. Но сейчас она живёт с Давидом (в исполнении Альберто Амманна), братом Алекса, и они воспитывают дочь Еву (в исполнении Клаудии Веги). Алекс обнаруживает, что девочка похожа на него самого.
Для меня “Из машины” и “Ева: Искусственный разум” встали в один ряд. В них подтекстом идёт тема жестокости. В “Еве” – люди жестоки друг к другу, в “Из машины” – жестока технология, которая изначально является изобретением человека, но она ему не служит, а убивает. Разумеется, в основе сюжетов лежит исследование искусственного интеллекта и его потенциальных последствий для человека. Если роботы могут говорить, выглядеть и вести себя как люди, то чего от них можно ожидать – словно ставится риторический вопрос.
“Предчувствие” (2023, La Bête), режиссёр Бертран Бонелло
В 2044 году искусственный интеллект стал гуманистичнее, а для человека разработана процедура очистки ДНК. Правда, не все поддаются процедуре, они не могут избавиться от своих эмоций. Габриэль Моннье (в исполнении Леа Сейду) – одна из таких.
Каждый раз во время процедуры очистки она вспоминала одного и того же человека – Луи Леванского (в исполнении Джорджа Маккэя). Луи во всех вариантах её жизни вызывал у неё тёплые чувства.
Но также она не могла избавиться и от страшного предчувствия чего-то ужасного.
Этот фильм не получил должной оценки в фестивальный сезон. Его отверг оргкомитет Канн, а в Венеции фильм был всё же тихо показан в рамках основного конкурса. Я смотрела его в кинотеатре без ожиданий и не думала, что он преподнесёт что-то интересное. Но у этого фильма есть такое свойство – он остаётся в памяти надолго после просмотра. Он идёт два с половиной часа, он состоит из множества философских диалогов, он переносит в разные столетия. Каждый раз Габриэль терзается предчувствием, что бы с ней ни происходило.
По итогу его хочется обдумывать – он задаёт направление для мыслей. Искусственный интеллект назван в синопсисе гуманистичным, но используется для того, чтобы очистить ДНК человека от ненужного “мусора” (от эмоций). Если вдуматься, то ИИ пытается превзойти человека, он вторгается в его природу, чтобы убить её. Ведь без эмоций человек станет машиной. Тогда противостояние установится между машинами. То есть в фильме показан мир, в котором эмоции считаются опасными, и 2044 год стал таким, когда человека научились избавлять от опасности. Хорошо ли это? Опасно ли быть эмоциональным, или, иными словами, живым?
Габриель пребывает в подавленном и растерянном состоянии в каждую из своих жизней. Но. В фильме Габриэль пребывает в процессе очищения (она лежит в этом резервуаре, вспоминая прошлое), и где гарантия, что искусственный интеллект не внушает ей, что эмоции опасны и являются недостатком, чтобы она убедилась в необходимости стать “чистой” от чувств и переживаний? А, следовательно, без эмоций она стала бы более покладистой и удобной для манипуляций.
И я считаю, что следующий фильм отчасти можно назвать продолжением этой мысли из фильма Бертрана Бонелло.
“Оценка” (2024, The Assessment), режиссёр Флёр Форчун
Мир разделён на две части – одна непригодна для нормальной жизни из-за последствий климатической катастрофы, и сюда же высылают неугодных; во второй климат контролируется, а состояние жителей поддерживается с помощью препарата сеноксидина, увеличивающего продолжительность жизни до ста и более лет.
В этой половине мира привилегией является родительство. Для получения ребёнка нужно пройти строгий отбор, а потом семидневное тестирование.
Супруги Мия (в исполнении Элизабет Олсен) и Арьян (в исполнении Химеша Пателя) как раз прошли отбор, получили право на тестирование. Государство прислало им асессора Вирджинию (в исполнении Алисии Викандер), чтобы она оценила все аспекты их совместной жизни, прежде чем вынести вердикт, будет у них ребёнок или нет.
В этом фильме нарисован ужасающий вариант жизни, это слово даже можно ставить в кавычки – “жизнь”. Потому что общество полностью контролируется правительством, оно управляет виртуально с помощью ИИ, то есть в этом мире тотальный контроль с использованием цифровых технологий. Люди не стареют, будущее выглядит блёкло, ведь нет забот кроме технологий и разведения водорослей. В условиях нехватки ресурсов лишние люди не нужны, потому и родительство так трудно достаётся.
И, собственно, как и у Бонелло, эмоции в этом мире являются ненужным фактором. В этом мире уживутся только бывшие люди, те, кто принял правила и готов погрузиться в симуляцию и воспринимать цифровые копии животных и детей как настоящих. А значит даёт безмолвное согласие на манипуляции с собой.
“Робот и Фрэнк” (2012, Robot & Frank), режиссёр Джейк Шрейер
У пожилого Фрэнка (в исполнении Фрэнка Ланджеллы), бывшего вора-домушника, прогрессирует болезнь Альцгеймера. И сын купил ему робота-ассистента, чтобы тот во всём ему помогал.
На самом деле, среди всех фильмов, связанных с ИИ в моём списке, этот самый безобидный. Добрый и душевный. Здесь умный робот действительно стал помощником для Фрэнка, у них даже завязалось что-то вроде дружбы. И это получилось трогательно. Фрэнк втянул робота в приключение, сделав его своим сообщником – ничего такого не происходит в фильме, это прямо-таки семейная история, приправленная светлой грустью.
Основным посылом фильма является то, что машины могут служить добру. В финале даже показано, как роботы действительно помогают пожилым людям в их быту.