Давным-давно в спорах о том, какой должна быть поэзия — свободной от социального, юмористического или прикладного влияния или же открытой всем ветрам культуры, — страсти кипят нешуточные. Если доводить всё до крайностей, то одни требуют «чистого» искусства, другие видят в таком подходе снобизм. Но, возможно, ответ уже давно найден — и лежит, например, в работах английского философа Робина Джорджа Коллингвуда (1889 – 1943). В этой статье предлагаю не изобретать велосипед, а подтянуть матчасть. В своей книге «Принципы искусства» (1938) Коллингвуд разделяет подлинное искусство и то, что он называет псевдоискусством. Последнее, хоть и выглядит как творчество, служит другим целям. Философ выделяет несколько видов псевдоискусства, но подробно разбирает два: Если с тем, что такое развлекательное искусство, всё понятно без объяснений, то термин «магическое» псевдоискусство нуждается в пояснении. Речь не идёт о волшебстве или деятельности первобытных шаманов. Так Коллингвуд называет совместные
Чистая поэзия vs псевдоискусство: как британский философ разрешил вековой спор
6 июня6 июн
143
3 мин