Каким бы наш мир был без «Битлз»? Невозможно представить? Еще бы, ведь эта четверка парней оказала огромное влияние на всю современную музыку и произошло это совсем недавно, почти вчера.
«Вчера»
17 июня - знаменательный день для всех битломанов, да и для всех любителей музыки. 60 лет назад родилась первая рок-баллада, величайшая песня современности «Yesterday» (далее буду называть ее «Вчера», и все остальные названия тоже будут на русском, дабы не схватить случайный бан за использование иностранных слов). 17 июня 1965 года сэр Пол Маккартни, тогда еще не сэр, записал ее в студии «Эбби Роуд» и она навсегда обессмертила его имя. И ведь ничего нет в ней сложного, как музыканты говорят: «три аккорда». А может, ее гениальность вовсе не в аккордах, а в последовательности семи нот, в которых, как в некоем загадочном шифре и скрыта разгадка?
История песни уже обросла легендами. Говорят, что мелодию Пол Маккартни услышал во сне. Такое часто случается с гениями, и великий химик Менделеев со своей периодической таблицей яркий тому пример. Хотя…
в музыке Маккартни тоже есть химия, только состоящая из звуков, чувств, ощущений, которые кружат голову не хуже лабораторных реактивов.
С этой песни началось мое знакомство с рок-музыкой (из альбома «Битлз» «Хелп»), а вскоре отец подарил мне пластинку «Вечер трудного дня» фирмы «Мелодия». И я влюбилась в музыку этих ребят, слушала по сто раз в день, заездила ее так, что месяца через два от пластинки остались рожки да ножки, и батюшка привез мне новую (вместо цветочка аленького).
Надо сказать, что мой родитель, заядлый битломан и любитель рок-музыки, правильно сделал, что дал помучить именно этот альбом. Свои импортные пластинки он хранил отдельно, давал слушать только под присмотром (не дай бог поцарапаю). У папы была вся виниловая коллекция «Битлз», а отдельные записи, не вошедшие в альбомы, он хранил на «бабинах» - таких больших пленках.
Потом в мою жизнь ворвались «Роллинги», «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», «Квин», «Металлика», «Аэросмит» и многие другие. Я металась между классикой и роком. Но песня Пола снова и снова возникала в моей жизни.
Подруга или гитара?
Когда я училась на дирижера, познакомилась с парнем-гитаристом, он был студентом параллельного отделения - осваивал классическую гитару. Надо ли говорить, что для гитаристов это не просто личный инструмент, а подруга, муза, богиня, они действительно молятся на нее и никому не дают прикасаться к «своей прелести».
Но он стал учить меня играть на своей (!) дорогущей испанской гитаре. И, конечно, первой песней, которую я захотела освоить, стала песня сэра Пола.
Помню, как мне было тяжело осознать, что на струнных инструментах мелодию можно сыграть на разных струнах (даже на одной) и от этого менялся тембр, создавая другое необычное звучание. Фортепиано в этом отношении ограничено: одна нота - одна клавиша и баста!
Помню как болели мои пальцы, не привыкшие к струнам, даже к мягким нейлоновым. Вообще-то пианистам (а моим инструментом во время учебы были не только дирижерские руки, но также и фортепиано) не разрешают играть на струнных, подушечки пальцев грубеют, на них образуются жесткие мозоли, которые мешают ощущать клавиши. Педагоги ворчали, но я продолжала заниматься с этим парнем.
А он молчал два месяца, всё играл для меня говорящие мелодии и смотрел говорящими глазами, а потом признался в своих чувствах. Эти глаза я описала в своем романе «Последний корабль» (в моменте, когда Эрнесто играет и поет).
Так что важнее: девушка или гитара? Или девушка, играющая на ТВОЕЙ гитаре?
В то время я не понимала этого трепета перед музыкальным инструментом, осознала его позже, когда сама сколотила музыкальную группу. Нас было четверо - три парня и я. Удивительно, но тусовочная (в плохом смысле) рокерская жизнь обошла нас стороной. Да нам это было и не нужно, потому что МУЗЫКА уносила нас в другие миры, мы были страстно влюблены в нее: писали песни, играли их на концертах, и нам казалось, что это самое счастливое время в нашей жизни.
Именно в группе ты понимаешь, что одна голова хорошо, а четыре лучше! Когда приносишь что-нибудь новенькое на репетицию (стих или мелодию) и ребята тут же накидывают аранжировочку или выворачивают песню так, что родная мама не узнает, и меняется она, естественно к лучшему. Единожды поймав необыкновенное ощущение творческой эйфории, ты никогда не сможешь его забыть. Оно чем-то напоминает любовь: глаза горят, сердце бьется чаще, нарастает нервное напряжение. В тот момент мир сужается до объекта, который возникает из ничего, и в который, я не побоюсь этого выражения, ты вдыхаешь жизнь. Я и прозу пишу в таком же состоянии: запираюсь, как отшельник, родные напоминают, что хорошо бы поесть или хотя бы попить, но тут же огребают по полной - а вот не надо отвлекать! Однако и выматывает творческая жизнь тоже порядочно. Может, поэтому многие гении рано ушли, потому что жили в творческом огне постоянно, а не эпизодически, как мы - простые смертные.
Теперь, у меня «проживает» только классическая гитара, и когда я беру ее в руки, всегда вспоминаю этого парня-гитариста и эту песню «Битлз» - самую первую, которую я научилась играть на его прекрасной «испанке».
Каким был бы мир без «Битлз»?
Я часто мысленно задавала себе этот вопрос, но вдруг решила спросить у нейросети. И она мне ответила… фильмом, который так и называется «Вчера» от режиссера Дэни Бойла.
Сюжет фантастический. Музыкант-неудачник Джек Малик (Химеш Патель), выступающий в заштатных клубах со своими неприметными песнями, попадает в аварию, прикладывается головой и зубами к асфальту и оказывается в параллельном мире, где никто никогда не слышал о «Битлз».
Но об этом он узнаёт чуть позже, в кафешке, где ему пришло в голову исполнить «Вчера» перед друзьями. Те, впечатленные гениальностью мелодии, спрашивают: «Кто автор?»
Джек хмыкает, думает прикалываются, напоминает про «Битлз», но по недоуменным взглядам понимает, что они не шутят. Он кидается к Гуглу, набирает слово «Битлз», а в ответ - картинки с жуками и ни единого упоминания о великой четверке!
В голове Джека возникает гениальный, но мошеннический план: выдать творения «Битлз» за свои. А вот что из этого получилось, не напишу, иначе смотреть вам будет неинтересно (если кто-то еще не видел фильм, очень советую, интересные каверы на песни «Битлз», мне понравились).
После просмотра этого фильма я задумалась: а ведь и правда, какая бы музыка нетленная не была, ее место в той эпохе, в которой она расцвела, как ландыши на обложке моей статьи. Так было со многими классическими произведениями. Что мы сейчас помним из музыки Баха, Моцарта, Бетховена? Лишь «хиты». А Гендель, Гайдн, да тот же Сальери (кстати, музыку неплохую писал), изучение их творчества - удел узких специалистов-музыковедов? Их место заняли композиторы-романтики, а их в свою очередь начали теснить композиторы-импрессионисты и экспрессионисты. Становится страшно от мысли, что музыка будущего со временем полностью вытеснит «Битлз», и это станет колоссальной потерей для человечества!
А вы что думаете? Каким бы наш мир был без «Битлз»?
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, автору это всегда приятно. 😊