Найти в Дзене
Йога с душой

Адвайта vs Буддизм: как выбрать свой путь к свободе

Оглавление

В Индии еще с древних времен существует множество глубочайших метафизических систем. Один только индуизм содержит внутри себя несколько течений веры, среди которых две религиозные школы оказали наибольшее влияние на духовную карту не только Индии, но и всего Востока: Адвайта-веданта и Буддизм 🕉️☸️

Понятия «Адвайта-веданта» и «Буддизм»

В широком смысле Адвайта-веданта - это теологическая философия абсолютного единства, где всё есть Брахман, а Атман (то есть истинное «Я») - вечное и неизменное. Буддизм в то же самое время является путем освобождения через осознание непостоянства, причинности и абсолютного отсутствия неизменного «Я».

Однако, обе эти религиозные школы учат, что: мир - не то, чем кажется, а страдание - плод иллюзии. Но каждый путь предлагает свою глубину, свой стиль мышления и свой образ свободы. 

Сегодня я предлагаю подробно рассмотреть две недвойственные традиции, два взгляда на «Я», мир и освобождение души, а также узнать ответы на самые важные вопросы, которые возникают при выборе пути!

Исторический контекст и главное понятие «Я»

Исторически Буддизм возник в VI веке до н.э., как реакция на ритуализм ведической традиции. Будда отверг авторитет Вед и учение о «вечном Я».

Адвайта-веданта была окончательно сформулирована в VIII веке н.э. философом Шанкарой, как ревизия ведической мысли, противопоставляемая буддийской пустотности. Философия Адвайта-веданты объясняет: Всё вокруг  - это Брахман. Вся множественность является лишь видимостью, как змея, принимаемая за верёвку. Освобождение есть в узнавании этой истины. 

Шанкара говорил: «Буддизм отрицает реальность, мы же говорим: реальность - одна. Не форма, но сознание». В то время как Буддизм сообщает: «Всё пусто. Нет независимой сущности ни в теле, ни в уме, ни в мире. Освобождение - в прозрении пустотности и прекращении цепляний».
-2

Касаясь фундаментального понятия «Я» в Адвайте и Буддизме, стоит выделить несколько основных аспектов.

Адвайта

  • Атман - это чистое сознание, которое не изменяется, не умирает и не рождается.
  • «Я» - это свидетель, не отождествлённый ни с телом, ни с умом.
  • Суть практики: осознать, что «Я - Брахман».
Тексты Брихадараньяка-упанишады говорят: «Этот Атман - нежен, нестареющ, он не умирает. Он вечен, чист и свободен».

Буддизм

  • Нет неизменного Атмана.
  • То, что мы зовём «я» - это лишь поток событий: восприятия, памяти, желаний.
  • Суть практики: увидеть, что всё, за что мы цепляемся, непостоянно, и тем самым освободиться от страданий.
Тексты Анатма-сутты говорят: «Если бы у человека было неизменное Я, он мог бы сказать: «пусть моё Я будет таково», но нет в нас ничего постоянного».
-3

Особенности практик

Путь к освобождению в Адвайте начинается с внутреннего различения между временным и вечным. Человек, стремящийся к истине, должен ясно осознать: всё, что приходит и уходит: тело, мысли, желания - не есть его истинная природа. Атман, или Я, в этой традиции - это чистое сознание, не затронутое ни временем, ни страданиями. Для пробуждения требуется не усилие воли, а проникновение в природу себя через размышление, созерцание и глубокую медитацию. Так, на этом пути важны три этапа:

  1. Гьяна-йога (слушание, размышление, медитация)
  2. Вопрос: «Кто я?»
  3. Учения Шанкара, Рамана Махарши, Нисаргадатта Махараджа

Буддизм предлагает иной путь. В буддизме нет «вечного Я», нет того, кто бы наблюдал. Всё, что мы принимаем за «я» - это лишь быстро меняющийся поток телесных ощущений, эмоций, мыслей, влечений. Освобождение приходит тогда, когда ум начинает видеть эту игру и больше не цепляется ни за что. Медитация становится инструментом освобождения через:

  1. Восьмеричный путь: правильное видение, речь, намерение, действие, образ жизни, сосредоточение, усердие и самадхи
  2. Основной метод - наблюдение пустотности всего возникающего
  3. Учения Будды, Нагарджуны, Падмасамбхавы

21 век и современные подходы к учениям

Сегодня всё больше духовных последователей открыто совмещают элементы обеих традиций в одну. Они практикуют осознанность и пустоту, как учил Будда, но также исследуют вопрос «Кто я?», как учил Рамана Махарши. Для многих современников различие между Брахманом и шуньятой становится вопросом языка, а не сути. Одни называют абсолютное «сознанием», другие - «пустотой», но оба указывают за пределы ума, туда, где нет ни концепций, ни границ, ни страдания.

Таким образом, можно сделать вывод, что и Адвайта, и Буддизм указывают нам: твоя подлинная природа - вне ума, вне эго, вне времени. Однако, одна философия говорит: «Ты - вечное сознание», а другая - Ты - поток без сущности». Каждый путь предлагает величайший дар Востока: освобождение от иллюзии. Именно так, Адвайта и Буддизм двумя разными языками зовут к одному пробуждению.

В конце концов, и Адвайта, и буддизм зовут к тишине. К той тишине, где ум не утверждает ничего, не отрицает ничего, и просто пребывает. Там нет ни дхармы, ни «я», ни «не-я». Там только чистое бытие.

Какая философия ближе вам? Поделитесь своим мнением в комментариях!