Найти в Дзене
у Техномага

Страницы истории магнитофоностроения. Roberts.

Этой заметкой я открываю новый цикл (сказано слишком громко, скорее, рубрику, но пусть будет), который, с одной стороны можно рассматривать, как логическое продолжение «войны форматов (видео)», а с другой — как самостоятельное направление. Речь пойдет о компании Roberts, более точно — Roberts Electronics, Inc. А начало было такое. В марте 1947 года человек пл имени Robert Metzner с другом, по имени Bill Maas (я специально пользуюсь оригинальным написанием имен) основали компанию Califone Corporation, которая впоследствии стала подразделением продукции для образования компании Roberts Recorders. Компания Califone существует и сейчас, выпускает высококлассные аудиокомпоненты и была первой американской компанией, предложившей широкой публике катушечные магнитофоны и полупроводниковые тюнеры. Вот несколько архивных фотографий сделанных на фабрике Califone 50-х годов. Califone, компания этого самого мистера Metzner'а стала заниматься транскрипционными проигрывателями, т. е. устройствами дл

Этой заметкой я открываю новый цикл (сказано слишком громко, скорее, рубрику, но пусть будет), который, с одной стороны можно рассматривать, как логическое продолжение «войны форматов (видео)», а с другой — как самостоятельное направление.

Речь пойдет о компании Roberts, более точно — Roberts Electronics, Inc.

А начало было такое.

В марте 1947 года человек пл имени Robert Metzner с другом, по имени Bill Maas (я специально пользуюсь оригинальным написанием имен) основали компанию Califone Corporation, которая впоследствии стала подразделением продукции для образования компании Roberts Recorders.

Компания Califone существует и сейчас, выпускает высококлассные аудиокомпоненты и была первой американской компанией, предложившей широкой публике катушечные магнитофоны и полупроводниковые тюнеры.

Вот несколько архивных фотографий сделанных на фабрике Califone 50-х годов.

-2
-3
-4

Califone, компания этого самого мистера Metzner'а стала заниматься транскрипционными проигрывателями, т. е. устройствами для проигрывания транскрипционных дисков.

Честно сказать, до сего времени я не знал, что это за штука такая, в смысле диск. Но Google знает,

это специальная фонографическая запись, предназначенная для радиопередачи или записанная с нее . Иногда ее называют транскрипцией радиопередачи или радиотранскрипцией или ее называют пластиной, иногда ее также просто называют электрической транскрипцией, обычно сокращенно ET среди профессионалов радио.

Эти диски имеют диаметр 40 см и записываются на скорости 33,1/3 об. Этот формат был стандартом примерно с 1930 по 1960 годы.

Один из видов транскрипционных дисков.
Один из видов транскрипционных дисков.

В 1957 году Robert G. Metzner изобрел и запатентовал регулятор скорости для проигрывателей пластинок.

В 1958 журнал Audio Egineering известил о первом транспорте для магнитной ленты (т. е. ЛПМ), которому Robert Metzner дал имя Starlight.

Рекламный листок Strarlight.
Рекламный листок Strarlight.

С таким же именем компанией Metzner Electronics был выпущен и проигрыватель пластинок.

Проигрыватель Starlight.
Проигрыватель Starlight.

Изготовителем магнитофонной приставки была указана компания Metzner Electronics Corporation, 1041 Sycamore Ave., Hollywood, CA. Это название использовалось до появления названия Roberts.

Немного позже тот же Robert G. Metzner и Robers Craig основали компанию Roberts Electronics, Inc.

Отец компаньона Метцнера, Talton Craig был дистрибутором Califone и предоставил доступ продукции Roberts к своей дистрибуторской сети.

Первым логотипом новой компании было двойное R и первые рекламные объявления имели вот такой вид.

Реклама магнитофонов.
Реклама магнитофонов.

Однако такое лого не понравилось юристам Rolls Royce.

Roberts и Rolls Roys. Действительно, есть сходство.
Roberts и Rolls Roys. Действительно, есть сходство.

И правда, что то есть такое.

Отношения с Akai начались, видимо, с 1953 года, когда на ремонт в Califone кто то принес не очень обычный проигрыватель пластинок. Т.е. заинтересовал их не столько сам проигрыватель, сколько его мотор. Изучив маркировку, Robert Metzner выяснил, что зарегистрирован этот мотор неким Saburo Akai. После некоторых переговоров г-н Akai прислал буклеты с описанием своей продукции и моторы Akai стали использоваться в некоторых устройствах Califone.

Когда Akai прислал образцы своих магнитофонов, их качество оказалось невысоким и Меtzner в качестве примера привел качество Ampex и отправил в Японию в качестве примера аппарат Ampex 600.

Ampex 600. С него все и началось.
Ampex 600. С него все и началось.

Японцы фактически скопировали основную конструкцию. Ранние модели Akai и Roberts были похожи, но несколько отличались от Ampex схемными решениями.

Родственники Ampex, Akai, Roberts.
Родственники Ampex, Akai, Roberts.

Между Akai и Roberts было соглашение, что Akai будет выпускать продукцию согласно спецификациям Roberts, присылать из Японии в США, где перед отправкой в продажу будут тщательно проверять каждый аппарат. Кроме того, был заключен контракт, согласно которому Robert Electronics стал единственным северо-американским дистрибутором магнитофонов. Г-н Akai продавал такую же или похожую продукцию в остальные страны под своим именем и выплачивал Roberts соответствующие патентные отчисления.

Так продолжалось до 1972 года, пока Akai сам не зашел на рынок США.

Сам Robert Metzner выучил японский язык и начиная с 1958 года 12 раз был в Японии и поддерживал дружественные отношения с Saburo Akai до самой смерти последнего в 1973 году. Компании Califone и Roberts как раз и работали на этом рынке.

В конце 50-х годов конгресс выделил 4 миллиарда долларов на нужды образования в США. Это немалая сумма и сейчас, а тогда — наверное, астрономическая.

И чтобы поучаствовать в освоении этих ресурсов в 1959 году Джек Дэвис из Rheem Manufacturing Company (компания, основанная братьями Rheem в 1927 году, была поставщиком упаковки для нефтяной промышленности) обратился к Роберту Метцнеру по поводу приобретения доли в Califone, а в 1961 они приобрели и миноритарную долю в Roberts Electionics. Было образовано подразделение Rheem Califone-Roberts Division, занимающееся продажей магнитофонов, оборудования для обучения, звуковых систем и другого сопутствующего оборудования для дома, школ и промышленности. Роберт Г. Метцнер был сохранен в качестве консультанта и продолжил работу с Rheem/Califone/Roberts.

Новое лого.
Новое лого.

В магнитофонах Roberts (не во всех, в части моделей) применялась первоначально предложенная компанией Tandberg система Crossfield, в их обозначении всегда была буква X.

Реклама модели 770
Реклама модели 770

Эта система давала приличный выигрыш в качестве записи, но при этом усложнялась конструкция и настройка блока головок, со временем потеряла свои преимущества.

Но сама по себе система Crossfield довольно интересна и, на мой взгляд, изящна. Но с развитием технологии производства магнитных лент и головок потеряла свою актуальность.

К сожалению, магнитофоны Crossfield мне в руки не попадались, знаю только теорию.

В «Радио» в свое время статьи о Crossfield были, кто то даже сумел ее воспроизвести (не знаю только, какие ресурсы были в его/их распоряжении, точно это не были рядовые радиолюбители).

Первым аппаратом, который работал с с большими катушками 10 ½ дюйма, был вот такой Akai-Rheem-Roberts.

Братья близнецы Akai, Roberts. Rheem Califone
Братья близнецы Akai, Roberts. Rheem Califone

Частотный диапазон 25-22 000 Гц для 60-х годов и лент того времени впечатляет.

Перечислять все выпускаемые устройства особого смысла нет, но на некоторые стоит обратить внимание.

Во-первых, это такой «всеядный» комбайн, известный нам больше под маркой Akai.

Три-в-одном. Кассета - катушка - картридж.
Три-в-одном. Кассета - катушка - картридж.

Но авторство и ключевые патенты принадлежат тому самому Роберту Метцнеру.

Технические данные:

Track system: 4-track, 2-channel, stereo/monaural system

Motor: 2-speed condenser

Reel size: up to 7 inch reel

Equalization: NAB

Tape speeds: 1 7⁄8 3 3⁄4 7 1⁄2 ips («джентльменский набор»: 4-9-19 см/с)

Wow and flutter: 0.09% (на максимальной скорости)

Frequency response: 30Hz to 23kHz (на максимальной скорости)

Signal to Noise Ratio: 50dB

Input: 25mV (line), 0.15mV (mic)

Output power: 12 watts

Speakers: 1 x 4"

Weight: 49.4lbs (примерно 22.5 кг)

Price: USD $599.95

Такой аппарат можно купить и сейчас, вот реальное фото с ebay.com

Современное фото с ebay.
Современное фото с ebay.

Этот агрегат имеет несколько разновидностей:

Катушка + 8-и дорожечный картридж

Катушка + компакт-кассета

Три-в-одном: катушка + кассета + 8-и дорожечный картридж.

В 80-х годах я такой Akai видел у знакомого дядьки, особых восторгов по поводу кассетной части я от него не слышал.

Но сама идея иметь иметь одно устройство вместо трех мне тогда понравилась.

Вообще сам Robert G. Metzler обладает 12 патентами, включая реверсивный механизм для Roberts 400X

Roberts 400X
Roberts 400X

Он так же запатентовал и лицензировал Akai технологию объединения катушечного, кассетного и 8-дорожечного магнитофонов в одном устройстве Roberts 333X.

Еще одно устройство (магнитофон, конечно), о котором стоит упомянуть — это уникальный, на мой взгляд, магнитофон выпущенный совместно Akai и Rheem Roberts, сочетающий в себе два устройства: обычный катушечный стереомагнитофон с реверсом и видеомагнитофон, правда, черно-белый Rheem Roberts 1000. Под маркой Akai это устройство называется Akai X-500VT .

Рекламное объявление.
Рекламное объявление.

Вариант Akai выглядит точно также, но имеет другой шильдик.

Akai X-500VT
Akai X-500VT

Магнитофон работает с обычной четвертьдюймовой магнитной лентой, как и и любой катушечный магнитофон.

Но для аудио и видео режимов там все таки два тракта.

Блок головок audio и блок головок video.
Блок головок audio и блок головок video.

Один обычный для катушечного магнитофона реверсивный тракт и второй тракт для видео с блоком вращающихся головок.

Для протяжки ленты как в аудио, так и в видео режимах используется одна и та же пара тонвал — прижимной ролик.

Для перехода из режима аудио в режим видео требовалось перезаправлять ленту в другой тракт.

По формату видео аппарат совместим с другими видеомагнитофонами Akai VT100, VT-110, VT-120, VT-150 и VT-700. работающими с такой же четвертьдюймовой лентой.

Конструкция.
Конструкция.

Коммерческого успеха эта конструкция не имела, возможно, из за своей чрезмерной сложности и не выдающейся надежности.
С инженерной точки зрения это, наверное, был аппарат, опередивший свое время, то доступные на тот момент технологии и элементная база не позволили сделать высококачественный видеомагнитофон, хотя аудиочасть потом была использована в других аппаратах Akai.

Как говорил граф Рязанов («Юнона и Авось»), авантюра не удалась, за попытку — спасибо.

В 1971 году было объявлено, что Akai America представит полную линейку магнитофонов на очередной ежегодной выставке потребительской электроники, между подразделением Califone -Roberts компании Rheem Manufacturing Co. было заключено соглашение и Akai Electric Co., Ltd. of Japan , на основании которого определенная продукция будет продаваться в США под обоими марками, Roberts и Akai.

Согласно условиям этого соглашения основная часть продукции, выпускаемой Akai, будет продаваться исключительно под маркой Roberts.

Последним магнитофоном с маркой Roberts был Roberts 5050X/XDпроданный в 1973 году.

Последний катушечный магнитофон Roberts.
Последний катушечный магнитофон Roberts.

После этого Роберт Метцнер продал свою долю Califone и Roberts Recorders компании Rheem и занялся другим бизнесом.

В 1973 году он запатентовал систему управления скоростью и временными интервалами для автомобильного транспорта, работу над кторой начал еще в 1949 году вместе с сыном (Dr. Richard Metzner ) .

В 1978 году Роберт Метцнер запатентовал технологию построенного совместно с товарищем по имени Gerald M. Fields)гибридного автомобиля Hybrid Hybricon Centaur II, работавшему на газе и электричестве, функционировавшему подобно Toyota Prius.

В 1978 году Метцнер привез этот автомобиль в Детройт и провел там несколько дней, демонстрируя ее тройке автопроизводителей.

Гибридный автомобиль, 1978 год.
Гибридный автомобиль, 1978 год.

Не знаю, кому как, но мне как то вспомнился дизайн Lada 2107.

Но ни один из них не заинтересовался этим гибридом, сочтя его непрактичным.

Роберт Метцнер со своим детищем.
Роберт Метцнер со своим детищем.

Однако, через год после истечения срока действия патента Toyota начала работу над своим гибридом Prius.

Совпадение?

Но это уже другая история и нам, магнитофонщикам, менее интересная.

Эта статья , в основном, построена на воспоминаниях и интервью самого Роберта Метцнера, данному в 2012 году в возрасте 95 лет двум директорам Музея Магнитной Звукозаписи.

Ну, и на последок, супруги Robert и Esther Metzner рядом со скульптурой, котрую Роберт назвал «Convergence».

Супруги Robert и Esther Metzner рядом со скульптурой.
Супруги Robert и Esther Metzner рядом со скульптурой.

Ну что ж, автор, имеет право.

21 декабря 2104 года Robert Gerson Metznerумер у себя дома в Beverley Hills от естественных причин.

Более подробно вот здесь.

https://www.alumni.caltech.edu/robert-g-metzner/