Найти в Дзене
KapToMaHT

Эволюция этнического состава Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, часть 3: адыги (кабардинцы, черкесы)

Ссылка на все ресурсы Оригиналы изображений с полным размером и до выхода статей доступны на Бусти Теперь же взглянём на динамику другой группы народов — адыгов, под которыми обычно понимаются в переписях адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги. Для самих представителей данных групп, они являются единым обществом, но в переписях они были разделены с ещё времён имперского учёта. Причём, в процессе учёт менялся несколько раз. Но мы будем рассматривать их как единое целое. Напоминаю, основная карта отображает все данные, которые есть на портале Этнокавказ, национальный состав отдельных населённых пунктов, если он известен, выведен отдельно, остальная территория районов не учитывает их, потому для рассмотра районной динамики дана миникарта в правом нижнем углу. Перед ознакомлением, рекомендую ознакомиться с первой частью, где лучше разъяснены некоторые административные и прочие нюансы. Оригинал изображения Итак, на 1926 год у нас были сложились две принципиально разные ситуации. С одной ст

Ссылка на все ресурсы

Оригиналы изображений с полным размером и до выхода статей доступны на Бусти

Теперь же взглянём на динамику другой группы народов — адыгов, под которыми обычно понимаются в переписях адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги. Для самих представителей данных групп, они являются единым обществом, но в переписях они были разделены с ещё времён имперского учёта. Причём, в процессе учёт менялся несколько раз. Но мы будем рассматривать их как единое целое. Напоминаю, основная карта отображает все данные, которые есть на портале Этнокавказ, национальный состав отдельных населённых пунктов, если он известен, выведен отдельно, остальная территория районов не учитывает их, потому для рассмотра районной динамики дана миникарта в правом нижнем углу. Перед ознакомлением, рекомендую ознакомиться с первой частью, где лучше разъяснены некоторые административные и прочие нюансы.

Оригинал изображения

Итак, на 1926 год у нас были сложились две принципиально разные ситуации. С одной стороны, на территории современной КБР кабардинцы были достаточно вменяемо отделены об территорий, населённых балкарцами и русскими, исключением был Прималкинский округ/район, где сделать это ввиду расположения сёл не представлялось возможным. С другой стороны, на территории современной КЧР аулы адыгов были расположены чересполосно с абазинскими, ногайскими и русскими. Более того, обозначение «аулов адыгов» использовано потому, что по переписи 1926 года местное население было учтено как кабардинское, не считая двух аулов, где по переписи были уже черкесы.

-2

Оригинал изображения

На 1939 год нам дана уже более подробная картина, с большим количеством районов и данных по отдельным населённым пунктам. И если в КЧР нам это мало что даёт (более того, всё адыгское население здесь по переписи было указано как «адыгейцы»), то в КБР мы видим точечно места с минимальным присутствием кабардинцев. Это, с одной стороны Баксан, который на тот момент был небольшим русским селом и которое в будущем объединят с большим кабардинским селом в единый город. С другой стороны, это Нарткала, выросшая с нуля как небольшой посёлок-станция.

-3

Оригинал изображения

В 1943-1944 годах карачаевцев и балкарцев депортируют. В переписных данных и соответственно здесь это никак не отражено, но мы можем видеть последствия этих изменений. Адыги не были депортированы, и изменения, связанные с ними вытекают из иных обстоятельств. Так, в КЧР мы не видим каких-либо серьёзных изменений, поскольку этнос составлял невысокую долю в общем населении.

А вот в КБР адыги всегда были самой крупной группой. Это привело к тому, что бывшие балкарские районы были упразднены и их территория была объединена с частями кабардинских районов в отдельные единицы, чтобы было продолжено функционирование. Кабардинцы частично заняли ряд опустевших аулов, но после возвращения балкарцев, этот процесс пошёл обратным ходом.

Тем не менее, мы видим последствия. В сформированных районах, кабардинцы почти везде составляли большинство. Даже в Тырныаузе они были вторым этносом после русских и сохраняли данную позицию ещё довольно долго. Также, адыги в целом начинают переезжать в города. В некоторых из них это ещё не заметно, вроде Черкесска, где то они уже составляли значительную долю в населении, вроде Нарткалы и Нальчика, а в Тереке они и вовсе составляли абсолютное большинство населения.

-4

Оригинал изображения

Время шло, и раннее обозначенные тренды начали набирать обороты. Но в целом, это касается пока что преимущественно КБР. Так, было пересмотрено территориальное устройство районов, по результатам которого кабардинцы в районах со своим большинством уже уверенно доминировали, тем не менее имея смешанные районы в обе стороны (Баксанский район включал несколько балкарских аулов, а Черекский (на тот момент — Советский) район наоборот, будучи балкарским, включал ряд кабардинских сёл).

-5

Оригинал изображения

Далее, мы видим продолжение раннее обозначенной динамики. Черкесы уже составляли заметную часть населения Черкесска. А в Нальчике всё быстрее росла численность и доля кабардинцев. Они продолжали динамично расти в городской среде, в том числе и в Тырныаузе, который не смотря на возвращение балкарцев, был очень динамично растущим промышленным городом, нуждающимся в рабочей силе.

-6

Оригинал изображения

На 1989 год данных у нас немного. Больших изменений мы не видим, поскольку смешанных населённых пунктов остаётся всё меньше и территории всё больше принимают современный этнический облик. Продолжает расти доля адыгов в городах. В Черкесске это не заметно, но в Нальчике и в Нарткале мы видим эти изменения, в последней кабардинцы на момент переписи уже имели относительное большинство. В тоже время, при росте численности в полтора раза, у кабардинцев падает доля в Тырныаузе за счёт более быстрого роста численности балкарцев.

-7

Оригинал изображения

В 1991 году Советский союз прекращает своё существование. В КБР и КЧР, как и в других республиках Кавказа происходит всплеск национализма и религиозного экстремизма, что приводит к экономическому упадку и оттоку населения. Речь прежде всего о русских, это сказывается на этническом облике городов, где адыги на тот момент составляли значительную часть населения. Так, черкесов стало ещё больше в Черкесске, а в Нальчике кабардинцы к 2002 году составляли уже относительное большинство. Произошло переформирование Эльбрусского района, в результате чего в район с центром в Тырныаузе были переданы балкарские сёла Баксанского района.

Кабардинцы начали появляться в городах, где их раньше практически не было, речь о Прохладном и Майском. С другой стороны в опустение приходит Тырныауз, население которого быстро сокращается, в результате чего половина кабардинцев к 2002 году покинула город.

-8

Оригинал изображения

К 2010 году происходят новые структурные изменения. Так, при формировании Абазинского и Ногайского районов в КЧР, у черкесов стал почти моноэтничным Хабезский район, а также с большей долей, нежели раньше, остаётся уменьшенный Адыге-Хабльский район. В Черкесске доля ещё несколько выросла, но сам этнос стал третьим, уступив второе место карачаевцам.

В КБР происходит выделение Баксана и Дыгулыбгея из Баксанского района в отдельный городской округ. Также, из Урванского района был выделен раннее уже существовавший Лескенский район. В Нальчике кабардинцы уже были близки к абсолютному большинству. В Прохладном и Майском продолжала расти численность и доля кабардинцев. Из незаметных вещей — начала падать численность и доля кабардинцев в некоторых сёлах, куда ещё в 1989 году начали переезжать турки-месхетинцы, к 2010 году наиболее показательным является село Псыкод Урванского района, где они стали меньшинством. Продолжила падать численность и доля в Тырныаузе.

В Телеграме выходит целый цикл постов о том, как менялась КБР и КЧР, в том числе этносостав отдельных городов. С этим всем можно ознакомиться, перейдя по ссылке ниже.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, Дмитрию Щербакову, kakomizli, Вламимиру Любимцеву, Lunar1n0_, N, mAKSIm и Сергею Тарадаеву за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо