Когда любитель музыки и качественного Hi-Fi звучания пробует описать как звучит его аппаратура, то речь начинает пестреть метафорическими образами – звонкий звук, темный, брилианс и тд.
С одной стороны – это очень образные высказывания, которые способны сформировать более верное представление о характере производимого звука. С другой стороны это субъективные ощущения навеянные опеределенным опытом, который у участников этой беседы можнт быть иным. Поэтому понятие “хрустальный” звук, или “хрустящий” – у других людей могут вызывать совсем иные ассоциации.
Я не вижу смысла отказываться от образных сравнений, которые более ярко и точно раскрывают манеру звучания компонентов, но думаю будет хорошо, если такие образы дополнять и более стандартными понятиями – сцена (эшелонирование, ширина), микро и макро динамика, прозрачность, разрешение или детальность, локализация, транзиенты.
Если вы точно уверены, что понимаете какое значение несут озвученные мной термины, то дальше можно не читать – нового вы не узнаете.
Если же вы хотите построить в своей голове более ясное понимание специфических терминов, то добро пожаловать!
Начнем с самого часто используемого понятия – сцена.
СЦЕНА
Наверняка слышали такие высказывания – звук липнет к колонкам, или звук сжатый, или звук плоский.
Итак, сцена описывает размер. Размер помещения в котором происходит звукозапись, в первую очередь.
У сцены есть ширина и глубина.
Ширина с одной стороны характеризуется разносом колонок между собой – и это логично, чем меньше между ними пространства, тем Уже сцена. Но это скорее побочный эффект, в первую очередь, идет речь о виртуальном размере воспроизводимого размера помещения, который строится исходя из самой записи. И виртуальный размер имеет свою ширину.
Если сцена узкая, не суть важно, это так воспроизводит музыку ваш аудиосетап или неудавно расставлены акустичсекие системы, то это могут озвучить словами “сцена зажатая”. Если же наоборот вы чувствуете масштаб, простор, то обычно в таких случаях говорят – сцена “широкая”.
Второй важный параметр сцены – это Глубина. Хотя звук исходит всего из двух источников (левая и правая АС), но мозг способен воспроизвести трехмерное окружение с учетом разной громкости зуков, анализируя и строя связи откуда звук начался и куда переместился – это ребята просто эволюция, это наши инстинкты, это природа, мы так слышим. Поэтому если с записью и трактом все в порядке, то услышите вы трехмерный звук. В конце концов у вас же всего два уха, расположенных параллельно, но это совершенно не мешает вам определить, что звук идет сзади или спереди – это ваш мозг, он умеет так работать.
Поэтому две акустические системы в состояние воспроизвести звук и в глубину. Вы сможете различить, что один музыкальный план как-бы ближе к вам, другой, дальше от вас.
Если сцена уходит далеко за колонки, говорят, что сцена “глубокая”.
Если же вы этого не ощущаете, то обычно говорят, что сцена “плоская”, или “плоский звук”. Ну вы поняли..
На глубину сцены влияют не только особенности музыкальной записи, но и физическое расположение акустических систем в помещении.
Если АС поставлены вплотную к стене, то скорее всего Сцена будет более “плоской”, не “глубокой”.
Относ АС от стены на 0,40-1 метр позволит повлиять на Глубину Сцены, но все это сугубо соотносясь с особенностью конкретного помещения.
К понятию Сцены так же примыкает понятие локализации и эшелонирования.
Вы можете “посмотреть” на звуковую сцену и увидеть ее глубину, ощутить ее ширину.
Но это общие понятия, потому что сцену формирует кончено же размер помещения в которой велась запись, но она появляется в силу того, что в этом помещении звучат инструменты.
Возможность определить в какой конкретной точке пространства находится источник виртуального звука – например, скрипка или голова вокалиста – называется локализацией.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ
Локализация – точное определения источника звука (инструмента, вокалиста) в пространстве.
Сейчас на метр справа барабанщик ударил палочкой по барабану.
А пианист сейчас провел пальцами по клавишам рояля на высоте около метра слева направо и немного в глубину.
Так вы слышите локализацию инструментов.
А то, что вы слышите, что бас гитарист стоит чуть правее и подальше, а вокалист вышел вперед, ближе к середине сцены – это называется Эшелонированием.
Чем это отличается от глубины сцены?
Глубина сцены – это макропонятие – т.е. общая производная звучания свего коллектива, группа играет и мы видим ширину и глубину помещения, где происходит это действо.
А Эшелонирование - это определение расположения в глубины конкретного инструмента (звукового образа) на общей сцене. А в целом определение конкретной точки на ширине сцены и расположения источника локального звука в глубину называется - Локализацией.
Можно так же услышать некую абревиатуру «КИЗ». Это «Кажущийся Источник Звука», – другими словами локализованный звуковой образ, это то, что только что обсудили.
-«А, я прямо вижу, что этот вокалист стоит впереди всех и немного левее от центра».
Если аппаратура недостаточно качественная, то она смажет эти тонкие нюансы и вы можете не увидеть ничего из выше сказанного – вместо локализации, вместо глубины сцены, будет звук прилипший к колонкам или идущий из единой точки без нюансов.
МАКРОДИНАМИКА
Еще один термин, который можно часто слышать при описании звучания компонентов.
- “У этого усилителя отличная макродинамика!”
Что это означает и что такое вообще макродинамика?
Макро – что-то глобальное, большое.
Проще, – это соотношение между тихим звуком и громким.
-«Вот только что барабанщик нежно пошуршал щеточкой по тарелке, или что-то прошептал вокалист», и вдруг барбанщик громко ударил по тарелке, или пушка выстрелила, как в увертюре Петра Ильича Чайковского “1812”.
Такой большой перепад в звучании и есть макродинамика. Для примера я показал самый экстремальный вариант макродинамики, но думаю ясно.
Но разве не умеют все усилители сегодня изобразить макродинамику?
А здесь уже придется обратится к быстродействию транзисторов.
Если пока вы слушаете щеточку напряжение равно, например, 0,05 вольта, то в следующую долю секунды, должен прозвучать удар или выстрел из пушки. Т.е. за какие-то милисекунды надо увеличить внезапно напряжение в десятки или сотни раз! Т.е. транзисторы в усилителе для хорошей макродинамики должны быть высокоскоростными, т.е. работающими на высокой частоте, 40-50 Мгц.
При выходе из строя такого усилителя оказывалось проблематично найти такие же транзисторы, поэтому часто мастера ставили взамен “совместимые” транзисторы Motorola, и все работало, кроме маленького нюанса. Частота транзистора Motorola была ощутимо ниже – 4 Мгц. И как следствие – значительно ухудшившиеся параметры по макродинамике, и не только.
В общем-то поэтому и ведут речь до сих пор про макродинамику, если раньше, в 80-х, было очень мало усилителей, и в основном премиального класса, имеющих частоты 40-80 Мгц, то сегодня такие транзисторы есть, есть и быстрее, но производитель конечно тоже не будет такие транзисторы ставить в бюджетные модели усилителей.
Как пример, часто используемый сегодня транзистор 2SA1542 имеет граничную частоту коэффициента передачи тока 140 Мгц, и он совсем не новинка. Разработчики-исследователи заявляют, что имеют прототипы транзисторов работающих сегодня с терагерцовыми частотами! Впрочем даже электронные лампы развиваются и ведутся исследования-разработки создания ламп размером в 6-8 нанометров и работающих на много терагерцовых частотах, которые не снились транзисторам.
В общем, для хорошей макродинамики нужно, чтобы транзистор сумел выдать в очень маленький промежуток очень большое напряжение.
МИКРОДИНАМИКА
Микродинамика – это нюансировка звука. Более малые формы перепадов напряжения среди больших. Если Макродинамика – это соотношение тихого звука и очень громкого, например, звук скрипки из полной тишины - до своего пика, то Микродинамика, – это малые перепады звучания этой скрипки внутри основного тона.
Если бы была только макродинамика, то звучание было бы крайне опримитивнено и упрощено, а с микродинамикой оно богато на множество дополнительных звуковых нюансов, мелких тональных перепадов, когда говорят, что “скрипка плачет”.
Макродинамика относится к области малых сигналов и создает малые динамические перепады музыки внутри основного звука.
Если усилитель, например, в силу бюджетности, не способен показать микродинамику произведения, то звук окажется более примитивным, с плохой нюансировкой и тогда можно запросто спутать скрипку Страдивари с детским электропианино на батарейках.
ТРАНЗИЕНТ
Происходит этот термин от слова “транзит”, т.е. нечто имеющее склонность к изменению.
Так и есть, транзиент означает переходный процесс, резкие изменения в характере звука.
По сути транзиент означает атаку в начальной ее части.
Звукорежиссер может управляя транзиентами придать, например, ударной установке большую «панчовость» или наоборот сделать звук более пластичным и тягучим.
Момент нарастания звука, начало атаки и некоторое ее продолжение – и есть понятие транзиента. В приципе вы можете легко обойтись в рассказе о звуке без этого термина заменив его на слово атака, например.
Я не ставлю целью рассказать обо всех терминах, что можно использовать в описании звучания вашей аудио системы.
Удачно чередовать музыкальные термины и субъективные понятия, как “прозрачность”, “жесткий” звук, “холодный”, “теплый”, “влажный”, “сухой”, “темный”, светлый”, “мягкий”, “слитный” и тд.
Рассказывайте о своей аудиосистеме, вкусно, сочно, как профессиональными терминами, так и метафорами! Всем хорошего звука!