Ей было 14, ему – чуть больше. Красавец с ростом под два метра, голубыми глазами и светлыми волосами. Катя сразу насторожилась: по ее юношеской логике, такие парни просто не могли быть умными. Да и взгляд его казался высокомерным – она и не догадывалась, что Александр просто плохо видит.
Мир искусства был для маленького Саши Стриженова не просто окружением – он стал его естественной средой с самых первых дней. Сам артист впоследствии с характерной самоиронией утверждал, что дебютировал на профессиональной сцене в нежные пять лет. Поводом послужил его пятый день рождения, 6 июня 1974 года: родители взяли сына на гастроли МХАТа в Ленинград, где мальчик неожиданно оказался вовлечен в спектакль «Сталевары». Этот символичный выход на подмостки словно предопределил его путь.
Однако за кулисами детства разворачивалась иная, менее радужная драма. Вскоре после этого памятного эпизода родительский союз распался. Олег Стриженов, человек властный и сложный, стремился полностью контролировать жизнь домочадцев: диктовал жене образ мыслей, жестко ограничивал круг её дозволенных знакомств и скептически воспринимал её профессиональную деятельность.
Несмотря на отчаянные попытки вернуть супругу, его усилия оказались тщетными. Маленький Саша и его шестнадцатилетняя сестра Лена (дочь Любови от первого брака) остались с матерью. Отношения с Леной стали для мальчика настоящим спасением – старшая сестра души не чаяла в брате, окружая его поистине материнской заботой и любовью.
Несмотря на эту семейную бурю и её глубокую эмоциональную рану, у Саши не пропало страстное желание связать жизнь со сценой. Школьные годы стали временем первых серьезных шагов: он засветился в телевизионных постановках «Уходя – оглянись...» и «Несколько капель». А в 1984 году грянул настоящий кинодебют – четырнадцатилетний Стриженов воплотил на экране главную роль Олега Хохлова в картине Бориса Дурова «Лидер». Это было уже не детское увлечение, а осознанный выбор профессии, пробившийся сквозь жизненные невзгоды.
Примерно в том же возрасте, когда Саша Стриженов переживал развод родителей, Катю Токмань настигла иная беда: тяжелая болезнь и смерть отца. Ее 36-летняя мама, Валентина, словно замерла в горе – не вышла замуж снова, перестала отмечать даже собственный день рождения... Пока много лет спустя дочь не вернула ей этот праздник. Но обо всем по порядку.
Кинодебют Кати в мелодраме «Лидер» в Сочи оказался судьбоносным не столько из-за роли, сколько из-за встречи.
«Позже выяснилось: мама Саши, увидев меня, спросила его: "Ну как тебе девочка, главную роль играет?" Он буркнул: "Не в моем вкусе". До сих пор припоминаю!» – смеялась актриса годы спустя.
Казалось, роману не бывать. Но Саша, вопреки всему, начал ухаживать – по всем правилам, но с юношеским максимализмом. Денег на цветы не было, так что героически "добывал" тюльпаны... с клумб у памятника Ленину. И Катя вдруг поняла: этот парень – не такой, как все.
«Та самая первая, бесшабашная влюбленность! Эйфория, безрассудство. Первые поцелуи, прогулки за руку. Там же, в Сочи, начали почти семейную жизнь – объединяли суточные, решали: купить Кате пирожных или мне сигарет? Безумно весело!» – ностальгировал Стриженов.
Семейные узы и возвращение праздника
В 16 лет Саша сделал Кате предложение, а следом – попросил ее руки у ее мамы. Валентина благословила их, но велела ждать совершеннолетия. Как только пришло время, влюбленные обвенчались, а спустя неделю – сыграли свадьбу. Выбрали особую дату: 24 октября 1987 года, день рождения Валентины Токмань. Так дочь наконец вернула праздник в опустевший после смерти отца дом.
А уже в следующем году родилась дочь Настя. Персонал роддома умилялся, глядя на молодого отца: Александр то и дело маячил под окнами, с восторгом докладывая жене о новых покупках для малышки.
«Потом... мы сделали паузу. Второго ребенка нельзя заводить просто потому, что "появились деньги, няня, время между съемками". Нужно внутренне созреть, почувствовать настоящую потребность! На это ушло 12 лет. Родилась Александра... А теперь, может, решимся на третьего? Или уже ждем внуков?» – размышлял Александр лет десять назад.
Взлеты, падения и испытания на прочность
Карьера Александра в кино складывалась неровно. После учебы (театр «Школа современной пьесы», затем МХТ) и работы с супругой, он часто довольствовался эпизодами, а с 1994 по 2005 и вовсе исчез с экранов. Первую главную роль – снежного человека в «Самке» – получил лишь в 2010-м.
Зато режиссерский и продюсерский путь был ярче: тандем с Сергеем Гинзбургом («Упасть вверх»), самостоятельная комедия «От 180 и выше», нашумевшая «Любовь-морковь» (где он сыграл адвоката) и успешный триллер «Юленька».
Телевидение стало другой важной гранью. Лицо проекта «Кинематограф» (1994), а с 1997 по 2005 – любимый ведущий «Доброго утра» вместе с Катей. Работа не обходилась без эксцессов. Однажды режиссер позволил себе колкость в адрес Екатерины. На следующий день Александр при всех решил проучить обидчика. Последовало наказание – лишение зарплаты. Возмущенная Катя пошла к Константину Эрнсту:
«Я спросила: "А если бы вашу любимую обидели? Разве не защитили бы?" Он ответил: "Хорошо, что ты пришла, ведь мне эту ситуацию представили совсем иначе". Справедливость восторжествовала и приказ был отменен. А женщины потом шептали: "Кать, какой же у тебя мужчина!.."
Их "идеальная" семья прошла через суровые испытания: два пожара, унесшие дорогие сердцу вещи, уход мамы Кати в 2020-м. Были и мелкие трения: Саше приходилось мириться с ее долгими телефонными разговорами, небрежностью к деньгам и долгими отъездами на «Ледниковый период».
Тень раздора и нерушимый мост
Слухи о кризисе вспыхнули в конце 90-х: Катя с дочкой съехала от мужа. Поводом стал его единственный в жизни промах – не встретил жену из аэропорта. А накануне таинственная женщина по телефону заявила о романе с Александром. Катя вспылила: «Прощать пренебрежение нельзя!» Позже она осознала:
«Возможно, звонила сумасшедшая поклонница, а я чуть не разрушила семью из-за глупости. А психотерапевт, узнав, что Саша в тот день ждал дома с Настей (у нас был ее День рождения, полный гостей!), сказал: "Милая, ищите проблемы в себе!"
Главной проблемой оказалось их тотальное слияние – ведь они были вместе с 14 лет!
Исправил ситуацию сам Александр. Он привозил Насте гостинцы, намекая: «А мама почему-то не едет на дачу...» А вскоре их свела работа на «Добром утре». Начался новый «служебный роман», который привел к воссоединению.
Миллионы зрителей зачарованно наблюдали за их дуэтом. Это была не игра. Это была сама жизнь: их нежные взгляды, легкие подтрунивания друг над другом, мгновенная взаимопомощь, если кто-то запнулся или техника подвела. Они создавали невероятное ощущение, что вы не просто смотрите программу, а заглядываете в гости к очень симпатичным и любящим друг друга людям. И сколько потом ни мусолили тему их «развода», серьезных кризисов больше не было.
Последние годы стали для Александра чередой тяжелых утрат. Поддержка Кати стала ему жизненно необходима. В июле 2024-го от инсульта умерла его мать. В феврале 2025-го ушел отец, легендарный Олег Стриженов. Трагедии не кончались: в мае 2025-го под колесами мотоцикла погибла 66-летняя сестра Александра Елена Земляникина.
Екатерина и Александр прошли рука об руку. Их история – не сказка безоблачного счастья, но пример любви, которая умеет прощать, возрождаться и быть опорой, когда рушится мир.
6 июня Александру Олеговичу исполнилось 56 лет. Он по-прежнему востребован на Первом канале, его голос и лицо появляются в ключевых проектах и эфирах. Но ощущается, что фокус сместился: семья, взрослеющие дочери, зрелая, проверенная временем любовь с Екатериной – это его главные ценности.