Найти в Дзене
История культуры СССР

Фантастика ставшая реальностью: расстрелянный в 1938 Исаак Бабель в середине 60-ых приехал в писательское Комарово

Поэт Евгений Рейн в середине 60-ых получил приглашение встретить Новый год в легендарном Комарово, что под Ленинградом. Пригласил его к себе на дачу художник Игорь Ершов  – иллюстратор детских книжек поэта. Ершов – личность довольно интересная. В молодости он был оперным певцом. Пел баритоном в оперном театре города на Неве, но тяга к изобразительному искусству взяла своё. Итак, около одиннадцати часов вечера поэт звонил в дверь художника. Хозяин и гость расцеловались. Рейн вручил подарок – две бутылки шампанского полусладкого. Молодые люди прошли в гостиную, где стояла ёлка и был накрыт стол. А из двери соседней комнаты выпорхнуло очаровательное создание лет 17 – 18. "Итак, она звалась Татьяной". Студентка первого курса. Познакомились  несколько часов назад на станции. Художник-иллюстратор благородно донес ей сумки до дома. Согласитесь, романтично!  Особенно для мест, воспетых Пушкиным. Дальше был праздник: тосты, мандарины, оливье, танцы. И так до трёх часов ночи. (Люди творческие

Поэт Евгений Рейн в середине 60-ых получил приглашение встретить Новый год в легендарном Комарово, что под Ленинградом. Пригласил его к себе на дачу художник Игорь Ершов  иллюстратор детских книжек поэта. Ершов личность довольно интересная. В молодости он был оперным певцом. Пел баритоном в оперном театре города на Неве, но тяга к изобразительному искусству взяла своё.

Игорь Ершов
Игорь Ершов

Итак, около одиннадцати часов вечера поэт звонил в дверь художника. Хозяин и гость расцеловались. Рейн вручил подарок две бутылки шампанского полусладкого. Молодые люди прошли в гостиную, где стояла ёлка и был накрыт стол. А из двери соседней комнаты выпорхнуло очаровательное создание лет 17 18. "Итак, она звалась Татьяной". Студентка первого курса. Познакомились  несколько часов назад на станции. Художник-иллюстратор благородно донес ей сумки до дома. Согласитесь, романтично!  Особенно для мест, воспетых Пушкиным.

Дальше был праздник: тосты, мандарины, оливье, танцы. И так до трёх часов ночи. (Люди творческие умеют организовывать торжества и без "Голубого огонька"). Рейн предложил одеться и пойти в зиму: в снег, к елям. Подышать воздухом нового года. Но друг-художник взял его под локоть и отвел в коридор.

Понимаете Женя, сказал он, когда мы с Танечкой танцевали, она сказала, что не останется со мной, если вы будете ночевать здесь. Вам лучше уйти.

 Куда? Электрички не ходят.

Но у вас, кроме меня, должны быть друзья в Комарово. На худой конец можете переночевать в Доме творчества.

Приятели, конечно, у Рейна были. Но в три часа ночи они спят. Как пить дать. Пусть даже ночь новогодняя.

 Всё взвесив, поэт быстрым шагом, почти вприпрыжку, как  Ипполит из "Иронии судьбы",  двинулся в Дом творчества. Окна здания кое-где ещё горели, но Рейн решил постучать в дверь директора. Тот открыл минут через пять, сонный.

Что случилось? Вы кто?

Я московский писатель, член Союза писателей (на самом деле в тот момент Рейн им не был). Живу в гостинице "Октябрьская". На Новый год был приглашён в Комарово, на дачу. Там произошла пьяная драка. Я ушёл. Прошу пустить переночевать. С первой электричкой уеду. Обещаю.

Директор не поверил. Он назвал это безобразием и хулиганством.

  Без путевки не пущу,  отрезал он.

Но я же замерзну!

 Это шантаж! Где ваши документы?

- В ленинградском номере гостиницы "Октябрьская". Но, уверяю вас, мою личность утром подтвердят Вера Панова, Давид Дар, Леонид Рахманов. Я готов в кресле спать. Только в тепле. Пустите!

А как ваша фамилия?

Евгений Рейн / Исаак Бабель
Евгений Рейн / Исаак Бабель

И вот тут стресс и алкоголь обострили остроумие Евгения Рейна. Он понял, что настоящее имя директору ничего не скажет, а значит "пролет" с теплом станет ещё вероятнее. Назваться именем Евтушенко  абсурд. И он представился...Бабелем. Расчет был на туманно-положительные разговоры отдыхавших в «Комарово» писателей, которые директор мог слышать.

 Товарищ Бабель! Вы могли бы позвонить днем!

Это форс-мажор, товарищ директор.

Хорошо, я положу вас в бильярдной.

Директор своим ключом открыл дверь. Рейн залез на стол и подложил шапку под голову. Накрылся пальто.

 С новым годом, товарищ Бабель! Завтрак в 10! Приходите! оттаял директор.

О том, то случилось дальше, после раннего ухода Рейна из бильярдной, ему рассказал Давид Дар.

Директор Дома творчества за завтраком обходил столы и поздравлял всех. Дар, Панова и Рахманов сидели вместе.

Вы знаете писателя Бабеля? Он приезжал ночью, и я пустил его переночевать в бильярдную, сказал директор.

У писателей отвалились челюсти. Чур, чур!  Этого не может быть! Даже в новогоднюю ночь, когда положено случаться чудесам. Литераторы внимательно посмотрели на директора. Нет, вроде трезвый и не с бодуна.

О том, кто пришел в себя первым, история умалчивает. Возможно, Вера Панова. Она с выдержкой и тактом объяснила, кто такой был Исаак Бабель.

Значит, это был аферист!  мгновенно ответил директор. Молодчина! Вот что значит малопьющий.

Но свой конфуз и аферу Евгений Рейн запомнил на всю жизнь.

Как вам история, читатели? Похож Рейн на Бабеля?

Статьи по теме: