Тишина и пустота часто воспринимаются как родственные понятия — они ассоциируются с покоем, одиночеством или даже отчаянием. Но действительно ли они аналогичны? В искусстве и философии эти концепции раскрываются по-разному, и их сравнение приводит к неожиданным выводам. В капиталистической культуре ХХ века и тишина, и пустота считались чем-то негативным — пробелами, которые нужно заполнить. Художники-авангардисты использовали эти концепции как вызов: В даосизме и дзен-буддизме эти понятия — не пустота в буквальном смысле, а скорее состояние гармонии и бесконечных возможностей. «Везде, где радость или красота должны быть найдены, прохожий останавливается, покидает полноту, чтобы пребывать в пустоте» — Дао Дэ Цзин. Кейдж, вдохновленный восточной философией, доказал: абсолютной тишины не существует — даже в звукоизолированной комнате мы слышим биение сердца и шум крови. Они не аналогии, но в искусстве и философии идут рука об руку. Как сказал Кейдж: «Это просто жизнь, которую мы т