Сегодня, 6 июня 2025 года, мы отмечаем 226-летие со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Согласно указу Президента России, с 1997 года этот день официально признан Пушкинским днём, и ежегодно 6 июня страна отдает дань уважения и благодарности гению, чьё творчество стало символом русской литературы и культуры.
В этот важный для нашей культуры день хотим поговорить и о самом поэте и, конечно, коснуться его семьи.
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) считается основоположником современной русской литературы. Он родился в Москве в дворянской семье, учился в Царскосельском лицее. Первый успех ему принесло стихотворение «Руслан и Людмила». Находился под надзором из-за вольнолюбивых произведений. Автор известных поэм («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»). Погиб на дуэли в возрасте 37 лет. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской культуры и литературы.
Мама Александра Сергеевича Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — знаменитого военного инженера, генерал-аншефа и крестника императора Петра I.
Абрам Ганнибал (при рождении Ибрагим) родился на севере Абиссинии, на территории современной Эфиопии. В 1705 году он был привезён в Россию, поскольку Пётр I, следуя тогдашней моде, пожелал иметь при дворе собственного арапа. Император лично крестил мальчика, дал ему блестящее образование и всячески способствовал его успешной военной и государственной карьере.
У Сергея и Надежды Пушкиных было восемь детей, но до взрослого возраста дожили только трое: Ольга (1797–1868), которая вышла замуж за историка Николая Павлищева; Александр (1799–1837), будущий поэт; и Лев (1805–1852), ставший литературным секретарем брата и надворным советником. Остальные дети умерли в детстве.
Пушкин начал писать стихи примерно с восьми лет, сначала на французском языке, сочиняя даже небольшие комедии. Его первые стихотворения записал Павел Анненков со слов сестры поэта. Однажды, под впечатлением от «Генриады» Вольтера, Пушкин написал шуточную поэму «Толиада», но, обидевшись на смех гувернера, сжёг свою рукопись.
У Пушкина было множество разных примет, которым он неукоснительно следовал. По воспоминаниям современников, он не выходил из дома до тех пор, пока, по его убеждению, не истекал установленный им срок – только после этого, когда зловещая примета теряла свою силу, поэт позволял себе переступить порог.
Александр Сергеевич Пушкин обладал поразительной памятью. Поступая в лицей, он уже славился необычайной легкостью запоминания и глубокими познаниями во французской словесности. Ему достаточно было дважды прочесть страницу стихотворения, чтобы затем без малейшей ошибки пересказать её наизусть.
Пушкин любил суету городской жизни:
«Вышед из лицея, я тотчас почти уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч. Но все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу». Пушкин. Отрывочная запись 19 ноября 1824
Пушкин на протяжении всей жизни серьёзно занимался самообразованием и считал, что писатель должен постоянно учиться.
У Пушкина был золотой перстень с сердоликом, который он считал своим талисманом и носил всегда, а перед смертью передал Жуковскому.
Пушкина могло серьёзно рассердить, если кто-то нарушал его уединение во время работы. Он очень дорожил временем с часу до трёх дня, когда был полностью поглощён творческим процессом — писал или обдумывал будущие произведения.
Кумиром Пушкина в молодые годы был Джордж Гордон Байрон. Пушкин на протяжении длительного времени увлекался творчеством английского поэта-романтика, старательно изучал его произведения и подражал не только поэтическому стилю английского поэта, но даже его манерам и жизненным привычкам.
Пушкин с удовольствием наслаждался простыми русскими яствами — печёным картофелем, клюквой с яблоками, мочёными яблоками, супами и кашами. По воспоминаниям современников, особое место среди его гастрономических пристрастий занимало крыжовенное варенье, которое часто украшало стол Александра Сергеевича и было для него настоящим лакомством.
Смертельно раненный Пушкин скончался спустя два дня в своем доме на набережной реки Мойки, 12, в Санкт-Петербурге. Проститься с великим поэтом собралось небывалое множество людей: по разным свидетельствам, от 10 до 50 тысяч человек пришли отдать дань уважения своему кумиру.
Похоронили Александра Сергеевича в родовой усыпальнице Ганнибалов–Пушкиных, в тихих Пушкинских Горах Псковской области. За год до трагической гибели поэта ушла из жизни его мать, Надежда Осиповна. Пушкин, чувствуя приближение конца, завещал упокоить его рядом с ней, и это желание было исполнено. Так они и обрели вечный покой под одной могильной плитой: как писал современник Алексей Вульф, «лежат теперь под одним камнем, гораздо ближе друг к другу, чем были при жизни».
Перед вами родословное древо рода Пушкиных, а вот что думал сам великий поэт о своих предках, читаем «Моя родословная»:
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Смирив крамолу и коварство
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало, нами дорожили;
Бывало… но — я мещанин.
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,
Умен покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
Post scriptum
Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,
И пал впервые Наварин.
Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?.. он в Мещанской дворянин.
1830 г.