Летопись Alfa Romeo — это 115 лет взлетов и падений. Даже после самых болезненных нокдаунов итальянская марка возрождалась и вновь выдавала шедевры. Чтобы потом снова войти в крутое пике… Собственно, сама история миланского бренда началась с краха.
У итальянского бренда французские корни
В самом начале прошлого века французский бизнесмен Александр Даррак решил открыть филиал по сборке автомобилей в Италии. Правда, он не учел ни особенности местного менталитета, ни качество дорог, да еще и финансовый кризис 1907 г. оказался некстати. Терпения Дарраку хватило всего на 3 года, после чего он решил закрыть итальянский филиал.
Группа миланских бизнесменов во главе с Уго Стеллой воспользовалась удачной возможностью. Взяв в банке кредит на 1,5 миллиона лир, они выкупили у француза фабрику в северо-западном пригороде Милана — Портелло. В июне 1910 г. была создана фирма ALFA — Anonima Lombarda Fabbrica Automobili. То есть, в буквальном переводе с итальянского — Акционерное общество Автомобильный Завод Ломбардии. Да, первоначальное имя бренда — это аббревиатура.
Даже первая модель фирмы была спорткаром
Главным конструктором ALFA стал Джузеппе Мероси — инженер с опытом работы в Fiat и Bianchi. Под его руководством появилась первая модель фирмы 24 HP. Уже этой модели присущи черты, за которые бренд любили и продолжают любить — классная управляемость, стильная внешность и отличные скоростные характеристики. К 1912-му компания вышла на объем выпуска в 200 автомобилей, а штат разросся до 2500 человек.
С одной стороны, ALFA нашла своего покупателя, но все равно к началу Первой Мировой войны существовала за счет кредитных средств. Понимая, что во время войны спорткары не самый востребованный товар, руководство «Банка ди Сконто» — крупнейшего держателя облигаций фирмы — передало ALFA в управление промышленнику Николе Ромео.
Неаполитанец перепрофилировал производство под военные нужды — в Портелло наладили выпуск генераторов, компрессоров, авиамоторов. Уже после войны в 1918 г. компанию переименовали в Alfa Romeo.
На благо Alfa Romeo трудился Энцо Феррари
После войны фирма вернулась к производству автомобилей. Не только спортивных, но и гоночных. За Alfa Romeo выступали такие асы, как Джузеппе Кампари, Антонио Аскари и Уго Сивоччи. Менеджером же заводской гоночной команды стал некто… Энцо Феррари.Именно Alfa Romeo стала победителем первого розыгрыша чемпионата мира по кольцевым автогонкам в 1925 году. В честь этого триумфа фирменный логотип марки — комбинация герба Милана (красный крест) и семьи Висконти (змей с человеком в пасти) — обзавелся лавровым венком. Он исчезнет с эмблемы только в 1982-м.
Рука помощи от Муссолини
Начало 30-х — сложное время для Alfa Romeo. С одной стороны, спортивные модели серии 8C и гоночные Tipo B доминировали на европейских трассах. В гонках побеждали пилоты «Альфы» Тацио Нуволари, Акиле Варци, Луи Широна. С другой, в 1933 г. компания оказалась на грани банкротства.Спасителем стал Бенито Муссолини. Дуче очень любил Alfa Romeo — в его личном автопарке было около дюжины машин марки. При этом, предприятие перешло под контроль правительства Италии.
Во время Второй Мировой войны более 60% производственных мощностей Alfa Romeo, выпускавшей авиационные моторы и грузовики, было уничтожено в результате бомбардировок.
Гонки, моторы, автобусы
Сразу после войны Alfa Romeo не только быстро вернулась к производству автомобилей, но и вновь засверкала в гонках. В сезонах 1947-1948 гг. команда не проиграла ни одного Гран-при. В 1950-м Нино Фарина стал чемпионом мира, управляя Alfa Romeo 158. Год спустя его успех повторил Хуан-Мануэль Фанхио.
Однако сложное финансовое положение компании и проблемы послевоенной экономики вынудили Alfa Romeo сократить гоночную программу и сосредоточится на выпуске легковых машин.
В 1950-м в Париже дебютировал седан Alfa Romeo 1900 — первая модель бренда, рассчитанная на массовое производство. Кстати, это была первая машина марки с левым расположением руля. Уже в базе она оснащалась двухвальным мотором мощностью 90 сил и разгонялась до 170 км/ч. Для того времени и ценового сегмента — невероятный показатель. Тогда же Alfa Romeo расширили линейку коммерческого транспорта. К тяжелым грузовикам добавились автобусы, фургоны, и даже судовые дизели.
Возвращение в большие гонки и большие проблемы
Благодаря успеху моделей Giulietta (1955) и Giulia (1962), Alfa Romeo застолбила нишу на рынке спорткаров для среднего класса и стала одним из символов послевоенного возрождения Италии. «Альфа» попала на рынок США, вернулась в автоспорт, выиграв 2 чемпионата мира по гонкам спортпрототипов и множество титулов в кузовных первенствах разного уровня. Тогда же любовь к автомобилям миланской марки зародилась у итальянской полиции и карабинеров.
В 70-е Alfa Romeo вступала триумфально. Специально для выпуска новой модели Alfasud с помощью правительства Италии был построен новый завод в Неаполе.
Это был компактный, доступный и стильный хэтчбек с передним приводом и 4-цилиндровым оппозитным двигателем, созданный австрийским конструктором Рудольфом Хрушкой. Alfasud стала самой массовой моделью в истории марки — свыше миллиона автомобилей — и подняла стандарты ходовых качеств на небывалую для этого класса вершину. Другое дело, что собирали Alfasud нерадивые южане из некачественного металла, прошедшего обработку морским бризом. Машины начинали ржаветь, едва скатившись с конвейера. Такой типичный для Alfa Romeo пример love-hate отношений.
Больше себе не хозяева
Выпуск технически сложных, но, при этом, массовых автомобилей среднего класса, таких как Alfa Romeo 75, и возросшая конкуренция, в середине 80-х снова привели Alfa Romeo на край пропасти. Тут на помощь пришел Fiat. Первые годы под крылом туринского гиганта прошли под знаком унификации, что не пришлось по душе покупателям.
Только с появлением Alfa Romeo 156 вернулась и народная любовь. Машина завоевала звание «Автомобиль года в Европе». Дизайн от Вальтера да Сильвы стал классикой при жизни, а тираж в 680 тыс. вывел 156-ю в тройку самых популярных моделей Alfa Romeo за всю историю.
Увы, нарекания на качество и сложность в обслуживании пошатнули репутацию марки. В XXI веке дела Alfa Romeo идут по наклонной. Ситуацию не спасли ни красивейшая 159-я, ни абсолютно новая заднеприводная платформа, на которой созданы Giulia и Stelvio.
Похоже, в Милане не могут адаптироваться к реалиям современного автомобилестроения, и раз за разом не успевают за трендами. Что, впрочем, не мешает Alfa Romeo создавать очень красивые автомобили.
Текст: Дмитрий Ярцев