Найти в Дзене
De Profundis

Russian Imperial stout

Если долго всматриваться в Августа, Август начнёт всматриваться в тебя...
Если долго всматриваться в Августа, Август начнёт всматриваться в тебя...

В суждениях вокруг нашей общественно-политической жизни нет-нет, да и всплывает слово "империя". Одни произносят его с надеждой, другие - с отторжением и разговор быстро переходит в свару, полную сарказма и взаимных обвинений. Sad, but true. Иногда, "империя" звучит в многозначительных умолчаниях, раздражая тех и других. Впрочем, горячность этих споров лишь с головой  выдает значимость идеи (положительную или отрицательную). 

Как бы то ни было, некоторые факты имеют значение для человека веры: история Библии и ключевые истории Библии разворачиваются в "имперское время" - от Ассирии до Pax Romana включительно. Даже если библейские рассказы говорят о доимперских временах, они рождены в имперское время.  Затем, в имперском времени свое становление пережила Церковь. Все это, на мой взгляд , не позволяет относиться к проблематике имперского modus vivendi легковесно и a priori негативно. К тому же, традиционная христианская мысль усматривает в социальных формациях часть Божьего замысла и правления - не всегда понятного и легкого, но осуществляемого Творцом суверенно и неодолимо. Мы верим Богу и поэтому империи нас не пугают - Провидение ведет Божьих детей через любые времена. Мы способны жить в империях - даже если не знаем об этом.

Христос Пантократор - Император императоров...
Христос Пантократор - Император императоров...

Но, размышляя над историей, я вижу нечто важное. Империи заявляют себя творцами своей эпохи и своей ойкумены (лучшего времени, подлинно и единственно "обитаемого мира"), тем самым ультимативно претендуя  на вечность (безусловно, в пределах своего "века", эона). 

Однако, мы не знаем по-настоящему ни вечных, ни глобальных империй.  Какой бы ультимативной не была имперская претензия, не стоит путать идеологическое и космическое: все исключающие выражения (к примеру, "Зачем нам мир без ...?") суть средства транслировать имперскую претензию в первую очередь внутрь самой империи. При этом, наблюдается некая закономерность: чем ярче претензия, тем быстрее догорает пламя имперского величия - немецкие камрады не дадут соврать. 

Рейхстаг, 1945
Рейхстаг, 1945

Хорошо все это или плохо? Любая общественная формация - это данность: бессмысленно прилагать к ней оценочные суждения, основанные на морали малых групп. Но, настолько же бессмысленно отрицать, что успешная империя (как и любая иная развитая общественная формация) обнаруживает тягу к "искуплению" собственных ультимативных претензий - поэтому, на мой взгляд, обострение имперских тенденций частенько идет рука об руку с тоталитарной морализацией (в виде морали сильного нарратива или морали слабого нарратива меньшинств, как демонстрируют европейские партнеры). Внимательный же христианин знает: никакое грешное "вчера" не в состоянии разрешиться в качественно иное прогрессистское "завтра" - только ожидание Последнего Дня и откровение Божьего Царства дают нам утешение в любом "сегодня". Антропологический пессимизм? Не спорю, есть такое.

-4

Но, есть и проблема: угасание имперского пламени обнажает столкновение претензий и реальности с ужасающей социальной остротой в череде катастрофических процессов - в первую очередь для тех, чьи имена история, как правило, не запоминает.

Для тех, чьи судьбы и жизни под угрозой, поиск и назначение виноватых, выживание и успех других (как и весь дискурс, построенный на "успешном" преодолении имперского наследия "другими") являются слабым утешением в ожидании или переживании геополитических катаклизмов - только вера, что Бог помнит наши имена вопреки украденной судьбе и разрушенной жизни, способна дать утешение и надежду в темные дни.

Не так много времени прошло, верно?
Не так много времени прошло, верно?

Но, нам не дано укрыться в сакральном от тревог и угроз этого дня. Те, кто чувствуют в грядущем катаклизме угрозу своей судьбе и жизни, судьбе и жизни своих детей, обнаруживают приверженность делу империи. А империя находит в них ресурс поддержания собственного "гомеостаза" (способности оставаться собой) - точно также, как и любая другая, менее пафосная и осуждаемая общность (подобная королевству, республике etc.). В этом отношении никакой принципиальной разницы между общностями нет. Да, этот ресурс изменчив, коне́чен (последние Романовы не дадут соврать!), но зна́чим и в контроле над ним сходятся экзистенциальные интересы всех актеров политической драмы.

Эксперты в области утраты баланса...
Эксперты в области утраты баланса...

Можно ли обмануть судьбу? Отменить империю безболезненно, по щелчку пальцев? Просто взять, попросить прощения и мирно разойтись "на благо человечества" (тм) и "во имя прогресса" (тм)? Нет, подлинная, эффективная (в пределах своей ойкумены!) империя так сделать не может, ибо империя, отказавшаяся от своего raison d'etre и порождаемой этим смыслом претензии на вечность, является лишь симулякром. Пока империя эффективна hic et nunc, её эффективность будет поддерживать имперскую идею, а имперская идея будет поддерживать империю - пусть даже под другим лозунгом и флагом. 

Иосиф Виссарионович смотрит на тебя... Просто смотрит.
Иосиф Виссарионович смотрит на тебя... Просто смотрит.

Пока здесь и сейчас империя эффективна, она будет "осциллировать" и... сражаться - даже отрицая былые воплощения самой себя во имя грядущих (советские товарищи не дадут соврать!). Сражаться, отрицать и трансформироваться до тех пор, пока существует хоть какой-то raison d'etre, вдохновляющий общность быть империей и формирующий имперскую  претензию. И выключить этот raison невозможно - его можно только прожить. Прожить до исчерпания... или войти в новый цикл.

Просто картинка. Эх, ну вы поняли...
Просто картинка. Эх, ну вы поняли...

Не имеет особого значения как это выглядит со стороны: империя, как ойкумена и эон, является критерием оценки самой себя - независимо от того, к добру это или к худу для индивидуальной судьбы. Да, противникам имперских идей это кажется игрой не по универсальным "правилам", но... империя потому и является империей, что нормирует свое собственное бытование.

А сторонники, зачастую, не различают грань между нормой империи и своими ожиданиями, принимая желаемое за действительное - обманываясь и сгорая, как мотыльки у огня.

Что делать? Жить и верить. Ибо времена меняются, империи исчезают, а твоё имя - в Книге Жизни, друг...