Найти в Дзене
Призрачная редакция

Атмосферный ирландский хоррор «Корни»: Как фолк-ужасы превратили национальную травму в кинематографический кошмар

Ирландия подарила нам немало пронзительного кино, но фильм «Корни» (Fréwaka) режиссёра Эйслинн Кларк занимает особое место. Это атмосферный фолк-хоррор, который использует мифологию и болезненную историю страны для создания по-настоящему жуткой атмосферы. Название фильма Fréwaka — сокращение от ирландского слова Fréamhacha, что означает «корни». По словам режиссёра, это слово способно передать ощущение тяжкого груза — корней, намертво «вцепившихся» в землю. Значительная часть диалогов ведется на гэльском языке, что делает картину уникальной в мировом кинематографе. Сиделка Шу, которую преследует личная трагедия, отправляется в отдалённую деревню, чтобы ухаживать за женщиной, страдающей агорафобией. Она боится как своих соседей, так и На Ши — зловещих фольклорных существ, которые, по ее мнению, похитили её десятилетия назад. Шу разбирает личные вещи матери, которая недавно покончила с собой. Окружающая обстановка воскрешает болезненные воспоминания из детства. Чтобы сбежать от болезне
Оглавление

Ирландия подарила нам немало пронзительного кино, но фильм «Корни» (Fréwaka) режиссёра Эйслинн Кларк занимает особое место. Это атмосферный фолк-хоррор, который использует мифологию и болезненную историю страны для создания по-настоящему жуткой атмосферы.

Что скрывается за названием

Название фильма Fréwaka — сокращение от ирландского слова Fréamhacha, что означает «корни». По словам режиссёра, это слово способно передать ощущение тяжкого груза — корней, намертво «вцепившихся» в землю. Значительная часть диалогов ведется на гэльском языке, что делает картину уникальной в мировом кинематографе.

Сюжет: между реальностью и фольклором

Сиделка Шу, которую преследует личная трагедия, отправляется в отдалённую деревню, чтобы ухаживать за женщиной, страдающей агорафобией. Она боится как своих соседей, так и На Ши — зловещих фольклорных существ, которые, по ее мнению, похитили её десятилетия назад.

Шу разбирает личные вещи матери, которая недавно покончила с собой. Окружающая обстановка воскрешает болезненные воспоминания из детства. Чтобы сбежать от болезненных воспоминаний, главная героиня берется за работу сиделки у пожилой Пейг в отдалённой деревне.

По прибытии героиня начинает замечать странности в поведении подопечной: хозяйка дома уверена, что ее хотят забрать некие таинственные существа. Но чем дальше, тем больше Шу понимает, что дело может быть не только в болезненных фантазиях старушки.

Историческая подоплёка

Фильм «Корни» препарирует коллективные травмы и открыто говорит о не до конца затянувшихся шрамах Изумрудного острова, связанных с влиянием католической церкви на жизнь ирландцев. Это мрачная (чертовски мрачная) история с отсылками к феномену так называемых приютов Магдалины — исправительных учреждений для падших женщин, которые на деле являлись прямыми аналогами трудовых лагерей.

Как и её предшественник «Дверь Дьявола», это внешне простой триллер, но с более мрачными деталями. Фильм опирается на сохраняющееся национальное чувство вины из-за несправедливости прачечных Магдалины и превращает глубоко укоренившиеся народные образы в жуткий кошмар.

Если вы тоже любите нетривиальные хорроры и хотите читать о них чаще — наш канал можно поддержать здесь.

Жанровые особенности

«Корни» — настоящая находка для всех, кто неравнодушен к фолк-хоррорам. Особенно нишевым, независимым и региональным (мы обожаем фильмы и сериалы, снятые на различных диалектах и не самых популярных языках). Среди очевидных ориентиров «Корней» — такие инди-фильмы, как «Реликвия» и «Солнцестояние», а премьера вне конкурса в Локарно придала картине артхаусный статус.

«Корни» — это грамотно сделанное с хорошо проработанным контекстом. Все классические элементы фолк-хоррора присутствуют: изолированная деревня, подозрительные местные жители, мрачный дом с секретами.

Визуальное мастерство

Красный цвет, символизирующий насилие и опасность — это своеобразный фон фильма. Художник-постановщик Никола Морони нагромождает жуткую иконографию, но находит не меньше угроз и загадок в повседневной домашней гнили.

Женские истории и травмы поколений

Эйслинн Кларк говорит о непростой женской доле метафорично, используя фольклорные аллюзии и отсылки к кельтской мифологии. Сложности в отношениях между матерями и дочерьми, детские переживания и наследственные травмы — все это изящно упаковано в форму причудливой притчи. В этом контексте точный источник определённых ночных звуков начинает казаться второстепенной проблемой: если всё это в их головах, то там же находится и суть дела.

Критики и зрители о фильме

Фильм определенно медленный и действительно не торопится рассказать историю. Он не особенно страшный и больше полагается на атмосферу, чем на дешёвые скримеры, что в целом является положительным выбором. «Корни» — медленный, очень медленный фильм с крутой концепцией, включающей ирландский фольклор. Операторская работа, кадрирование и музыка/звук создают чрезвычайно атмосферное кино.

Рейтинг на IMDb составляет 6.1 из 10, что для атмосферного артхаусного хоррора является достойным показателем. «Корни» могут не достичь всего, к чему стремятся, но это всё ещё трогательная история ужасов, наполненная мыслью и намерением — и столь необходимое напоминание о лирической красоте ирландского языка.

Наш вердикт

Это фильм, который одновременно нервирует и интригует. Он поглощает и захватывает — кинематографический эквивалент книги, которую невозможно отложить. Вы просто должны знать, что произойдет дальше.

«Корни» — это не хоррор для массового зрителя, ищущего простых развлечений. Это продуманное кино, которое использует жанровые условности для серьезного разговора о травмах, передающихся из поколения в поколение. Фильм оставляет горькое и продолжительное послевкусие, провоцирует рефлексию и заставляет пересмотреть взгляды на некоторые вещи.

Следите за нашими рецензиями на самые интересные хорроры. Мы рассказываем о том кино, которое действительно заслуживает внимания.