Найти в Дзене
HR 2.0

HR-радар: как увидеть изменения раньше других

«Кто видит тренды — тот пишет правила» Среди российских HR коллег есть как начинающие, пришедшие в профессию недавно, так и опытные профессионалы. В HR приходят из различных отраслей с опытом работы в психологии, экономике, юриспруденции. На первый взгляд, все мы знаем, как выстроить эффективную систему найма и подобрать идеального кандидата, помним, как разработать программы адаптации, имеем опыт внедрения программ мотивации и развития персонала. Но в сегодняшнем мире стремительных перемен изменения охватывают все области работы с персоналом, меняется рынок труда, сотрудники ожидают всё больше гибкости, инклюзивности и эмоционального интеллекта от работодателя, а технологии врываются в HR и уверенно становятся неотъемлемой частью нашей работы. Выживут ли в сегодняшнем мире скептики, которые продолжают жить и работать в привычных условиях прежней реальности, игнорируя появляющиеся непонятные иноязычные термины и потоки новой информации? Ответ очевиден. Давайте разберемся с одним из так
Оглавление

«Кто видит тренды — тот пишет правила»

Среди российских HR коллег есть как начинающие, пришедшие в профессию недавно, так и опытные профессионалы. В HR приходят из различных отраслей с опытом работы в психологии, экономике, юриспруденции. На первый взгляд, все мы знаем, как выстроить эффективную систему найма и подобрать идеального кандидата, помним, как разработать программы адаптации, имеем опыт внедрения программ мотивации и развития персонала.

Но в сегодняшнем мире стремительных перемен изменения охватывают все области работы с персоналом, меняется рынок труда, сотрудники ожидают всё больше гибкости, инклюзивности и эмоционального интеллекта от работодателя, а технологии врываются в HR и уверенно становятся неотъемлемой частью нашей работы.

Что делать? Как успевать и не потеряться в хаосе перемен?

Выживут ли в сегодняшнем мире скептики, которые продолжают жить и работать в привычных условиях прежней реальности, игнорируя появляющиеся непонятные иноязычные термины и потоки новой информации? Ответ очевиден.

Давайте разберемся с одним из таких терминов, пришедшим из зарубежной деловой среды, который до недавнего времени считался модным, но непонятным словом – трендвотчинг, или наблюдение, отслеживание трендов. Этот термин означает способность видеть, понимать и предвосхищать изменения в мире бизнеса, технологий, культуры и, конечно же, человеческих отношений.

В контексте HR это значит: ты не просто делаешь то, что умеешь, а следишь за тем, как меняются подходы к найму, обучению, развитию лидеров, корпоративной культуре, управлению удалёнными командами, бизнес-этикой, понимаешь значимость многообразия рабочей силы и исключительную важность инклюзивности и цифровой трансформации для успеха твоей компании.

Так с чем мы имеем дело? С новым навыком – да, этот навык можно и нужно развивать. С новым мышлением – да, потому что изменяет наше восприятие мира – привычного и понятного. Профессия – можно сказать и так – сегодня на рынке есть специалисты по трендам. Стратегия выживания – бесспорно, без понимания тренда легко утратить конкурентоспособность. Все это, вместе взятое, означает твой вунтенний сенсор времени, внутренний датчик , который ловит едва уловимые изменения в окружающей среде, считывает сигналы будущего и помогает тебе — как профессионалу, так и организации — быть готовым к тому, что ещё не случилось, но уже вот-вот произойдёт

Сегодняшний мир – постоянно изменяющаяся панорама – появляются новые поколения со своими особенностями и ожиданиями, которые нельзя не учитывать, меняются ожидания не только от работодателя, но и от работников, в условиях, как сегодня говорят, кадрового голода стремительно растет конкуренция за таланты. Чем рискуют скептики, которые действуют по старинке и утверждают, что «все новое, это хорошо забытое старое». Они рискуют остаться в прошлом веке — без квалифицированных кадров, без лояльных сотрудников и с бизнесом без будущего

Почему трендвотчинг становится критически важным?

Мир сегодня — это не статичная картина, а постоянно движущаяся панорама. Появились новые поколения на рынке труда (Z и Альфа), изменились ценности, повысились требования к работодателю, выросла конкуренция за таланты. Компании, которые не готовы адаптироваться, рискуют остаться в прошлом веке — без квалифицированных кадров, без лояльных сотрудников и без будущего.

Рассмотрим подробнее почему российским HR-специалистам так важно следить за зарубежным опытом? Что дает российским HR-ам знание мировых трендов в работе с персоналом?

1. Глобализация не спрашивает разрешения

Даже если ваша компания работает исключительно внутри страны, она всё равно живёт в глобальной экосистеме. Её сотрудники сравнивают условия труда с международными практиками, читают западные блоги, обсуждают новинки HR технологий в LinkedIn. И они хотят того же — гибкости, прозрачности, смыслов, ясных перспектив и возможностей для роста. Мир давно стал одной большой HR-ареной.

2. Зарубежный опыт = шанс учиться на чужих ошибках

Зачем изобретать велосипед, если где-то уже создана высокоэффективная система обучения, разработаны и уже доказали свою эффективность модели HR компетенций и уникальные способы их оценки?

Умело взяв лучшее из зарубежной практики, можно сэкономить годы экспериментов и приступить к внедрению уже проверенных решений.

Примеры успешного внедрения в России, например, гибридных моделей работы, доказывает правильность утверждения: как талантливый кулинар, мы можем брать уже готовые рецепты и адаптировать их по своему усмотрению - под наши условия, особенности и культуру.

3. Зарубежный опыт = поддержка в ужесточающейся конкуренции за таланты

Сегодня талантливые люди — не просто работники, а партнёры. Сегодня - они выбирают работодателя, а не наоборот, как было раньше. О чем говорит бенчмаркинг и предлагает им бренд твоей компании?

А международные тренды подсказывают: предоставь своим людям работу с смыслом, возможностью развития, гуманным отношением , гибкостью и прозрачностью. Именно от этих аспектов сегодня напрямую зависит конкурентоспособность твоей организации.

4. Цифровизация HR идёт семимильными шагами

AI в рекрутинге, chatbot-интервью, автоматизация onboarding, big data в оценке потенциала сотрудников — уже давно не фантастика, а реальность. Многие из этих решений уже используются за рубежом, и мы имеем возможность внедрять передовые технологии, учитывая уже имеющийся опыт.

5. HR становится стратегическим партнёром

Сегодня HR во всем мире, включая Россию - стратег, аналитик, психолог и советник бизнеса.

Чтобы оправдать возросшие от HR ожидания, необходимо понимать, куда движется весь мир, какие вызовы стоят перед бизнесом, какие новые компетенции становятся востребованными и какие профессии теряют актуальность, и что требуется от лидеров завтрашнего дня.

Сегодня многие старые модели уже не работают, а новые только создаются.

Сегодня - время брать лучшее из зарубежного опыта и создавать уникальные российские решения, сочетающие международный опыт и специфику нашей страны.

Не просто читай новости! Анализируй их. Обсуждай. Применяй. Экспериментируй. Учись. Развивайся.

Тот, кто видит тренды раньше других, всегда впереди!

Трендвотчинг — это не про страх потерять актуальность.

Это про страсть узнавать новое. Про любовь к своему делу. Про веру в то, что HR может менять не только правила игры, но и саму игру.

__________________________________________________________________________________________

Автор статьи — я, Наталия Ембулаева — советник по управлению персоналом и трудовым отношениям коллегии адвокатов Вашъ Юридический Поверенный, тренер-эксперт CBSD, преподаватель HR-MBA, 20+ лет опыта руководства HR подразделениями в транснациональных компаниях, экс - вице-президент по персоналу Wilo Group с территорией ответственности за Развивающиеся Рынки (45 стран).

Сегодня помогаю клиентам адаптировать новые зарубежные подходы и лучшие практики к российским требованиям и провожу учебные мероприятия для широкой HR аудитории.