Впервые, 29-летний Александр Сергеевич увидел Наталью Гончарову в декабре 1828 года на одном из московских балов. Ей было всего 16 лет,
и её только начали вывозить в свет. Девушка настолько поразила поэта своей лучезарной красотой, грацией и стройностью, что он признался друзьям: «Отныне участь моя будет связана с этой молодой особой».
Дева, родилась 8 сентября 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии, выделялась изящными чертами лица, спокойным характером и зелёно-карими глазами, как говорила моя бабушка, - “…над смесью красок таких глаз, бес поработал.”
Музыковед Вильгельм Ленц описывал ее так:
“Входит дама, стройная как пальма, в платье из черного атласа, доходящем до горла. Такого роста, такой осанки я никогда не видывал...”
О ее росте свидетельствует отметка, оставленная на двери дома ее сестры в Словакии. По разным сведениям, высота этой отметки составляет 173 - 175, 5 см.
При таком высоком росте и пышной груди, - 6-го размера, Наталья Николаевна обладала очень тонкой талией, - 47 см. И еще один интересный факт: в музее-усадьбе «Полотняный Завод» среди экспонатов есть визитная туфелька Натали, которая поражает своим крошечным размером - 35(!) - что почти невероятно при таком росте. Неудивительно, что в свете жену Пушкина называли "фарфоровой дамой".
Не прошло и полугода, со дня встречи на балу, как Пушкин посватался к Гончаровой, но получил весьма неопределённый ответ матери Таши (так ласково называли её родные). Мол, слишком молода для семейной жизни, да и две старшие сестры - Екатерина и Александрина - ещё не замужем, не следует переходить им дорогу.
На самом деле же деле Наталья Ивановна надеялась найти для красавицы-дочери более выгодную партию, ведь известно, что Александр Сергеевич был небогат, а также недавно вернулся из ссылки.
Прошло два мучительных года, прежде чем 6 апреля 1830 года поэт снова решился сделать предложение. За это время ни один из более знатных и состоятельных женихов не попросил руки Натальи Николаевны. И вовсе не потому, что не было желающих – Гончарова считалась в свете первой красавицей, однако никто не смел перейти дорогу Пушкину.
Не зря князь Пётр Андреевич Вяземский отмечал в письме к нему: «Тебе, нашему первому романтическому поэту, и следовало жениться на первой романтической красавице нынешнего поколения».
«Венчается раб Божий Александр рабе Божьей Натальи…».
И вознеслись над главами венцы. Всю ответственность данного шага он взял на себя, ведь он был старше Натали на 13 лет. Вряд ли молодая девушка понимала, что семья – это труд, смирение, терпение, наконец, мученичество… и любовь.
Так уж устроена сущность женщины, - “на разрыв”. С одной стороны, - душа стремится всемерно любить одного человека, с другой стороны, - тело, хотя бы мысленно, тянется к холодному мерзавцу-красавцу. И с этим ничего не поделать.., - в подкорках женщины природой заложено желание, что бы ее дети были красивыми и им, как можно меньше пришлось в жизни “трудиться”, - манипулируя людьми при помощи своей красоты.
Жалея незамужних старших сестер, Наталья пригласила их пожить у себя, в Петербурге. Разумеется, Александр Сергеевич был далеко не в восторге от этого решения, но он не мог ни в чем отказать любимой жене.
Екатерина и Александра прибыли в Петербург и поселились в доме Пушкиных – обе надеялись, что в столице они смогут, наконец, обрести свое счастье. По протекции тети Гончаровых, Екатерины Загряжской, которая была фрейлиной императрицы, сестры были представлены ко двору.
Но фрейлиной удалось стать лишь старшей сестре, Екатерине. Она-то и войдет навсегда в историю как жена убийцы Пушкина.
Екатерина познакомилась с Дантесом в 1834 году, осенью, и, как свидетельствуют многие из близких знакомых с ней, она влюбилась в него с первого взгляда.
29 января по старому стилю 1837 года в 14 часов 45 минут не стало Александра Сергеевича Пушкина, прожившего всего 37 лет, 8 месяцев и 3 дня. …Россия осиротела.
3 7 и 2+9=11 вот так и было зашифровано, - тройка, семерка, туз… - “Пиковая дама”. Кстати, 37 лет, 8 месяцев и 3 дня, - дает тот же результат...
Из письма Александра Пушкина к жене:
«Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма, спасибо, но я хочу немножко тебя пожурить. Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою как за сучкой бегают кобели… Есть чему радоваться! Не только тебе, но и Прасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что я-де большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут…
Теперь, мой Ангел, целую тебя как ни в чем не бывало и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь. Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай… Да, Ангел мой, пожалуйста, не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московскою барышнею, все, что не comme il faut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».
И в следующем письме жене Пушкин пишет:
«Друг мой женка, на прошедшей почте я не очень помню, что я тебе писал. Помнится, я был немножко сердит — и кажется, письмо немного жестко. — Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведет; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения. Радоваться своими победами тебе нечего. На сердце всякого мужчины написано: „Самой доступной“. После этого изволь гордиться похищением мужских сердец. Подумай об этом хорошенько и не беспокой меня напрасно».
Поучения Пушкина звучат тем более полновесно, что он жизнью заплатил за вполне невинное кокетство жены.
Пушкин часто предостерегал жену от кокетства: «... кокетничать я тебе не мешаю, но требую от тебя холодности, благопристойности, важности – не говоря уже о беспорочности поведения, которое относится не к тону, а к чему-то уже важнейшему. Кто же еще за тобой ухаживает, кроме Огарева? Пришли мне список по азбучному порядку».
Пушкин писал, что был не ревнив...это с его - то африканским темпераментом!!! ...лукавил
Это Пушкин на даче Китаевой в Царском селе сказки писал после женитьбы на Гончаровой и описывал красоту своей жены....
" Белолица, черноброва, нраву кроткого такого..." ( из сказки " О Мёртвой царевне..." )"
...Жёнка есть, что не можно глаз отвесть ! Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит " ( из " Сказки о царе Салтане...")
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос, и плечи подымал
Вошедший с нею генерал. (Евгений Онегин)
Пушкин не любил стоять рядом со своей прекрасной Натали и в шутку говорил, что для него это "унизительно".
Рост поэта, измеренный в 1832 году художником Г. Черенцовым, составлял 2 аршина 5 вершков с половиной, что соответствует примерно 167 см. Эта цифра является официальной, однако некоторые историки считают, что Пушкин в момент замеров был на каблуках и в цилиндре. Если это так, то рост поэта был всего около 160 см.
У Александра Сергеевича Пушкина и его супруги Натальи Гончаровой было четверо детей. В 1832 году родилась Мария, спустя год появился на свет сын Александр, в 1835 году – Григорий, а самая младшая дочь Наталья – в 1836-м. Толстой, делясь впечатлениями от первой встречи с Пушкиным, писал о Машеньке: «Да, теперь я понимаю…Какие у нее арабские завитки на затылке, удивительно породистые!».
Ничто человеческое поэту А. С. Пушкину, было не чуждо. Пушкин очень часто в людных местах появлялся в самых разнообразных и оригинальных костюмах. То, бывало, появляется он в костюме турка, в широчайших шароварах, в сандалиях и с феской на голове, важно покуривая трубку, то появится греком, евреем, цыганом и т.п. Разгуливая по городу в праздничные дни, он натыкался на молдаванские хороводы и присоединялся к ним, не стесняясь присутствующими, которые, бывало, нарочно приходили «смотреть Пушкина». По окончании плясок он из общества молдаван сразу переходил в общество «смотревших» его лиц образованного класса, которым и принимался с восторгом рассказывать, как весело и приятно отплясывать «джок» под звук молдавской «кобзы».
«Любимым занятием Пушкина была верховая езда; бывали дни, когда он почти не слезал с лошади... Проезжая однажды по одной из многолюднейших улиц (Харлампиевской в г. Кишиневе), Пушкин увидел у одного окна хорошенькую головку, дал лошади шпоры и въехал на самое крыльцо. Девушка, испугавшись, упала в обморок, а родители ее пожаловались генерал-лейтенанту Инзову. Последний за это оставил Пушкина на два дня без сапог.
У Пушкина всегда была страсть выпытывать будущее, и он обращался ко всякого рода гадальщицам. Он был мистиком, азартным игроком.
По легенде, за основу сюжета «Пиковой дамы» Пушкин взял реальную историю, которую якобы услышал от князя Сергея Григорьевича Голицына — внучатого племянника Натальи Петровны Голицыной.
Многих шокирует история отношений Александра Сергеевича с аристократкой Анной Керн. Был его тайный роман и с крепостной 19-летней крестьянкой Ольгой Калашниковой. Говорят, что с прислугой Александра Сергеевича свела его няня Арина Родионовна, которой было невыносимо смотреть на тоскующего воспитанника.
1 июня 1826 года Ольга Калашникова родила сына Павла. Ребенка записали в церковную книгу болдинского храма как сына местного крестьянина Якова Иванова и дали ему фамилию «отца». Что интересно, сама мать ребенка, Ольга Калашникова, была записана там же как «крестная мать». 15 сентября 1826 года ребенок умер. В 1830 году, во время известной Болдинской осени, поэт выписал Ольге отпускную грамоту, сделав ее свободной.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, известный своей слабостью к прекрасному полу, пережил множество любовных увлечений. Про одну из своих пассий, заметьте, далеко не последнюю, он говорил: “Моя 113-я любовь”.
Ещё тот ходок, наш великий поэт!
Елизавета Воронцова, Амалия Ризнич, Каролина Собаньская, Дарья Фикельмон, Александра Гончарова…
Наверное, ближе к истине было высказывание Екатерины Николаевны Раевской, дочери знаменитого генерала, хорошо знавшей Пушкина (и, кстати, тоже фигурировавшей в его “донжуанском списке”): “В качестве поэта он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал… В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, что видел”.
6 июня 2025 года мы отмечаем 226-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В 1997 году вышел указ президента России об установлении Пушкинского дня — с тех пор писателя и поэта ежегодно чествуют в день его рождения, 6 июня.
Хочешь улететь в космос – загляни в глаза любящей женщины!
Загляни в глаза Арины Родионовны – и ты увидишь там маленького, но уже гения - Сашеньку Пушкина! Ведь это с ее любовью «из искры возгорелось пламя» таланта великого поэта. Ведь это она взрастила росток его гениальности и непомерной любви к русской культуре, идущей из глубины тысячелетий…
#Пушкин няне, Арине Родионовне Яковлевой (Настоящее имя — Иринья)
…Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей...
Гениальный поэт!
Сконцентрировал и передал мудрость русского народа!