Найти в Дзене
Галерея ARTist

КОЛЕНОПРИКЛОНЕННЫЙ ГИТЛЕР, ЗОЛОТОЙ УНИТАЗ, БАНАН НА СКОТЧЕ - ВСЕ ЭТО ПРОДЕЛКИ ПРОВОКАЦИОННОГО И ЭПАТАЖНОГО СКУЛЬПТОРА МАУРИЦИО КАТТЕЛАНА !!!

Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством эпатажного и предельно провокационного скульптора Маруцио Каттелана, но подозреваю, что вы уже с ним шапочно знакомы. Ибо мало кто из вас не слышал про инсталляцию с бананом, который был приклеен скотчем к стене, а потом продан с аукциона Sothebyʼs за $6,2 миллионов китайскому криптопредпринимателю Джастину Сану. Так вот эту инсталляцию с таким дорогим бананом ( и куском скотча )) под названием « Комедиант » создал тот самый итальянский скульптор Маруцио Каттелана, работы которого я здесь и представляю вашему вниманию. Я с детства люблю бананы, но не настолько, чтобы за всего лишь один плод платить $6,2 миллионов, а вот творчество этого провокационного и эпатажного скульптора меня лично забавляет благодаря столь своеобразному, непочтительному и ироничному взгляду этого автора на историю ( а главное, что и на культуру, пороки и ценности )) современного общества. И в этом обзоре я постараюсь вам разъяснить смыслы некоторых работ и инста
Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ОН  / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ОН / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »

Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством эпатажного и предельно провокационного скульптора Маруцио Каттелана, но подозреваю, что вы уже с ним шапочно знакомы. Ибо мало кто из вас не слышал про инсталляцию с бананом, который был приклеен скотчем к стене, а потом продан с аукциона Sothebyʼs за $6,2 миллионов китайскому криптопредпринимателю Джастину Сану. Так вот эту инсталляцию с таким дорогим бананом ( и куском скотча )) под названием « Комедиант » создал тот самый итальянский скульптор Маруцио Каттелана, работы которого я здесь и представляю вашему вниманию.

Я с детства люблю бананы, но не настолько, чтобы за всего лишь один плод платить $6,2 миллионов, а вот творчество этого провокационного и эпатажного скульптора меня лично забавляет благодаря столь своеобразному, непочтительному и ироничному взгляду этого автора на историю ( а главное, что и на культуру, пороки и ценности )) современного общества. И в этом обзоре я постараюсь вам разъяснить смыслы некоторых работ и инсталляции от Маруцио Каттелана.

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ДЕВЯТЫЙ ЧАС / « La Nona Ora »1999 год /  Или « Папа, пораженный метеоритом »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ДЕВЯТЫЙ ЧАС / « La Nona Ora »1999 год / Или « Папа, пораженный метеоритом »

В инсталляции " La Nona Ora " / " ДЕВЯТЫЙ ЧАС " скульптор показывает нам страдающего Папу Иоанна Павла II, лежащего на земле после удара метеорита. Автор предлагает нашему вниманию маловероятное событие в стиле НФ, и своим названием намекает нам на момент смерти Иисуса Христа на кресте. Маруцио показывает нам Папу, демонстрирующего свою уязвимость ( но одновременно и выносливость )), держащегося за крест изо всех сил, в то время, как тяжесть неудач католической церкви и ее скандалов обрушивается на него.

Работа скульптора под названием " АМЕРИКА " ( ранее планировалось название " ТРОН " )) представляет собой унитаз ( полностью пригодный для использования )), изготовленный в литейном цехе во Флоренции с использованием 227 фунтов золота. В сентябре 2019 года произведение было установлено во дворце Бленхейм (персональная выставка Каттелана ) в туалете, которым раньше пользовался Уинстон Черчилль. Буквально через два дня после открытия выставки унитаз был украден ( его местонахождение до сих пор неизвестно )) Высказывались предположения, что за кражей мог стоять сам автор этого произведения. Считается, что этот арт - объект символизирует безумные траты денег вообще и конкретно в мире современного искусства – в частности, а также и социальное неравенство в Америке ( США ), как в стране, декларирующей равные возможности для всех, и Америке, которую каждый желающий может унизить, но блеск которой меньше от этого не станет ( ирония от автора публикации, ежели что)) Следует добавить, что подобное туалетное произведение искусства можно поставить в один ряд с такими арт- объектами, как «Фонтан» ( 1917 ) Марселя Дюшана, «Мягкий унитаз» (1966) Класа Олденбурга, триптих «Русский революционный фарфор» (1989–1990) Александра Косолапова, «Вместилище» (2002) Джона Балдессари и инсталляцию Элмгрина и Драгсета «Рис. 255» (2003) из серии «Бессильные структуры»

Автор фотоколлажа Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / БЕЗ НАЗВАНИЯ
Автор фотоколлажа Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / БЕЗ НАЗВАНИЯ

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ПИКАССО /  1998 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ПИКАССО / 1998 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ЛОШАДЬ В СТЕНЕ
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ЛОШАДЬ В СТЕНЕ

Работа скульптора под названием L.O.V.E, широко известная еще как Il Dito (по-итальянски «палец»)) — представляет собой вздернутую вверх руку с отрубленными пальцами, за исключением среднего. Созданная в 2010 году и первоначально выставленная ​​по случаю ретроспективы Каттелана в Королевском дворце Милана, теперь эта скульптура расположена на площади Пьяцца Аффари, где находится итальянская фондовая биржа. Под названием L.O.V.E скрывается аббревиатура от слов « Libertà, Odio, Vendetta, Eternità» («Свобода, Ненависть, Месть, Вечность») и считается, что этот арт- объект представляет собой критику фашистского приветствия и одновременно протеста против международных корпораций после финансового кризиса 2008 года.

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / Джон Фицджералд Кеннеди  в гробу
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / Джон Фицджералд Кеннеди в гробу
Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  /  БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ / 1999 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ / 1999 год

Выше вашему вниманию представлена известная работа 1999 года под названием " ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ ", где её автор во время бенефиса в Милане приклеил скотчем к стене самого владельца галереи - живого Массимо де Карло. Стоит отметить, что для де Карло этот день вышел не таким уж идеальным, ведь спустя два часа нахождения на стене своей галереи, он угодил в больницу. Но а сам создатель данной инсталляции таким образом попытался радикально изменить традиционные отношения между галеристом и художником и высказаться в духе саморефлексивной критики в адрес «биеннального искусства» и кураторских дискурсов.

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  /  Карикатурная версия автопортрета художника выглядывает из дыры в полу в выставочном пространстве / 2001 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / Карикатурная версия автопортрета художника выглядывает из дыры в полу в выставочном пространстве / 2001 год

Представленная выше работа ( и ниже тоже )) , является карикатурной версией автопортрета художника, который заглядывает в выставочное пространство из дыры в полу. Создается устойчивое впечатление, что он находится не на своем месте и возможно, что попал туда случайно... Эта инсталляция намекает нам на то, что данный художник не чувствует себя конкретным представителем какого-либо направление в ИЗО, что обычно и свойственно современным представителям постмодерна.

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  /  Карикатурная версия автопортрета художника выглядывает из дыры в полу в выставочном пространстве / 2001 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / Карикатурная версия автопортрета художника выглядывает из дыры в полу в выставочном пространстве / 2001 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ДЕВЯТЫЙ ЧАС /  « La Nona Ora » 1999 год /  Или « Папа, пораженный метеоритом »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ДЕВЯТЫЙ ЧАС / « La Nona Ora » 1999 год / Или « Папа, пораженный метеоритом »
 Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ОН  / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ОН / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ОСЛИНАЯ ПОВОЗКА С ГРУЗОМ / 2002 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ОСЛИНАЯ ПОВОЗКА С ГРУЗОМ / 2002 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan, 1997 год« Novecento » / «Новеченто» или  « Баллада о Троцком » / В коллекции Туринского замка Риволи
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan, 1997 год« Novecento » / «Новеченто» или « Баллада о Троцком » / В коллекции Туринского замка Риволи

В очередной работе под название « Novecento » прослеживается пожизненное увлечение автора таксидермией, которое объясняется его постоянным интересом к теме смерти. Данная инсталляция представляет собой чучело лошади, привязанное к упряжи, свисающей с потолка, где она беспомощно болтается. Напряжение в вытянутых конечностях лошади, тяжесть ее свисающей шеи и ее изогнутое тело, неизбежно отягощенное гравитацией, обязаны передать нам то чувство грусти, разочарования и поражения, которые так характерны для многим работам художника, где тоже имеет место ощущение постоянного страха неудачи и чувства незащищенности.

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  /  ЛОШАДИ
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ЛОШАДИ
Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  /  БЕЗ НАЗВАНИЯ
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / БЕЗ НАЗВАНИЯ

Blind / СЛЕПОЙ — одна из последних работ скульптора, где мы наблюдаем черный монолит, который разрезает своим корпусом такой же черный самолет, отсылающий нас к ужасным событиям террористической атаки 11 сентября 2001 года. Этот арт-объект является своеобразным размышлением на тему конкретного исторического события, но также и исследованием ( традиционным для данного автора ) концепции смерти. И в таком случае мы можем спросить себя, кто такой этот слепой, о которых говорит нам скульптор, и что он именно не может увидеть?

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / 1997 год« Novecento » / «Новеченто» или  « Баллада о Троцком »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / 1997 год« Novecento » / «Новеченто» или « Баллада о Троцком »

Не знаю, как вам, а по мне так одна из самых знаменательных работ этого провокационного и ироничного автора является скульптура, изготовленная в 2001 году из резины и воска, под названием « Him » ( рус. «Нём» , а русскоязычных источниках она иногда называют « Коленопреклонённый Гитлер » или « Он » ))

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ОН  / 2001 год  / Или « Кающийся Гитлер »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ОН / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »

Если смотреть на эту скульптуру издалека, то можно увидеть всего лишь мальчика, стоящего на коленях, словно в молитве... Но как только вы подходите поближе, то произведение раскрывает нам свое истинное лицо, лицо чистого зла 20-го века: АДОЛЬФА ГИТЛЕРА!!! Эта жуткая фигура, похожая на ребенка, призвана вызвать у зрителя напряжённое и противоречивое чувство, граничащее между отвращением и жалостью...

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ОН  / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ОН / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »

Кажется, что диктатор молится, и его глаза смотрят в небо, а автор через эту свою работу смешивает для нас такие темы, как коллективная память, раскаяние, прощение и важность извлечения уроков из истории. Этой работой Маруцио Каттелана задает нам такие важные вопросы, как: возможны ли прощение и примирение, когда было совершено такое беспредельное зло, и извлекаем ли мы уроки из нашего прошлого, чтобы создать лучшее будущее?

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  / ОН  / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / ОН / 2001 год / Или « Кающийся Гитлер »

Долгое время эта шокирующая работа выставлялась в Центре современного искусства в городе Варшава ( а в 2013 году « Коленопреклонённый Гитлер » даже некоторое время демонстрировался в бывшем Варшавском гетто), но незадолго до 9 мая 2016 года эта скульптура была продана за рекордные для автора 17 миллионов долларов на аукционе Кристис.

Автор инсталляции Маруцио Каттелана  / Maruzio Cattelan  /   КОМЕДИАНТ / « Comedian » 2019 год
Автор инсталляции Маруцио Каттелана / Maruzio Cattelan / КОМЕДИАНТ / « Comedian » 2019 год

Что здесь еще хочется добавить по поводу банана, который примастырил скотчем к стене на ярмарке Art Basel Miami Beach в 2019 году художник-инсталлятор Маруцио Каттелана, именовав его " КОМЕДИАНТОМ " ? Были такие времена, когда банан всегда представлял собою банан, а сигара, несмотря ни на что, всегда оставалась сигарой. А вот теперь наступили такие времена, когда благодаря contemporary art обыкновенный банан может превратиться в дорогущий арт - объект, который купит за баснословные деньги современный нувориш, и тут же его съест...

ФОТО : Китайский криптопредприниматель Джастин Сан поедает, купленный   на аукционе Sothebyʼs за $6,2 млн, банан под кодовым названием " КОМЕДИАНТ "
ФОТО : Китайский криптопредприниматель Джастин Сан поедает, купленный на аукционе Sothebyʼs за $6,2 млн, банан под кодовым названием " КОМЕДИАНТ "
ФОТО :  СКУЛЬПТОР МАРУЦИО  КАТТЕДАНА / Maruzio Cattelan
ФОТО : СКУЛЬПТОР МАРУЦИО КАТТЕДАНА / Maruzio Cattelan

Творчество Марицио Каттедана на протяжении всей его карьеры многие искусствоведы пытаются отнести к какому-то конкретному жанру, но это плохо у них получается. Его работы иногда считают примерами концептуальной скульптуры, но в свою очередь большинство критиков обвиняю автора в безвкусице и излишнем заигрывании с китчем. Сам же скульптор не любит объяснять смысл своих инсталляций и арт-объектов, говоря обычно о том, что он действует интуитивно (придумывая идеи «желудком, а не головой»)) Добовляе к вышесказанному, что в искусство он пошел лишь для того, что бы не работать. Зачастую же работы этого автора одновременно являются анализом современного арт-мира и своеобразной провокацией, которая показывает нам, как можно делать искусство, не делая искусства...

ФОТО ОТ КИМА ДЖУВОНА :  СКУЛЬПТОР МАРУЦИО  КАТТЕДАНА / Maruzio Cattelan
ФОТО ОТ КИМА ДЖУВОНА : СКУЛЬПТОР МАРУЦИО КАТТЕДАНА / Maruzio Cattelan

Здесь я завершаю обзор таких провокационных, эпатажных и порой столь глубокомысленных, несмотря на свою ироничность, работ итальянского художника МАРУЦИО КАТТЕДАНА и ниже оставляю для вас традиционные ССЫЛКИ на публикации с подобном и провокационным контентом. ВСЕГДА ВАШ, ПЕТР МИХАЙЛОВ !!!