Текст ОЛЬГИ НИКУШКИНОЙ
By Olga Nikushkina
А вот здесь тот же текст и немного личного опыта )
Индийская индустрия развлечений уходит в сеть
"Конечно, я знаю Хинди", - сказал мне непальский студент по имени Радж, - "я же смотрю индийское кино", " Мой сын каждый день после школы играет в крикет в сквере под нашим окном", - рассказала мне соседка, - "Я и сама в его возрастечасто играла в крикет вместе с братьями", "Ты умеешь готовить раджму чаваль? - спросил меня индийский приятель", - "Это мое любимое блюдо, и я с радостью научу тебя", его готовить, "Приезжай к нам в Раджастхан", - завет меня знакомый по социальной сети", - "я столько всего тебе покажу..."
Мои друзья из Южной Азии спешат поделиться своими любимыми увлечениями, умением интересно проводить время. Как оказалось, большинство их хобби можно отнести к индийской индустрии развлечений. Это целый мир, охватывающий кино, телевидение, музыку и цифровые медиа, а также кулинарию, особые виды спорта и даже любовь к карикатурам в газетах. Эта отрасль стала мощной культурной силой не только в Индии, но и по всей Южной Азии, в странах, где живут большие индийские общины, да и, пожалуй, во всем мире.
Индустрия индийских медиа и развлечений переживает серьезную трансформацию. По официальным данным в минувшем году цифровые медиа обогнали телевидение, сломав более, чем двадцатилетнее "правление" телеканалов. До эпохи телевидения Индия переживала кинобум, и вся Индия ходила в кинотеатры, затем все уселись перед телевизорами, а сегодня - пересели за компьютеры.
Об этом свидетельствуют простые цифры: в 2024 году выручка кинотеатров снизилась на 5% до 187 миллиардов рупий, при том, что в прошлом году в стране было произведено более 1 600 фильмов. При этом общий сектор медиа и развлечений вырос на 3,3 процента, достигнув 2,5 трлн индийских рупий (порядка 30 млрд долларов США). И на цифровые медиа пришлось 32 процента этих доходов.
Значит ли это, что индийцы стали меньше смотреть свои фильмы ли меньше слушать популярную индийскую музыку? Вовсе нет. Просто кино и музыка активно уходят в сеть. Кроме того, появление индийского кино в сети расширяет возможности для иностранцев. Так сегодня поклоннику индийского кино в России не обязательно ждать выхода нового фильма на российских экранах - можно увидеть его в Интернете.
Кино все еще остается мощным участником отрасли развлечений. Индийский кинематограф в наши дни – это целая группировка киноцентров, участники которой активно борются за зрителя: это хорошо известный в России Болливуд (киностудии в Мумбаи, бывшем Бомбее, где фильмы выходят на языках хинди, урду и маратхи), а также Толливуд на языке телугу в Андхра-Прадеш, Колливуд в Ченнаи, Молливуд (кино на языке малаялам), Олливуд (на языке ория), киностудии в Калькутте и даже свой Голливуд (киностудии штата Гуджарат) и некоторые другие. В Индии снимают порядка тысячи фильмов в год (а теперь даже больше), а смотрят их в более чем ста странах мира.
При этом обращает на себя внимание то, что все эти региональные студии активно развиваются. Местные власти часто предоставляют им субсидии, налоговые льготы, выделяют локальным студиям земли на льготных условиях. Так как житель, например, штата Одиша, хочет смотреть фильмы на своем языке и про свои реалии, а не, например, про далекий от него Мумбай. Именно поэтому еще несколько лет назад говорили о том, что Индия снимает около 1 000 фильмов в год, а в прошлом году было снято 1 600.
По данным Федерации торгово-промышленных палат Индии (Federation of Indian Chambers of Commerce and Industry, FICCI), порядка 40-50 млн домохозяйств - подписчики различных цифровых киноплатформ (онлайн кинотеатров). Тогда как линейное телевидение имеет более 110 млн домохозяйств (примерно половина из них, как оказалось, клиенты онлайн кинотеатров).
Правда, в последнее время появился еще один активный конкурент кино - это видеоигры. Охват онлайн игр по разным оценкам составляет от 70 до 100 млн домохозяйств. При этом больше всего растет рынок так называемых casual games - компьютерных игр с простыми правилами, не требующих от игрока особых навыков и затрат времени на обучение. Рынок таких игр в прошлом году вырос на 16%.
Значит ли это, что индийская индустрия развлечений меняется? Несомненно! Однако ясно одно - Индия сделает все, чтобы сохранить влияние своей индустрии развлечений - мощной и разнообразной мягкой силы, в которую входит не только кино и видеоигры, но и кухня, литература, спорт и многое другое.
Мир индийских развлечений
До последнего времени кинозрителей могло переманить только телевидение, которое также играет важную роль в индустрии развлечений Индии. Многочисленные каналы предлагают и мыльные оперы, и реалити шоу. Все они находят своего зрителя. Растет популярность цифровых платформ (например, Netflix, Amazon Prime Video) и локальных стриминговых сервисов. Так что зрители получают доступные и разнообразные сериалы на любой вкус.
И, конечно, слушают музыку, которая давно стала важной частью индийского кино. Даже машины, которые вывозят мусор, нередко подъезжают к домам под звуки задорных болливудских песен. Музыка - важная часть индийской культуры. Многие индийцы любят слушать болливудские песни, классику, народную и региональную музыку (Такие международные платформы, как Spotify и YouTube, упростили доступ к широкому спектру музыкальной продукции).
Популярен и спорт: больше всего в Индии играют и болеют за крикет. Во всех парках, рядом с каждым домом, и даже, бывает, на дорогах, мешая движению, в Индии играют, ссорятся, мирятся и снова играют в эту старую английскую игру. И дети, и взрослые, с профессиональным оборудованием и с чем придется, когда есть время, и когда его нет. Кроме того, популярен футбол - больше на юге - хоккей на траве, бадминтон и каббади - древняя игра, в которой есть элементы борьбы и пятнашек. Согласно легендам, даже бог Кришна играл в каббади в молоодости. Считается, что каббади появилась в Индии, а первая игра на международном уровне прошла в Дакке (Бангладеш) в 1985 году.
Индийские социальные сети делают индийскую культуру и развлечения еще доступнее. Такие платформы, например, позволяют художникам мгновенно делиться своими работами с глобальной аудиторией. Это упрощение "в создании контента" привело к появлению новой волны независимых режиссеров и музыкантов, которые черпают вдохновение в традиционных формах индийского искусства, экспериментируя с современными темами.
Кроме того, индийцы любят проводить время в кругу семьи, друзей и соседей. Семьи часто собираются вместе на обеды, праздники и ярмарки. Родственники любят проводить время вместе и даже вместе готовить (в том числе за просмотром современных кулинарных шоу). Приготовление пищи — обычное времяпрепровождение для многих, и семьи часто готовят традиционные блюда вместе. Стало популярным также изучение новых рецептов и разных кулинарных традиций. Администрация жилых пространств и комплексов часто организуют фестивали, приуроченные к национальным и религиозным праздникам, ставят шатры, приглашают музыкантов и официантов. Друзья могут встречаться за чашкой чая или кофе в местных кафе. Часто можно увидеть целые компании девушек-студенток, или наоборот, степенных бабушек в изумительных сари, которые выбрались на обед с приятельницами.
А курсы о том, как приготовить курицу карри или тандури-чикен сегодня легко найти в Интернете, наверное, на любом языке.
Многие индийцы любят читать, как книги, так газеты, и журналы. Я с радостью и удивлением вижу, как много людей читает бумажную прессу. Возможно, свою роль в популярности печатных СМИ сыграла и традиция индийской карикатуры. Считается, что она родилась в тридцатые годы, когда художники, такие как Шанкар Пиллаи, своими острыми карикатурами боролись против колониальных властей. Карикатура объединяет портретную живопись и меткий комментарий, и, рассмешив читателя, художники-карикатуристы ненавязчиво формируют общественное мнение. Индийцы - любители чтения выбирают как художественную литературу, так и нон-фикшн, книги по саморазвитию, психологии и бизнесу, а также в Индии любят читать онлайн-статьи и разнообразные блоги.
Особо можно выделить йогу, которая также стала частью индустрии развлечений и специализированного туризма. Сегодня йога – это и видео-курсы, и онлайн-занятия, в Индии многие занимаются "коллективной йогой", не выходя из дома.
Влияние мягкой, но мощной силы
Влияние индийских развлечений особенно заметно в соседних странах Южной Азии - Пакистане, Бангладеш, Непале и Шри-Ланке. Индийское кино популярно везде. Даже если в каких-то регионах не понимают хинди, универсальные темы про любовь, семью и социальные проблемы преодолевают любые барьеры.
Как-то таксист в Непале, пока вез нас из Аэропорта в отель, не переставая, пел болливудские песни (а мы вовсю ему подпевали). Даже в Пакистане, не смотря на политическую напряженность, индийское кино всегда оставалось любимым и популярным. Конечно, и в Непале, и в Пакистане, и на Шри-Ланке, и в Бангладеш есть и свой кинематограф. Однако индийские фильмы принимают везде, кинокультуры перемешиваются, и каждая из национальных киноидустрий становится богаче.
Индийские мыльные оперы, телевизионные драмы и музыка, особенно саундтреки из болливудских фильмов, находят отклик как в Южной Азии , так и по всему миру. Индийское киноискусство влияет на местные постановки, создает тенденции и моду, как в "сторителлинге", так и в производстве. Болливудские песни вдохновляют музыкантов на новые оригинальные работы.
Страны с крупными индийскими общинами: США, Канада, Великобритания, Австралия, Ближний Восток также оказались под влиянием индийских развлечений. Диаспора играет важную роль в продвижении индийской культуры за рубежом. Прежде всего, конечно, речь идет о музыкальных и кинофестивалях.
Считается, что в США и Канаде успех индийских фильмов на международных кинофорумах помог повысить осведомленность об индийском кино среди неиндийской аудитории. Это привело к росту интереса к индийским темам и к сотрудничеству между режиссерами из Индии и голливудскими студиями.
Присутствие индийских телешоу на международных стриминговых платформах познакомило мировую аудиторию с индийскими взглядами и представлениями. Такие сериалы, как «Священные игры» Анурага Кашьяпа и Викрамадитьи Мотване, и «Делийское преступление» Ричи Мехты, не только получили признание критиков, но также вызвали во всем мире обсуждение распространенных в Индии социальных проблем. Таким образом индийские сериалы поместили Индию в мировое сериальное пространство, дали повод взглянуть на страну с другого угла и заинтересоваться ею еще больше.
Даже в Афганистане, когда видео там было запрещено, люди из-под полы распространяли индийское кино, например, семейную мыльную оперу "И свекровь когда-то была невесткой".
Цифровые платформы также способствовали межкультурному сотрудничеству, которое смешивает различные школы и "влияния". Например, индийские музыканты часто кооперируются с артистами из других стран, создают музыку в жанре фьюжн, которая привлекает все более широкую аудиторию. Такой культурный обмен обогащает мировую музыкальную сцену, одновременно продвигая индийскую культуру на сцену международную.
Словом, он-лайн и офлайн, благодаря интернету и без него, индийская индустрия развлечений довольно уверенно распространилась по соседним странам Южной Азии и сегодня постепенно завоевывает мир.
ОЛЬГА НИКУШКИНА
#Olga_Nikushkina, #Indian_movies, #Indian_entertainment, #Ольга_Никушкина, #Soft_power, #мягкая_сила, #Индийское_кино, #индийская_индустрия_развлечений