Метро — важная часть современного мегаполиса, артерия по которой бежит жизнь большого города. Подземка обеспечивает мобильность, формирует облик, а в особых случаях даже выступает символом. В этом ключе можно вспомнить синие вагоны, до сих пор курсирующие в тоннелях Петербурга. Жители их сравнивают с советскими банками сгущенки — они уже стали неким туристическим атрибутом города.
Метро в Санкт-Петербурге запустили в середине XX века. Однако самые первые проекты по строительству метрополитена появились намного раньше — в дореволюционную эпоху.
Как зарождалось петербургское метростроение и почему первые проекты не получили развития — рассказываем в нашей новой статье.
Тоннели вместо мостов
Еще в 1820 году, задолго до появления метрополитена в Европе, петербургский мещанин Тимофей Торгованов презентовал императору Александру I смелый проект подземного тоннеля, соединяющего Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Правитель был впечатлен чертежами, однако дальше благодарности дело не пошло. Изобретателю выдали 200 рублей «за усердие», но взяли расписку, обязывающую прекратить подобные изыскания. Власть посчитала идею слишком фантастической, а главное — ненужной.
Спустя 80 лет инженер с фамилией Ганнеман также предпринял попытку продвинуть альтернативу мостам — на этот раз подводный тоннель от Марсова поля до Петроградской стороны. Проект предусматривал даже движущийся тротуар — прообраз современных траволаторов. Он доказывал властям того времени, что строительство сооружения обойдется казне дешевле, чем возведение Троицкого моста. Но правители были непреклонны, традиционные переправы казались надежнее и проще. Проект Ганнемана канул в лету, а Троицкий мост был торжественно открыт в 1903 году.
Смелые градостроительные идеи
На рубеже веков Санкт-Петербург столкнулся с растущими транспортными проблемами, что вдохновило инженеров на радикальные предложения. В 1893 году камер-юнкер Рудольф Гартман выдвинул дерзкий план: засыпать Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова) и проложить на его месте скоростную магистраль, которая связала бы три главных вокзала столицы. Как и в прошлые разы, власти единогласно отвергли предложение.
Более продуманной оказалась инициатива инженера под фамилией Гиршсон, предложившего в 1901 году первую полноценную концепцию петербургского метро. Проект предусматривал подземную линию под Невским проспектом с десятью станциями, в том числе «Гостиный двор» и «Дворцовая площадь». Гиршсон детально продумал освещение, отделку, удобные выходы и даже уборные. Он был убежден, что метро разгрузит переполненные проспекты. Несмотря на тщательную подготовку, проект был отклонен.
Масштабный замысел Балинского
Наиболее грандиозной попыткой создания метрополитена в Санкт-Петербурге стал проект инженера Петра Балинского, разработанный в 1910-х годах. Он предлагал построить 11 линий и одну кольцевую, общей протяженностью 102 километра. Транспортная система Балинского превосходила бы даже современные западные аналоги. По расчетам инженера, поезда должны были ходить каждые 2 минуты, развивая скорость до 70 верст (примерно 74 километра) в час.
Петр Балинский утверждал, что колоссальные затраты в 190 миллионов рублей (500 — 600 млрд в современном эквиваленте) принесли бы казне около 2,5 млн дохода за год эксплуатации. Проект предполагал, что метро проходило бы на эстакадах, а пространство под ними предлагалось отдать под магазины и склады.
После бурных дебатов городская дума отвергла замысел инженера. Основными причинами стали уверенность в достаточности уже существующей транспортной системы и лоббировании владельцев трамвайных линий. Последний дореволюционный проект метро так и остался нереализованным.
В советское время, когда транспортные проблемы уже Ленинграда стали критическими, город получил свой метрополитен. Почти через полвека после предложения Петра Балинского, в 1955 году, открылась первая станция «Площадь Восстания».
Первая линия метрополитена
Строительство первой линии метрополитена в Ленинграде началось в 1941 году, но было приостановлено из-за Великой Отечественной войны. После окончания этого периода работы возобновились, и 15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие первой очереди Кировско-Выборгской линии (красной ветки).
Она включала семь станций: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово». Станции были оформлены в стиле сталинского ампира с использованием мрамора, бронзы и мозаик. Тоннели удалось прорыть благодаря изготовлению первого проходческого щита — элемента, который и сегодня позволяет снимать целикове пласты породы, не кроша их.
Первый поезд был отправлен со станции «Автово» до «Площади Восстания». Самой последней станцией красной ветки стала «Комсомольская». Сейчас она всем известна под названием «Девяткино». Станция находится в Ленобласти и соединяет Петербург с Мурино.
Историческая значимость
Дореволюционные проекты петербургского метрополитена, несомненно, опередили свое время. Начиная с фантастического для начала XIX века тоннеля Торгованова и заканчивая грандиозным планом Балинского, предложения демонстрировали техническую изобретательность и глубокое понимание будущих транспортных потребностей.
Примечательно, что многие идеи инженеров тех лет — разгрузка Невского, кольцевая линия и тоннели под Невой — были воплощены в Советское время. Глядя на современную подземку, которая простирается от юга Петербурга до северного Мурино в Ленобласти, стоит вспомнить первопроходцев прошлого.