Найти в Дзене

Сказка о космосе

Гости музея – реальные и виртуальные – видят только сам музейный предмет, но зачастую даже не задумываются о той работе, которая скрыта за каждым экспонатом. Задаём вопросы о живописи, графике и не только Анастасии Каталкиной, художнику-реставратору станковой масляной живописи и хранителю музейных предметов Музея-института семьи Рерихов. — Начинаем, конечно с выставки Виктора Черноволенко. Она представляет замечательные примеры творчества этого художника-космиста. Какой предмет, из представленных на выставке, для Вас – самый запоминающийся? — Самые запоминающиеся предметы для меня – это прибор для просмотра слайдов и диапозитивы. На них запечатлены моменты теплых встреч Виктора Тихоновича Черноволенко и его супруги с основательницей нашего музея Людмилой Степановной Митусовой и ее сестрой Татьяной Степановной. Эти вещи напоминают об особой атмосфере ушедшей эпохи второй половины XX века. — А теперь, пользуясь возможность поспрашиваем Вас о связанном и не связанном с выставкой и Викт

Гости музея – реальные и виртуальные – видят только сам музейный предмет, но зачастую даже не задумываются о той работе, которая скрыта за каждым экспонатом. Задаём вопросы о живописи, графике и не только Анастасии Каталкиной, художнику-реставратору станковой масляной живописи и хранителю музейных предметов Музея-института семьи Рерихов.

Черноволенко Виктор Тихонович
Восточный мотив
1971
Черноволенко Виктор Тихонович Восточный мотив 1971

— Начинаем, конечно с выставки Виктора Черноволенко. Она представляет замечательные примеры творчества этого художника-космиста. Какой предмет, из представленных на выставке, для Вас – самый запоминающийся?

— Самые запоминающиеся предметы для меня – это прибор для просмотра слайдов и диапозитивы. На них запечатлены моменты теплых встреч Виктора Тихоновича Черноволенко и его супруги с основательницей нашего музея Людмилой Степановной Митусовой и ее сестрой Татьяной Степановной. Эти вещи напоминают об особой атмосфере ушедшей эпохи второй половины XX века.

— А теперь, пользуясь возможность поспрашиваем Вас о связанном и не связанном с выставкой и Виктором Тихоновичем. О изобразительном искусстве, графике, музее и его фондах. Первый такой вопрос – о самом важном. Как Вам кажется, какие качества важны для художника и художника-графика?

— Для художника невероятно важно быть трудолюбивым, постоянно оттачивать свой навык, и, конечно, уметь выражать мысли и эмоции в виде образов на своих произведениях.

— Вопрос лично-профессионального характера. Что в работе с фондом живописи и графики самое интересное (забавное, необычное и т.д.)?

— Самое интересное при работе с произведениями живописи и графики – это сколько информации можно узнать про предмет по подписи на нем. Бывают случаи, когда работа попадает к хранителю, и нет абсолютно никаких данных о его авторе, происхождении, месте и времени создания. И если где-то в уголке найдется хотя бы одна маленькая подпись – это может быть ответом на многие вопросы.

— Расскажите пожалуйста о фонде, который храните и о предмете, который является Вашим «любимчиком».

— Я являюсь хранителем трех фондов – фонда живописи, фонда графики, афиш и печатных материалов и фонда филателистических и филокартических материалов. В них хранятся, соответственно, картины и иконы, рисунки и предметы различной печатной графики, почтовые открытки, конверты и марки.

Альбом. Набросок портрета Златы Митусовой О.В. Карташова (?) в альбоме Л.С. Митусовой
Пер. пол. XX в.
Альбом. Набросок портрета Златы Митусовой О.В. Карташова (?) в альбоме Л.С. Митусовой Пер. пол. XX в.

Мой самый любимый предмет – альбом Людмилы Степановны Митусовой с наброском портрета ее сестры Златы Митусовой, выполненный супругом Златы Степановны О.В. Карташовым. Это невероятной красоты альбом с вышитой обложкой. К сожалению, страницы внутри не сохранились, лишь один разворот с наброском. По некоторым критериям этот альбом мог быть определен в фонд декоративно-прикладного искусства. Но благодаря наличию рисунка внутри, он хранится в фонде графики.

— Этот же вопрос задавали и куратору, но невозможно не задать его ещё и хранителю. В чём на Ваш взгляд особенности стиля В.Т.Черноволенко?

Как мне кажется, множество вертикальных линий, вытянутых, стройных силуэтов, некоторые отголоски пуантилизма, и, конечно, тема фантастики делают работы Виктора Тихоновича узнаваемыми.

— Что на Ваш взгляд создаёт ощущение космоса в картинах Черноволенко и есть ли оно?

Необычные, диковинные формы и образы, отправляющие нас в путешествие в мир фантастической архитектуры; гармоничное сочетание цветов и в это же время цветовые контрасты, что создаёт эффект яркости и динамики композиции. Например, светлые линии и точки на темном фоне, словно небесные тела в ночном небе. Совокупность этих деталей напоминает зрителям о волшебном мире космоса.

Черноволенко Виктор Тихонович
Мудрец
1931
Черноволенко Виктор Тихонович Мудрец 1931

— И, последний вопрос. Как вы представляете космос?

Мои представления о космосе очень разнятся с красочным видением Виктора Тихоновича. Я представляю его как бесконечное темное пространство с миллионом тускло светящихся звезд среди оглушающей тишины.

Ответить на вопросы о космосе и космосе в работах Виктора Тихоновича Черноволенко, можно на выставке «Сказка о космосе», которая работает до 15 июня.

Подготовится к походу в музей или посмотреть космические рисунки можно по ссылке: https://clck.ru/3MUmKT