Опубликованный в 2004 году эпический роман Дэвида Митчелла «Облачный атлас» считался «неэкранизируемым» (даже самим автором) из-за того, что в нём рассказывается о нескольких поколениях и повествование нелинейно.
Но на самом деле экранизация не заставила себя долго ждать благодаря поразительным талантам Вачовски из франшизы «Матрица» и их частому соавтору Тому Тыкверу, немецкому режиссёру и композитору.
Удивительно, но фильм даже в точности повторяет структуру книги и множество сюжетных линий, что делает этот кинематографический опус достижением во многих отношениях.
«Облачный атлас» охватывает сотни лет, исследуя группу связанных душ, которые перевоплощались в разные формы на протяжении нескольких поколений, начиная с 1849 года и заканчивая 2321-м.
Используя одних и тех же актёров в разных ролях, мы видим, как порой большие, а зачастую и маленькие поступки одного человека могут повлиять на многих в будущем.
«Облачный атлас» выстраивает каждую историю и каждое поколение в хронологическом порядке, показывая нам, что само время относительно, и иллюстрируя органичные способы создания как личной, так и коллективной памяти.
Из-за всех этих движущихся частей и почти трёхчасовой продолжительности «Облачный атлас» может сбить с толку при первом просмотре. Поэтому, на мой взгляд, фильм многим и не понравилось — разобраться в его смыслах и поворотах сюжета действительно непросто.
Но если все же это сделать, тогда вы сможете получить от "Облачного атласа" настоящее удовольствие. В этой статье предлагаю вместе разобрать, что же на самом деле произошло в его финале.
Тихоокеанские острова, 1849 год
Хотя действие «Облачного атласа» начинается через несколько десятилетий после 2321 года, его первая история хронологически начинается на островах Тихого океана с авантюриста-мусорщика доктора Гуса (Том Хэнкс) и наивного молодого адвоката Адама Юинга (Джим Стёрджесс).
Тесть Юинга Хаскелл Мур (Хьюго Уивинг) заключил сделку с садистским преподобным Хорроксом (Хью Грант), чтобы привезти порабощённых местных островитян с островов Чатем в Сан-Франциско.
Юингу поручили следить за этим предприятием по торговле людьми, но когда он становится свидетелем жестокого избиения порабощённого Аутуа (Дэвид Гьяси), он уже не уверен, что поддерживает ужасные планы своего тестя. Тем временем у доктора Гуса завязывается короткий разговор с местной женщиной (Холли Берри), который незаметно подготавливает почву для их будущих душевных связей.
Когда Аутуа освобождается и прячется на борту корабля, они с Юингом становятся друзьями и союзниками, и Аутуа доказывает, что он ценный матрос на борту. Без дружбы с Аутуа Юинг был бы отравлен доктором Гусом, который хотел убрать юношу с дороги, чтобы украсть его клад с золотыми монетами.
Аутуа спасает Юинга от доктора Гуса. Итак, Юинг наконец прибывает в Сан-Франциско и благополучно попадает в объятия своей жены Тильды, он сжигает контракт преподобного на рабство. Влюблённые уезжают, чтобы присоединиться к движению за отмену рабства на Востоке.
Среди других основных актёров, сыгравших в этой эпохе, — Джим Бродбент в роли капитана корабля, Бен Уишоу в роли юнги, Кит Дэвид в роли слуги Хоррокса Купаки и Сьюзан Сарандон в роли жены Хоррокса, феминистки.
Англия, 1936 год
Адам Юинг вел дневник о своих испытаниях, который публикуется под названием «Тихоокеанский дневник Адама Юинга». В 1936 году молодой повеса Роберт Фробишер (Бен Уишоу) увлекается историей Юинга.
Единственная проблема в том, что половина книги отсутствует, поэтому он так и не узнаёт, что случилось с бесстрашным Юингом. В настоящее время Фробишер живёт в поместье Вивиан Эйрес (Джим Бродбент) в качестве секретаря-машиниста, где он также работает над своей собственной симфонией «Секстет Облачного Атласа».
Фробишер оставил своего партнера Руфуса Сиксмита (Джеймс Д’Арси), но пишет ему прекрасные письма о своих злоключениях в доме Эйрсов и о том, как он работал с самовлюблённым и жестоким Эйрсом.
У Фробишера роман с женой Вивиана Джокастой (Холли Берри), и он узнаёт, что она была помолвлена с Тадеушем Кессельрингом (Хьюго Уивинг), который отказался жениться на ней, потому что она еврейка, а он нацист.
Вивиан Эйрс невыносим, и когда он пытается присвоить себе «Секстет Облачного Атласа», шантажируя Фробишера его ориентацией, Фробишер стреляет в него и убегает. Эйрс выживает, а Фробишер теперь в розыске и без будущего, по крайней мере, по его собственным оценкам.
Он оставляет свой шедевр ««Секстет Облачного Атласа» любви всей своей жизни, Сиксмит, и стреляется в себя из пистолета Вивиан Эйрес, увидев свою любовь в последний раз.
Том Хэнкс играет жадного владельца отеля, который выманивает у Фробишера его драгоценный шёлковый жилет (подарок от Сиксмита), Джим Стёрджесс играет бедного постояльца, а Хью Грант — портье в шикарном отеле, где Фробишер и Сиксмит в последний раз встречаются.
Сан-Франциско, 1973 год
Руфус Сиксмит не только добился публикации «Секстета Облачного Атласа» Фробишера, но и записал его, что стало известно журналистке Луизе Рей (Холли Берри) после случайной встречи с Сиксмитом в 1973 году.
Она была одержима «Секстетами Облачного Атласа», что, возможно, неудивительно. В конце концов, у Луизы и Фробишера был роман в прошлой жизни, так что есть что-то большее или даже космическое, что влечёт её к этой музыке.
За годы, прошедшие после смерти Фробишера, Сиксмит стал известным учёным и теперь готов сообщить о неисправностях на атомной электростанции под Сан-Франциско.
Он замечает, что у Луизы такое же родимое пятно в виде кометы, как у Фробишера, и когда он показывает ей фотографию своей семьи, он узнаёт, что его брата играет Джим Стёрджесс, а невестку — Дуна Бэ (которая играла Адама Юинга и его жену Тильду в эпизоде 1849 года).
Нефтяной лоббист Ллойд Хукс (Хью Грант) на самом деле хочет, чтобы произошла разрушительная ядерная катастрофа, которая увеличит продажи нефти, поэтому он посылает Билла Смоука (Хьюго Уивинг) убить Сиксмита, который собирается предоставить Луизе доказательства проблем с заводом.
Сиксмита убивают, и Луиза начинает расследование его смерти. В то же время она находит великолепные письма Фробишера Сиксмиту и знакомится с доктором Исааком Саксом (Том Хэнкс). Между ней и Саксом мгновенно возникает связь, но он погибает, когда Смоук подкладывает бомбу в его самолёт.
Хукс и Смоук полны решимости замести все следы этого заговора, поэтому Смоук отправляется за Луизой и чуть не убивает её, столкнув её машину с моста. Луиза обращается за помощью к Джо (Кит Дэвид), другу её отца Лестера (которого играет актёр "Аутуа" Дэвид Гьяси), и Смоук пытается убить их обоих.
В конце концов Луиза и её союзники одерживают победу, и она возвращает все бумаги Сиксмита его любимой племяннице Меган (Чжу Чжу).
Лондон, 2012
Спустя десятилетия в Лондоне мы узнаём, что дерзкий молодой сосед Луизы Рей, Хавьер Гомес (Броди Николас Ли), написал роман под названием «Полужизни: Тайна Луизы Рей», который рассматривает на предмет публикации Тимоти Кавендиш (Джим Бродбент), услужливый литературный агент.
Жизнь Кавендиша превращается в хаос, когда один из его авторов — гангстер, ставший писателем, Дермот Хоггинс (Том Хэнкс) — сбрасывает с крыши жёсткого критика на книжной вечеринке. Однако перед тем, как Дермот совершает убийство, он встречается взглядом с индийской женщиной в сари (Холли Берри), но это не останавливает его.
Как будто этого было недостаточно, Дермот решает вымогать у Кавендиша 50 000 фунтов стерлингов. Поэтому Кавендиш обращается к своему богатому (но отдалившемуся от него) брату Денхолму (Хью Грант), хотя они и так не общаются по уважительной причине.
У Тимоти был роман с женой Денхолма, Джорджетт (Бен Уишоу), поэтому Денхолм наконец-то мстит, обманом заманивая Тимоти в «Аврору», дом престарелых, которым управляет садистская медсестра Ноукс (Хьюго Уивинг).
Тимоти устраивает побег из «тюрьмы» вместе с несколькими другими заключёнными, которых также бросили их семьи, и превращает эти приключения в книгу «Ужасное испытание Тимоти Кавендиша», по которой в 2062 году был снят фильм. Роль Тимоти сыграл Том Хэнкс.
Во время своего пребывания в доме престарелых Кавендиш пытается (безуспешно) уйти и заявляет: «Я не буду подвергаться преступному насилию!» Эта фраза повторяется как в его книге, так и в экранизации и продолжает путешествовать во времени удивительными способами (о которых мы расскажем позже).
Новый Сеул, 2144 год
К 2144 году, спустя 132 года после ужасного испытания, выпавшего на долю Кавендиша, клоны, похожие на людей, которых называют Фабрикантами (отсылка к репликантам из «Бегущего по лезвию»), теперь выполняют все чёрную работу на Земле.
Так называемые чистокровные, то есть биологические люди, относятся к ним как к существам, стоящим ниже человека.
Когда официантка Фабрикант Юна-939 (Сюнь Чжоу) случайно натыкается на фильм «Ужасное испытание Тимоти Кавендиша», заявление Тимоти «Я не буду подвергаться преступному насилию!» пробуждает в ней душу и понимание того, что она подвергается угнетению со стороны людей.
Юна-939 берёт с собой свою подругу Сонми-451 (Юна Бэ) в поисках знаний о революции.
Юна заступается за себя, и её босс Провидец Ри (Хью Грант) убивает её за это. После этого к Сонми обращается мятежник Хэ Джу (Джим Стёрджесс), который является частью группы, борющейся за свободу Фабрикантов.
В милой отсылке к «Матрице» Сонми наконец-то разрешают читать, и она поглощает всё, от философии до поп-культуры, незаметно влюбляясь в Хэ Джу. Узнав, что Фабрикантов перерабатывают в пищу для других Фабрикантов, Сонми решает дать отпор и создаёт манифест, который транслирует на весь мир, не зная, как он отзовётся в далёком будущем.
«Наша жизнь нам не принадлежит», — говорит она перед тем, как её убивают корпоративные правители. «От чрева до могилы мы связаны с другими людьми, прошлым и настоящим, и каждым преступлением и каждой добротой мы творим своё будущее».
У Сонми на шее родимое пятно в виде кометы, которое есть у всех главных героев каждой истории или временного периода фильма.
Гавайи, 2321 год
К 2321 году слова Сонми стали основой религии, которая включает псалмы: "Неважно, родились ли вы в резервуаре или в утробе матери, все мы чистокровны" и "Познать себя возможно только глазами другого".
Эта часть "Облачного атласа" застает нас на Гавайях с Закри (Том Хэнкс), сложным человеком, страдающим галлюцинациями Старого Джорджа (Хьюго Уивинг), чудовищной фигуры, которая побуждает его совершать злые поступки и впадать в апатию.
«Слабые — это мясо, а сильные едят», — говорит Джорджи, повторяя слова доктора Гуса из 1849 года.
Жизнь Закари переворачивается с ног на голову с появлением Предсказательницы — человека, который теперь живёт в космосе, — по имени Мероним (Холли Берри), которая прибыла, чтобы починить спутник на Мауна-Лоа, который поможет её людям в других галактиках.
Это тот самый спутник, с которого Сонми передала свой манифест в 2144 году.
Начиная с того момента, на котором их души остановились в 1973 году, Закри и Мероним связаны особой связью, которая постоянно подвергается испытаниям: сначала из-за психического заболевания Закри, а затем из-за Коны, группы каннибалов, которые убивают почти всех односельчан Закри.
Закри сталкивается с тёмными сторонами своей натуры и с помощью Мероним спасает свою душу, а также душу своей племянницы Кэткин (Раеван Ли Ханан). Закри и Кэткин отправляются с Мероним в далёкое путешествие.
«Облачный атлас» заканчивается спустя десятилетия, когда Закри рассказывает эту историю своим внукам и внукам Мероним, глядя на Землю издалека. Мы видим, что у Зака на затылке родимое пятно в виде кометы, когда в конце фильма звучит навязчивая симфония Фробишера.
Природа человеческой души и реинкарнация
«Облачный атлас» основан на вере в то, что человеческая душа не умирает вместе с физическим телом и что наши души связаны с другими людьми — иногда с одними и теми же людьми снова и снова.
Родинка в виде кометы, которая есть у большинства главных героев, — это мотив, который помогает воплотить теоретическое представление о душе и реинкарнации в физическом воплощении, укрепляя связи между персонажами в глазах зрителя.
В то время как некоторые критиковали выбор одних и тех же актёров на несколько ролей, это решение также помогает зрителям следить за судьбами конкретных персонажей на протяжении сотен лет, даже если эти персонажи принадлежат к другим расам и культурам, чем актёры, их играющие.
Цель этого межкультурного (и межгендерного) обмена — показать, как выбор, который делает каждая душа, может повлиять на многих других людей во времени и даже в пространстве таким образом, что это невозможно предсказать.
Мы видим, как разные версии этих душ взаимодействуют друг с другом, часто с непредвиденными последствиями. Это также показывает, что у клонированных Фабрикантов есть души, поскольку мы видим Дун Бэ в различных перевоплощениях в людей, вплоть до её появления в роли Сонми-451 в 2144 году.
В этом контексте эпохи, в которых влюблённые пары на самом деле не встречались, приобретают новое, горько-сладкое значение, поскольку это означает, что их души целое поколение были лишены удовлетворения.
Борьба человека за свободу и освобождение на разных уровнях
Ещё одна тема, которая прослеживается в «Облачном атласе», — это различные способы, с помощью которых люди борются за свободу на многих уровнях, от личного до системного и даже межгалактического.
Для некоторых персонажей — от доктора Гуса и преподобного Хоррокса в 1849 году до провидца Ри и Архивариуса в 2144 году — их свобода зависит от угнетения других, а их власть основана на порабощении целых групп людей.
«Облачный атлас» позиционирует этих конкретных персонажей как злодеев, а истинными борцами за свободу являются такие угнетённые люди, как Аутуа в 1849 году и Фабриканты Юна и Сонми в 2144 году, которые пытаются буквально вырваться из наложенных на них оков.
В истории 2012 года появляются темы жестокого обращения с пожилыми людьми и вытекающей из этого жадности: Тимоти Кавендиша держат в учреждении без его согласия, как и многих других, оказавшихся там в ловушке. Как говорит Тимоти: «Свобода — глупая присказка нашей цивилизации».
Но только те из нас, кто этого лишён, имеют представление о том, что это такое на самом деле», — во многом это подводит итог освободительному мотиву «Облачного атласа».
«Облачный атлас» настаивает на том, что наши души совершают эпические путешествия во времени и пространстве, и есть утешение в мысли о том, что если мы ошибёмся в одной жизни, то в следующей всё будет правильно.
Но остерегайтесь этих дьявольских фигур: не поддавайтесь их тьме и, что ещё хуже, не становитесь источником зла для других.
Друзья, если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)