Найти в Дзене
Прекрасные истории

Окно с декором гризайль, Франция, ок. 1320–30 годов

Немногие окна, выполненные в стиле гризайль вызывают больше похвал, чем окна церкви аббатства Сент-Уэн, расположенной в самом сердце средневекового города Руан. Историк искусства Луи Гродецки утверждал, что эти окна, благодаря своему стилистическому качеству, должны быть причислены к шедеврам четырнадцатого века. Искусствовед Анри Фосийон пришёл к выводу, что больше всего в этом стекле поражает тон урбанистики, особое очарование, которое мы называем вкусом, принцип утонченности, а не величия. Жан Лафон в своей книге о стекле заметил, что эти окна вызывают воспоминания о садах своего времени, о лиственных лозах, растущих на шпалере. Комментарии Фосийона наиболее показательны, поскольку это совсем другой вид окна, нежели тот, что мы обычно ожидаем от витража. В этом примере отсутствуют яркий цвет и чёткие линии более ранних окон. Эти качества были заменены изысканностью рисунка и натурализацией, которые напоминают образы тонких тканей или кружев. Каждый из трех лиственных узоров,

Немногие окна, выполненные в стиле гризайль вызывают больше похвал, чем окна церкви аббатства Сент-Уэн, расположенной в самом сердце средневекового города Руан.

Историк искусства Луи Гродецки утверждал, что

эти окна, благодаря своему стилистическому качеству, должны быть причислены к шедеврам четырнадцатого века.

Искусствовед Анри Фосийон пришёл к выводу, что больше всего в этом стекле поражает

тон урбанистики, особое очарование, которое мы называем вкусом, принцип утонченности, а не величия.

Жан Лафон в своей книге о стекле заметил, что эти окна

вызывают воспоминания о садах своего времени, о лиственных лозах, растущих на шпалере.

Комментарии Фосийона наиболее показательны, поскольку это совсем другой вид окна, нежели тот, что мы обычно ожидаем от витража.

В этом примере отсутствуют яркий цвет и чёткие линии более ранних окон.

Эти качества были заменены изысканностью рисунка и натурализацией, которые напоминают образы тонких тканей или кружев.

Каждый из трех лиственных узоров, представленных в окне, идентифицируется не только по его ботаническому виду, но и как узор, происходящий из Сент-Уэна.

Две панели показывают цветок барвинок.

-2

Узор расположен таким образом, что каждый отсек решётки, на которой растет лоза, несёт цветок, подчеркнутый жёлто-серебристой морилкой.

-3

Третья панель показывает лист клубники

-4

, а две оставшиеся – листву герани.

-5
-6

Также в этом окне имеется окантовка, в которой сочетаются листья лютика с красными и зелеными вставками и потрясающие центральные узлы, где завитки листьев полыни вплетены в узловатую ленту ярких цветов.

Хотя учёные и пытались связать символику этих растений со святым, которому была посвящена часовня, они потерпели неудачу.

Скорее всего, художники, которые оформляли окна, изучали природу и рисовали знакомые растения, которые они видели вокруг себя.

Большая часть гризайльного стекла из окон часовни в Сент-Уэне была утрачена в результате войн и грабежей на протяжении столетий, и многие панели, которые сейчас находятся в этих окнах, являются современными заменами.

Рассматриваемое окно на сегодняшний день заботливо хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Вам несложно, а нам приятно. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. У нас ещё много прекрасных историй в запасе.