Найти в Дзене

Что такое транспортные развязки и какие виды существуют

Оглавление

Общие сведения

Транспортные развязки — это инженерные сооружения, обеспечивающие безопасное и бесконфликтное пересечение или примыкание автомобильных дорог в разных уровнях. Их основное назначение — обеспечить непрерывное движение транспортных потоков, сократить число конфликтных точек, повысить пропускную способность узлов и уровень дорожной безопасности.

Развязки проектируются:

  • на пересечениях автомобильных дорог I и II категорий;
  • при примыкании дорог III–V категорий к магистралям более высокого класса;
  • в местах сопряжения дорог с разной интенсивностью движения;
  • на подъездах к крупным населенным пунктам, транспортным хабам, промышленным зонам.

Основное преимущество развязок в разных уровнях — исключение пересечений потоков в одном уровне, за счёт путепроводов, эстакад и специальных съездов. Конструкция подбирается в зависимости от категории пересекающихся дорог, направления основных потоков, характера рельефа и застройки.

-2

Пересечения дорог в разных уровнях

Клеверный лист (полная развязка)

Развязка типа «клеверный лист» — это классическая четырёхпутевая схема, при которой все левые повороты осуществляются с помощью петлеобразных съездов, расположенных по четырём углам перекрёстка. Два главных направления проходят через центральный узел, а съезды обеспечивают полное движение во всех направлениях.

Развязка по типу «Клеверный лист»
Развязка по типу «Клеверный лист»

Преимущества:

  • компактность при прямоугольной застройке;
  • полное разведение потоков;
  • применима в условиях равнинного рельефа.

Недостатки:

  • высокая потребность в земле;
  • возможны пересечения потоков на съездах при больших потоках.

Неполный клеверный лист

Неполная клеверная развязка применяется, когда интенсивность движения по одному из направлений невелика. Обычно устраиваются только две петли на менее загруженном направлении, а остальные повороты выполняются по прямым рампам.

Используется для экономии территории и снижения затрат на строительство при сохранении пропускной способности.

Развязка с распределительным кольцом и пятью путепроводами

Этот тип развязки включает центральное кольцо, к которому примыкают пять входящих дорог, каждая из которых проходит через собственный путепровод. Кольцо функционирует как распределительный узел.

Особенности:

  • высокая пропускная способность;
  • отсутствие пересечений потоков в одном уровне;
  • сложная геометрия, требует точного проектирования.

Применяется на пересечениях крупных магистралей с высокой нагрузкой.

-4

Развязка с распределительным кольцом и двумя путепроводами

Упрощённая версия предыдущей схемы. Основное направление проходит по путепроводу, а пересекающая дорога — по второму уровню. Кольцо служит связующим элементом для съездов.

Преимущества:

  • относительно небольшая площадь;
  • высокая безопасность и понятность для водителя.

Применяется в условиях среднеинтенсивного движения и при ограничениях по территории.

-5

Индивидуальное проектирование

В некоторых случаях типовые решения невозможно применить из-за особенностей рельефа, плотной городской застройки или асимметрии потоков. Тогда проектируется индивидуальная развязка, которая может комбинировать элементы клеверного листа, прямые рампы, кольца и путепроводы.

-6

Примыкания дорог в разных уровнях

Примыкание листовидного типа

Один из самых распространённых вариантов примыкания второстепенной дороги к магистрали. Имеет форму листа с двумя петлями с одной стороны дороги. Применяется при наличии главного и второстепенного направлений с резким различием интенсивности.

-7

Преимущества:

  • простота конструкции;
  • хорошая пропускная способность при компактной планировке.

Примыкание по типу трубы

Развязка трубного типа или «трампет» используется при примыкании дороги под острым углом. Обеспечивает три направления движения: прямо, направо и налево (через петлю). Один путепровод, один съезд по петле и один прямой съезд обеспечивают все манёвры.

Применяется при соединении загородных трасс с объездными дорогами или подъездами к промышленным зонам.

-8

Примыкание кольцевого типа

Развязка с кольцом в разных уровнях. Основное направление проходит по путепроводу, а кольцо располагается ниже и соединяет остальные направления. Это обеспечивает непрерывное движение по главной дороге и свободный выбор направления на второстепенной.

Эффективна при большой доле разворотных и пересекающихся потоков.

-9

Примыкание грушевидного типа

Промежуточное решение между трубным и кольцевым примыканием. Съезды имеют форму капли или груши, обеспечивая удобные закругления и компактную геометрию. Используется при ограниченной территории и необходимости подключения дороги с переменной интенсивностью движения.

-10

Примыкание Т-образного типа

Т-образное примыкание в разных уровнях — один из наиболее экономичных и часто применяемых вариантов для подключения дороги III–V категории к магистрали. Оно состоит из одного путепровода (чаще всего — основная дорога проходит по верху) и двух правоповоротных съездов.

Характеристики:

  • простая планировка;
  • высокая безопасность;
  • левые повороты запрещены, развороты осуществляются на удалённых кольцах или петлях.

Применяется в сельских районах, подъездах к АЗС, логистическим центрам и временных схемах организации движения.

-11

Индивидуальное проектирование примыканий

Как и в случае с пересечениями, при невозможности применения типовых решений выполняется индивидуальное проектирование примыкания. В таких схемах возможны любые сочетания съездов, направлений движения, дополнительных полос разгона и торможения, с учётом реального рельефа, застройки и транспортной нагрузки.

-12

Заключение

Транспортные развязки — это основа безопасной и эффективной дорожной сети. От выбора правильного типа развязки зависит не только пропускная способность узла, но и безопасность водителей, экономия времени и топлива. Учёт категории дорог, объёмов движения и планировочных условий позволяет подобрать оптимальную схему как на основе типовых решений, так и при индивидуальном проектировании.

-13