Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Кем был по национальности Будда?

Если Иисуса неверующие ученые обычно признают личностью вымышленной и легендарной, то существование Будды у них не вызывает сомнений. Хоть он жил пятью столетиями ранее, у этого человека был большой жизненный путь, который нашел отражение в исторических хрониках, а не только духовных книгах. Дело ведь было в плотно населенной и культурной Индии, одном из центров человеческой цивилизации вообще. В связи с этим интересен вопрос: кем же он был по национальности? На этот вопрос может ответить его имя. А точнее, почетное прозвище, полученное в то время, когда наш герой отказался от царской власти, ушел из отчего дома и начал проповедовать. И звучит оно, как Будда Шакьямуни, что в переводе означает «Пробужденный из рода Шакья». Шакья были ныне не существующим древним народом, а скорее – группой племен. Жили они на стыке территории современных Непала и Индии. Причем, родиной Будды называется приграничный непальский город Лумбини. Их владениями были области, расположенные к югу от гималайских

Если Иисуса неверующие ученые обычно признают личностью вымышленной и легендарной, то существование Будды у них не вызывает сомнений. Хоть он жил пятью столетиями ранее, у этого человека был большой жизненный путь, который нашел отражение в исторических хрониках, а не только духовных книгах. Дело ведь было в плотно населенной и культурной Индии, одном из центров человеческой цивилизации вообще.

В связи с этим интересен вопрос: кем же он был по национальности?

На этот вопрос может ответить его имя. А точнее, почетное прозвище, полученное в то время, когда наш герой отказался от царской власти, ушел из отчего дома и начал проповедовать. И звучит оно, как Будда Шакьямуни, что в переводе означает «Пробужденный из рода Шакья».

Шакья были ныне не существующим древним народом, а скорее – группой племен. Жили они на стыке территории современных Непала и Индии. Причем, родиной Будды называется приграничный непальский город Лумбини. Их владениями были области, расположенные к югу от гималайских предгорий, которые простирались почти до восточной части Гангской равнины.

Известно, что это племя имело смешанное происхождение, и образовалось от слияния индоариев с австроазиатскими народами группы мунда. Для наглядности уточню, что родственниками последних являются современные кхмеры. По всей видимости, во времена жизни своего самого известного представителя шакья были двуязычными либо же находились под влиянием австроазиатских языков. Ведь их многие деревни и сельскохозяйственные термины имеют именно такое происхождение.

-2

Несмотря на исповедание ведического индуизма, шакья не придерживались традиционной для Индии варновой системы. То есть, не делились на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Если точнее, то коренные кланы индоарийского происхождения автоматически считались воинами, а некоренные, но включенные в союз австроазиатские племена принадлежали к рабочему классу. При этом, воины у них считались выше жрецов, которые имели чисто вспомогательные функции.

Ежели говорить лично о Будде, то старинные книги обычно полностью игнорируют его принадлежность к той или иной варне. Тем не менее, иногда учителя причисляют к кшатриям. Пусть в реальности он этого звания не носил, но его семья принадлежала к сословию воинов.

Как таковой, монархии шакьи не имели. Их государство представляло из себя вольный союз самоуправляемых кланов либо нечто подобное аристократической республики, где вождя выбирал народ, а в управлении ему помогал совет. Это было чем-то похоже на политическое устройство республиканского Рима, где совместно правили сенат и консулы. Тем не менее, несмотря на свою воинственность и привычку к свободе, при Будде шакья стали вассалами более крупного южного государства Косала.

-3

Обычно имя этого древнего народа возводится к санскритскому слову, означающему нечто среднее между понятиями «способный», «умелый», «возможный» (в смысле, «практически осуществимый»). Реже его трактуют, как производное от названия дерева шак, которому, как известно, поклонялись шакьи.

Но у современных ученых есть своеобразная теория, что наименование шакьев происходит от иранского слова «сак» (в индийском произношении – «шак») – так персы величали скифских кочевников. Эти исследовали предположили, что предки Будды впервые появились в Индии в 522-486-х гг. до н.э. во время правления Дария Великого из династии Ахеменидов.

Известно, что в составе его армии действительно были скифы, но они не продвинулись далее долины Инда. Тогда как шакьи жили гораздо восточнее. Тем не менее, сторонники этой версии выводят аскетизм и скитания Будды из образа жизни евразийских скотоводов.

-4

На происхождение от шакьев претендует современный народ тхару, проживающий преимущественно в Непале. Говорят они на индоарийском языке, но имеют монголоидную внешность. Впрочем, эти претензии основаны только на том, что среди них очень распространена фамилия Шакья.