Введение: Иммануил Кант – революционер в философии
Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, является одной из центральных фигур в истории мировой мысли. Его философия, известная как трансцендентальный идеализм или критическая философия, совершила подлинный "коперниканский переворот" в теории познания и оказала огромное влияние на последующее развитие философии, науки и этики. Кант стремился разрешить противоречия между рационализмом и эмпиризмом, исследовать границы и возможности человеческого разума.
Два периода философии Канта
В творчестве Канта принято выделять два основных периода:
1. "Докритический" период (примерно до начала 1770-х годов): В этот период Кант занимался преимущественно вопросами естествознания, разрабатывал космогоническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из первоначальной туманности (гипотеза Канта-Лапласа). В философских вопросах он был близок к рационализму лейбницевско-вольфианской школы, хотя уже проявлял интерес к проблемам опыта и эмпирическим данным. Основное внимание уделялось онтологическим и натурфилософским проблемам.
2. "Критический" период (с начала 1770-х годов до конца жизни): Этот период является главным и наиболее значимым в творчестве Канта. Он связан с разработкой его "критической философии" или "трансцендентального идеализма". "Пробужденный от догматического сна" скептицизмом Дэвида Юма, Кант поставил перед собой задачу исследовать сам познающий разум, его структуру, возможности и границы. Основные работы этого периода – "Критика чистого разума" (посвящена теории познания), "Критика практического разума" (посвящена этике) и "Критика способности суждения" (посвящена эстетике и телеологии). Именно в этот период Кант сформулировал свои знаменитые вопросы и разработал учение о трансцендентальном.
Философия трансцендентального идеализма Канта
"Коперниканский переворот" Канта в философии заключался в том, что он сместил акцент с исследования объектов познания на исследование самого познающего субъекта и его познавательных способностей. Не наш разум сообразуется с предметами, а предметы сообразуются с нашим разумом.
· Трансцендентальное исследование: Кант называл свое исследование трансцендентальным, поскольку оно направлено не на сами предметы опыта, а на то, как мы их познаем, на априорные (доопытные) условия возможности самого опыта и знания. Трансцендентальное – это то, что делает опыт возможным.
· Априорные формы познания: Кант утверждал, что наш разум не является пассивной "чистой доской". Он обладает врожденными, априорными формами, которые упорядочивают и структурируют данные, поступающие из опыта.
· Априорные формы чувственности: Пространство и время. Мы воспринимаем мир не таким, каков он есть "сам по себе", а через призму пространства и времени, которые являются формами нашей чувственности, а не свойствами вещей самих по себе.
· Априорные формы рассудка (категории): Рассудок подводит многообразие чувственных данных под единство понятий с помощью 12 априорных категорий (например, причинность, единство, множество, необходимость). Категории – это чистые рассудочные понятия, которые делают возможным мышление о предметах опыта.
· "Вещь в себе" и "явление": Кант проводил различие между "вещью в себе" (Ding an sich, или ноумен) и "явлением" (Phänomen).
· "Вещь в себе" – это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Она непознаваема для теоретического разума, так как находится за пределами возможного опыта. Мы можем знать только то, что она существует и воздействует на наши органы чувств.
· "Явление" – это то, как "вещь в себе" дана нам в опыте, будучи оформлена априорными формами нашей чувственности и рассудка. Мир явлений – это единственный мир, доступный нашему познанию.
· Возможность синтетических суждений априори: Главный вопрос "Критики чистого разума" – как возможны синтетические суждения априори? Синтетические суждения расширяют наше знание (в отличие от аналитических, где предикат уже содержится в субъекте), а априорные суждения обладают всеобщностью и необходимостью (независимы от опыта). Кант доказывал, что такие суждения возможны в математике, естествознании и самой философии (метафизике как науке) благодаря наличию априорных форм познания.
Три основных вопроса философии Канта
В "Критике чистого разума" Кант сформулировал три фундаментальных вопроса, которые, по его мнению, охватывают все интересы человеческого разума:
1. "Что я могу знать?" (Вопрос теоретического разума) На этот вопрос отвечает его гносеология (теория познания), изложенная в "Критике чистого разума". Кант определяет границы человеческого познания. Мы можем достоверно знать только мир явлений, который конструируется нашим разумом с помощью априорных форм. Попытки разума выйти за пределы опыта и познать "вещи в себе" (например, Бога, бессмертие души, свободу воли) приводят к неразрешимым противоречиям (антиномиям). Таким образом, метафизика в ее традиционном, догматическом смысле невозможна как наука.
2. "Что я должен делать?" (Вопрос практического разума) На этот вопрос отвечает его этика, изложенная в "Критике практического разума" и "Основоположении к метафизике нравов". Кант разрабатывает учение о нравственном долге, основанном на "категорическом императиве" – безусловном моральном законе, который предписывает поступать так, чтобы максима (принцип) твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Нравственность, по Канту, автономна, то есть не зависит от внешних авторитетов (Бога, общества) или стремления к счастью, а определяется чистым практическим разумом. Именно в сфере практического разума (морали) мы можем постулировать существование свободы воли, бессмертия души и Бога как необходимых условий возможности нравственности.
3. "На что я могу надеяться?" (Вопрос, связывающий теоретический и практический разум) Этот вопрос касается соотношения добродетели и счастья, а также смысла человеческого существования. Кант отвечает на него в своих работах по философии религии и истории. Надежда связана с верой в то, что нравственный порядок в мире в конечном итоге восторжествует, и добродетельные люди достигнут счастья, соответствующего их заслугам, что возможно при допущении существования Бога и бессмертия души. Также это надежда на прогресс человечества к состоянию вечного мира и правового гражданского общества.
Иногда Кант добавлял и четвертый вопрос, обобщающий предыдущие: "Что такое человек?" Вся его философия, по сути, является попыткой ответить на этот фундаментальный вопрос.
Заключение
Философия трансцендентального идеализма Иммануила Канта стала поворотным пунктом в истории мысли. Его исследование структуры и возможностей человеческого разума, различение "вещи в себе" и "явления", учение об априорных формах познания, разработка категорического императива и постановка трех фундаментальных вопросов философии оказали глубочайшее влияние на все последующие философские течения, от немецкого идеализма до феноменологии и аналитической философии. Кант научил философию критически относиться к самой себе и трезво оценивать границы человеческого познания, одновременно утверждая высокое достоинство человека как свободного и нравственного существа.