Старый профессор Эйнштейн, как его прозвали студенты, стоял перед аудиторией, его глаза горели странным огнем. Он не был похож на обычного лектора, монотонно бубнящего заученные фразы. Он был скорее проповедником, одержимым идеей, которую отчаянно пытался донести до своих слушателей.
"Мышление," – начал он, его голос эхом разнесся по аудитории, – "это не просто перебор фактов, не просто запоминание формул. Это психический познавательный процесс, обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях реализующихся в противодействии-взаимодействии этих связей и признаков между собой в столкновении, через столкновение и благодаря столкновениям в сознании, в разуме тела разумного вашего. Звучит сухо, правда? Но это ключ, друзья мои, ключ к пониманию всего!"
Он прошелся вдоль кафедры, его движения были нервными и энергичными. "Вы привыкли видеть мир как набор отдельных объектов, явлений. Но это иллюзия! Все связано, все взаимозависимо. Мышление позволяет нам увидеть эти связи, понять их, предвидеть последствия."
Профессор остановился и посмотрел на студентов, его взгляд был пронзительным. "Ваше мышление сейчас – это тюрьма, построенная из предрассудков, стереотипов, чужих мнений. Я хочу сломать эти стены! Я хочу показать вам, как работает ваш разум, как он создает эту реальность, в которой вы живете."
Он говорил о потребностях и мотивах, как о внутреннем топливе мышления, о ситуациях, когда привычные способы решения задач оказываются бесполезными, и тогда, в критический момент, рождается настоящее мышление.
"Мышление – это система умственных конфронтационных-провокационных действий! Это борьба с самим собой, с собственными ограничениями. Это провокация, заставляющая вас искать новые пути, новые решения."
Затем он перешел к стратегическим задачам, которые, казалось, были вырваны из какого-то философского трактата.
"Первое: измените свое представление о мире! Посмотрите на вещи по-новому, с другой, иной, непредсказуемой стороны, правда, эта сторона предсказуема из-за своей непредсказуемости. Об этом позже. – В воздухе зависла тишина. Да, именно зависла, а не повисла. – Вы только что услышали непротиворечивое противоречие. Второе: я покажу вам структуру вашего мышления, его образ, его потенциал. Третье: я сниму пелену с вашего разума, чтобы вы смогли пересмотреть свое мировоззрение. Четвертое: осознайте природу своего сознания, своей речи, своего языка. Без этого невозможно понять конфронтационный провокационный мир!"
Студенты переглядывались, кто-то хихикал, кто-то записывал, пытаясь уловить суть его слов. Профессор Эйнштейн, казалось, не замечал их реакции. Он был поглощен своей идеей.
"Конфронтационный провокационный мир раскроется для вас только тогда, когда вы будете помнить о неизбежном столкновении, о том, что вы – часть глобального мира Вселенной. Вселенная создала вас для осознания себя через ваш разум, через ваше сознание, для осознания своего конфронтационного провокационного разума действий!"
Он сделал паузу, словно ожидая вопроса. "Вы спросите: 'А оно мне это надо?' Да, надо! Это необходимо каждому здравомыслящему человеку, самой жизни. Вы это поймете, если вам повезет. А вам обязательно повезет, если вы приложите усилие."
Профессор Эйнштейн замолчал, его взгляд блуждал по аудитории. "Я обращаюсь к вам – к себе, с надеждой на то, что вы услышите, увидите, ощутите, прочувствуете, осознаете мое присутствие в каждом из вас, то бишь – своё. Я в вашем сердце, в вашем разуме, в вашей Душе, в вашем теле разумном, в вашем дыхании, в вашем взгляде… на мир, в котором вы все живете, из которого вы сотканы, которым рождены, сотворены."
Тишина в аудитории стала почти осязаемой. Студенты, завороженные, смотрели на профессора. Даже самые циничные из них почувствовали что-то необычное в его словах, какую-то искренность, какую-то глубокую убежденность.
Вдруг один из студентов, робкий парень в очках, поднял руку. "Профессор, а что вы подразумеваете под 'конфронтационным провокационным миром'?"
Профессор Эйнштейн улыбнулся: это была не обычная улыбка, а какая-то просветлённая, словно он только что нашёл ответ на мучивший его вопрос. "Это мир, в котором постоянно сталкиваются противоположности. Никто из вас не видит и не слышит напротив себя самого — себя, и потому каждый из вас существует, живёт в мире противоположностей, в котором каждое действие вызывает противодействие. Правда, в мире жизни вашего человеческого, а именно студенческого разума, противодействие без взаимодействия не существует. В этом мире истина рождается в споре, в борьбе. Это мир, в котором нет ничего статичного, ничего истинного, всё находится в постоянном движении, в постоянном изменении. Это мир, который провоцирует нас на развитие, на поиск новых решений, на преодоление себя".
Старче сделал шаг вперед, приблизившись к студентам. "Подумайте о гравитации: она притягивает нас к земле, но мы боремся с ней, строим самолеты, ракеты, чтобы взлететь в небо. Это конфронтация. Подумайте о болезнях: они угрожают нашей жизни, но мы разрабатываем лекарства, вакцины, чтобы победить их. Это провокация. Подумайте о невежестве: оно сковывает наш разум, но мы учимся, читаем, исследуем, чтобы расширить свои знания. Это и конфронтация, и провокация".
"Этот мир, – продолжал он, – полон противоречий, парадоксов, неразрешимых вопросов. Но именно в этих противоречиях и заключается его красота, его сила, его потенциал. Не бойтесь этих противоречий, не избегайте их. Примите их, исследуйте их, используйте их для своего развития."
Он снова прошелся вдоль кафедры, его голос стал тише, задумчивее. "Мы все – части этого конфронтационного провокационного мира. Мы все – участники этой вечной борьбы. И от того, как мы будем участвовать в этой борьбе, зависит наше будущее, будущее всего человечества."
В аудитории воцарилась полная тишина. Студенты, казалось, затаили дыхание, пытаясь переварить услышанное. Профессор Эйнштейн смотрел на них, его глаза горели тем же странным огнем, но теперь в них появилась еще и надежда.
Вдруг один из студентов, дерзкий парень, который обычно сидел в последнем ряду и постоянно перебивал лекторов, встал. "Профессор, а что, если я не хочу участвовать в этой борьбе? Что, если я просто хочу жить спокойно, без всяких конфронтаций и провокаций?"
Профессор Эйнштейн посмотрел на него с грустью. "Тогда, мой друг, ты уже проиграл. Потому что жизнь сама по себе — это не борьба, это столкновение, которое вызывает, провоцирует рождение сил, энергий противодействий-взаимодействий вашего мышления. Я бы сказал — в вашем мышлении, состоящем из слов, терминов, понятий и смыслов вашего языка. И потому борьба — всего лишь часть системы противодействий-взаимодействий слова человеческого. Из-за этого для вас жизнь сама по себе — это борьба. Вы не живёте, вы существуете в борьбе противоположностей. Даже если ты будешь сидеть, сложа руки, мир всё равно будет воздействовать на тебя, провоцировать тебя, заставлять тебя реагировать на столкновение. И если ты не будешь готов к этой борьбе, к столкновению, к противодействию и взаимодействию ты будешь сломлен. Ты — жизнь".
Он подошел к окну и посмотрел на улицу. "Мир – это океан, полный штормов и бурь. Ты можешь попытаться спрятаться в тихой гавани, но рано или поздно шторм настигнет и тебя. Единственный способ выжить – это научиться плавать, научиться управлять своим кораблем, научиться противостоять стихии."
Он повернулся обратно к студентам, его взгляд был полон решимости. "Я не говорю, что нужно искать конфронтации ради конфронтации. Конфронтация найдёт вас сама. Я говорю, что нужно быть готовым к ней, нужно уметь защищать свои убеждения, нужно уметь отстаивать свои права, нужно уметь бороться за то, во что ты веришь."
"И самое главное, – добавил он, – нужно помнить, что конфронтация – это не всегда война. Это и диалог, и компромисс, это может быть и сотрудничество. Главное – не бояться столкновения, не бояться высказывать свое мнение, не бояться быть собой."
Он замолчал, словно ожидая новых вопросов. Но в аудитории царила тишина. Студенты, казалось, были оглушены его словами. Они никогда раньше не слышали ничего подобного от своих преподавателей.
Наконец, одна из студенток, тихая девушка, которая всегда сидела в первом ряду и внимательно слушала лекции, подняла руку. "Профессор, а как нам научиться этому конфронтационному мышлению? Как нам развить в себе эту способность к борьбе?"
Профессор Эйнштейн улыбнулся. "Это долгий и трудный процесс, – ответил он. – Но он начинается с осознания. С осознания того, что мир – это конфронтационный провокационный мир. С осознания того, что ты – часть этого мира. С осознания того, что ты должен быть готов к борьбе."
"Затем," – продолжил он, – "нужно научиться критически мыслить. Нужно научиться сомневаться в общепринятых истинах. Нужно научиться анализировать информацию. Нужно научиться видеть разные точки зрения."
"И самое главное," – добавил он, – "нужно научиться слушать себя. Нужно научиться доверять своей интуиции. Нужно научиться следовать своему сердцу."
Он сделал паузу и посмотрел на студентов. "Я не могу дать вам готовые ответы. Я могу только указать вам путь. А идти по этому пути вам придется самим. Но я верю в вас. Я верю в вашу способность к конфронтационному мышлению. Я верю в вашу способность изменить мир. В каждом из вас живёт и творит конфронтационный провокационный мир жизни, вы сегодня это узнали."
Прозвенел звонок. Студенты начали собирать свои вещи. Профессор Эйнштейн стоял у кафедры и смотрел на них. В его глазах горел тот же странный огонь, но теперь в нем появилась еще и надежда.
Когда последний студент вышел из аудитории, профессор Эйнштейн вздохнул и посмотрел в окно. На улице шел дождь. Он улыбнулся. "Конфронтационный, провокационный мир," – прошептал он. – "Он всегда рядом. Кто рядом? Кто ближе всего? Конечно же, я сам – конфронтационный, провокационный мир жизни."
Он взял свою шляпу и вышел из аудитории. Дождь лил все сильнее. Профессор Эйнштейн шел по улице, его голова была опущена, но в его глазах горел огонь. Он знал, что борьба, столкновение, жизнь, только начинается. И он был готов к ней. Потому что он был частью этого конфронтационного провокационного мира. И он верил в свою способность изменить его.
Он шел под дождем, и казалось, что дождь смывает с него всю усталость, всю печаль, всю боль. Он шел под дождем, и казалось, что дождь наполняет его новой энергией, новой надеждой, новой верой. Он шел под дождем, и казалось, что дождь шепчет ему: "Не сдавайся. Борись. Измени мир."
И он шел, и он боролся, и он менял мир. Потому что он был профессором Эйнштейном, старым профессором Эйнштейном, который верил в конфронтационное мышление. И он верил в своих студентов. И он верил в будущее.
Он дошел до своего старого, обшарпанного дома, поднялся по скрипучей лестнице и вошел в свою уютную квартиру, заваленную книгами и бумагами. Он снял мокрую шляпу и повесил ее на вешалку. Затем он подошел к своему столу и сел в старое кресло.
На столе лежала фотография молодой женщины. Он взял ее в руки и посмотрел на нее. Это была его жена, которая умерла несколько лет назад. Он любил ее больше всего на свете. Она была его музой, его вдохновением, его поддержкой.
Он поставил фотографию обратно на стол и открыл свой ноутбук. Он начал писать. Он писал о конфронтационном мышлении, о провокационном мире, о борьбе, о надежде, о вере. Он писал для своих студентов, для всего человечества, для себя.
Он писал всю ночь. Он не спал, не ел, не пил. Он просто писал. Он писал, пока не почувствовал, что больше не может. Тогда он закрыл ноутбук и откинулся на спинку кресла.
Он посмотрел в окно. На улице уже рассвело. Дождь прекратился. Солнце светило ярко. Он улыбнулся.
Он встал с кресла и подошел к окну. Он посмотрел на город. Он увидел людей, которые шли на работу, которые спешили по своим делам, которые жили своей жизнью. Он увидел мир, который был полон конфликтов, противоречий, проблем. Но он также увидел мир, который был полон красоты, любви, надежды.
Он вздохнул. Он знал, что борьба только начинается. Но он также знал, что он не один. Он знал, что у него есть его студенты, его друзья, его семья. Он знал, что у него есть его вера, его надежда, его любовь.
Он закрыл глаза и сделал глубокий вдох. Он почувствовал, как солнце согревает его лицо. Он почувствовал, как ветер ласкает его волосы. Он почувствовал, как жизнь наполняет его тело.
Он открыл глаза и улыбнулся. Он был готов. Он был готов к борьбе. Он был готов изменить мир.
Он вышел из дома и пошел по улице. Он шел уверенно, решительно, с улыбкой на лице. Он был профессором Эйнштейном, старым профессором Эйнштейном; который верил в конфронтационное мышление. Он верил в своих студентов. Он верил в будущее.
Он шел по улице, и казалось, что солнце светит ярче, ветер дует сильнее, жизнь бьет ключом. Он шел по улице, и казалось, что мир приветствует его, поддерживает его, вдохновляет его.
Он шел по улице, и он знал, что он не один. Он знал, что он часть чего-то большего, чего-то важного, чего-то вечного. Он знал, что он часть конфронтационного провокационного мира. И он был горд быть частью этого мира.
Он шел по улице, и он знал, что он изменит мир. Потому что он верил в себя. И потому что он верил в своих студентов. И потому что он верил в будущее.
И он шел, и он боролся, и он менял мир. Шаг за шагом, день за днем, год за годом. Он не сдавался, он не отступал, он не останавливался. Он шел вперед, несмотря ни на что.
И в конце концов, он достиг своей цели. Он изменил мир. Он сделал его лучше, добрее, справедливее. Он сделал его более конфронтационным, более провокационным, более живым.
И когда он умер, он умер с улыбкой на лице.
Профессор Эйнштейн, проповедник конфронтационного мышления, зажигал сердца студентов, призывая их к победам и осознанию мира. Он учил их видеть связи, сомневаться и доверять себе. Его слова, полные страсти и надежды, вдохновляли на перемены. Даже после его смерти, его идеи продолжали, продолжают жить в умах учеников, меняя мир к лучшему. Наследие профессора Эйнштейна это вечный призыв к осознанному и активному участию в конфронтационном мире.