Найти в Дзене
Arzamas

Портрет, потерявший свою вторую половинку

Французский художник Эжен Делакруа был одним из ярких представителей романтизма, ниспровергателем живописных традиций, революционером в искусстве. Но портрет композитора Фредерика Шопена представляет классицизирующую тенденцию в творчестве Делакруа: это традиционный портрет, с которым связана любопытная история. В поместье писательницы Жорж Санд, которая была возлюбленной Шопена с 1836 по 1847 год, собиралась большая компания художников, поэтов и музыкантов. Среди них был Делакруа. Однажды он решил нарисовать парный портрет Шопена и Жорж Санд. Парный портрет — это особый жанр, он говорит о некоей связи между людьми. На этом портрете Шопен играет на фортепиано, а Жорж Санд его внимательно слушает. Взгляд художника как бы концентрируется на композиторе, а писательница ускользает от него, оставаясь в тени. Более того, Делакруа выбирает разные краски для каждого персонажа. Их объединяет только общий фон. Поскольку Делакруа был художником-революционером, парный портрет получился довольно не

Французский художник Эжен Делакруа был одним из ярких представителей романтизма, ниспровергателем живописных традиций, революционером в искусстве. Но портрет композитора Фредерика Шопена представляет классицизирующую тенденцию в творчестве Делакруа: это традиционный портрет, с которым связана любопытная история.

В поместье писательницы Жорж Санд, которая была возлюбленной Шопена с 1836 по 1847 год, собиралась большая компания художников, поэтов и музыкантов. Среди них был Делакруа. Однажды он решил нарисовать парный портрет Шопена и Жорж Санд.

Парный портрет — это особый жанр, он говорит о некоей связи между людьми. На этом портрете Шопен играет на фортепиано, а Жорж Санд его внимательно слушает. Взгляд художника как бы концентрируется на композиторе, а писательница ускользает от него, оставаясь в тени. Более того, Делакруа выбирает разные краски для каждого персонажа. Их объединяет только общий фон.

Поскольку Делакруа был художником-революционером, парный портрет получился довольно нестандартным: Шопен поглощен музыкой и смотрит вдаль, а Жорж Санд — вглубь себя. Они не смотрят ни друг на друга, ни на художника, как это было принято, например, на портретах XVIII века. Делакруа реформирует живописную композицию в соответствии с эстетикой наступившего романтизма.

Подобно тому, как Шопен и Жорж Санд расстались за два года до смерти композитора, портрет был разделен. Вплоть до своей смерти Делакруа хранил портрет в мастерской в надежде его окончить. Он признавался, что так и не представил работу Шопену и его возлюбленной, поскольку вдохновение его покинуло, а продолжать начатую работу механически художник уже не хотел. Но тем не менее в память о своих друзьях он хранил картину и надеялся к ней вернуться. Однако этого так и не случилось, а когда художник умер, его наследники разрезали холст пополам.

В чем заключались мотивы такого поступка? Дело в том, что за две половины картины можно было выручить больше денег, чем за одну целую. И поэтому Жорж Санд и Шопен оказались разделены. Разделены они и сегодня: портрет Шопена находится в Париже, а портрет Жорж Санд — в Копенгагене.

На картине Шопен, изображенный в момент игры, вслушивается в музыку и как бы живет в ней. Оттенок его лица напоминает мрамор, скульптуру. Это связано не только с болезнью композитора, которая проявлялась уже тогда, за 11 лет до его смерти, и не только с тем, что художник хотел покрыть лицо другой краской. Судя по всему, это связано с замыслом Делакруа, который можно истолковать как одну из важнейших категорий романтического искусства: момент переживания равен вечности.

Произведение Делакруа нисколько не пострадало от незавершенности картины и даже разделения. Дело в том, что при реконструкции портрета стало понятно, что глаза Шопена направлены совершенно в другую сторону от Жорж Санд, поэтому герои смотрятся вполне самодостаточно и в разделенном виде.