Найти в Дзене

Свет мифов: как Хокусай превратил фонари в произведения искусства

Когда мы вспоминаем имя великого японского художника Кацусики Хокусая, перед глазами сразу встаёт знаменитая волна или гравюры из серии «36 видов Фудзи». Однако мастерство Хокусая не ограничивалось только плоскостью бумаги. Он был также великолепным художником-декоратором, умевшим превращать трёхмерные предметы — такие как фонари — в настоящие шедевры, сочетающие утилитарную функцию и глубокое символическое содержание. В Бостонском музее изящных искусств сегодня хранятся два таких уникальных предмета: расписные фонари Хокусая с изображениями мифологических существ — «Дракон и тигр» и «Дракон и змея». Эти работы позволяют нам по-новому взглянуть на творчество мастера и лучше понять богатую культурную ткань эпохи Эдо. В Японии фонари из бумаги и бамбука служили не только источником света, но и элементом праздничной культуры. Их подвешивали к карнизам домов или носили на шесте во время ночных шествий. Благодаря лёгкости конструкции и возможности складывания, они были практичны, но именн
Оглавление

Когда мы вспоминаем имя великого японского художника Кацусики Хокусая, перед глазами сразу встаёт знаменитая волна или гравюры из серии «36 видов Фудзи». Однако мастерство Хокусая не ограничивалось только плоскостью бумаги. Он был также великолепным художником-декоратором, умевшим превращать трёхмерные предметы — такие как фонари — в настоящие шедевры, сочетающие утилитарную функцию и глубокое символическое содержание.

В Бостонском музее изящных искусств сегодня хранятся два таких уникальных предмета: расписные фонари Хокусая с изображениями мифологических существ — «Дракон и тигр» и «Дракон и змея». Эти работы позволяют нам по-новому взглянуть на творчество мастера и лучше понять богатую культурную ткань эпохи Эдо.

"Дракон и змея", Кацусика Хокусай, роспись фонаря, тушь и краска по бумаге, высота: 50,8 см, диаметр: 30,5 см
"Дракон и змея", Кацусика Хокусай, роспись фонаря, тушь и краска по бумаге, высота: 50,8 см, диаметр: 30,5 см

Фонарь как объект искусства

В Японии фонари из бумаги и бамбука служили не только источником света, но и элементом праздничной культуры. Их подвешивали к карнизам домов или носили на шесте во время ночных шествий. Благодаря лёгкости конструкции и возможности складывания, они были практичны, но именно благодаря художникам, таким как Хокусай, — ещё и красивы.

Хокусай подошёл к росписи фонарей как к полноценной художественной задаче. Он использовал форму, структуру и освещение, чтобы усилить выразительность изображений, придавая этим временным предметам значение, сравнимое с росписями храмов и свитков.

"Дракон и змея", Кацусика Хокусай, роспись фонаря
"Дракон и змея", Кацусика Хокусай, роспись фонаря

Дракон и тигр: стихии в столкновении

На одном из фонарей Хокусай изобразил дракона и тигра — двух мифологических существ, символизирующих природные стихии. Дракон, по китайской традиции, управляет дождём, а рев тигра вызывает ветер. Эти создания, пришедшие в японскую культуру из Китая, стали важной частью локального художественного воображения, несмотря на то что настоящих тигров в Японии никогда не водилось. Для Хокусая они были существами из мира фантазии, но в то же время — мощными символами природных сил.

Интересно, что с одной стороны фонаря звери изображены в яростной конфронтации, с грозными выражениями лиц, а с другой — их хвосты переплетены. Этот жест говорит о неявной связи, о двойственной природе противоборства и единства стихий.

"Дракон и тигр", Кацусика Хокусай, роспись фонаря, Роспись фонаря; тушь и краска по бумаге, высота: 40,6 см, диаметр: 30,5 см
"Дракон и тигр", Кацусика Хокусай, роспись фонаря, Роспись фонаря; тушь и краска по бумаге, высота: 40,6 см, диаметр: 30,5 см
"Дракон и тигр", Кацусика Хокусай, роспись фонаря
"Дракон и тигр", Кацусика Хокусай, роспись фонаря

Дракон и змея: зодиак и география

На другом фонаре изображены дракон и змея — два животных из восточноазиатского зодиака, расположенные рядом в цикле. Во времена Хокусая зодиак использовался не только для обозначения лет, месяцев и часов, но и для навигации в пространстве. Сочетание дракона и змеи могло символизировать переход от одного астрологического года к другому, а также отсылать к направлению на юго-восток — именно там находился район Фукагава, известный в Эдо под поэтичным названием Тацуми, что буквально означает «дракон-змея».

Таким образом, на этих скромных, но утончённых предметах быта сплелись воедино мифология, время, пространство и эстетика.

Это уже история, роспись фонаря в развернутом виде, в сильно повреждённом состоянии — бумага ветхая, с утратами по краям, но благодаря усилиям реставраторов всё ещё можно рассмотреть основные элементы композиции.
Это уже история, роспись фонаря в развернутом виде, в сильно повреждённом состоянии — бумага ветхая, с утратами по краям, но благодаря усилиям реставраторов всё ещё можно рассмотреть основные элементы композиции.

Наследие света

Фонари Хокусая — это не просто редкие музейные экспонаты. Это воплощение японской идеи о том, что искусство может быть частью повседневной жизни, освещая не только тьму, но и внутренний мир человека. Через образы, созданные более двухсот лет назад, мы видим, как традиции и символы продолжают говорить с нами — языком света, формы и легенды.

Спасибо, что дочитали!

Подписывайтесь, если интересно, чтобы не пропустить новые статьи.