Лен Уайзман — режиссёр, которому не очень повезло с выбором проектов. История этого режиссёра довольно банальна по меркам Голливуда. Он взлетел на одном фильме, после чего снял для неё продолжение. А потом решил пойти за новым вызовом, который его и закопал. После провала «Вспомнить всё» в 2012 Уайзман не оправился от такого и ушёл на телевидение. Там он провёл больше 10 лет. Лишь в 2023 ему удалось стать режиссёром одного фильма. Обычно это означает окончательную смерть большой карьеры, но тут был спин-офф кассово успешного «Джона Уика». «Балерина» должна была развить эту франшизу, но внезапно тоже стала проблемным проектом. Фильм даже переносили на целый год, а ремонтными работами, по слухам, занимался режиссёр главной линейки Чад Стахелски. И хотя в итоге оценки проекта оказались неплохими, финансово проект немного разочаровывает. Интересно, как успех или неуспех этого фильма по итогу скажется на карьере Уайзмана. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
5. Вспомнить всё (2012), (65+62+(30+43)/2)/3=54.5
Память про культовый боевик с неподражаемым Арни и режиссёром Полом Верховеном «Вспомнить всё» свежа и в наше время, так что трудно представить, что уже более 10 лет назад свет увидел ремейк, про который сейчас никто и не помнит. Вообще, в 2014 году мы уже затрагивали провальный ремейк культового боевика от Пола Верховена — «Робокопа». И «Вспомнить всё» за 2 года до этого собрал буквально все те же проблемы.
Во-первых, Верховен снимал под рейтинг R, а с модой десятых на подростковые блокбастеры ремейкам дозволили только PG-13. Во-вторых, странные кастинговые решения. И если Юэль Киннаман был довольно спорной кандидатурой на роль Алекса Мёрфи, то вот Колин Фаррелл, хоть это и не Арни, в целом мог стать вполне себе неплохим вариантом для такой истории. Но самое смешное то, что в итоге Фаррелл выглядел в своей роли неубедительно потому, что его образ не раскрыли, а все способности использовали просто отвратительно. Вкушая все сюжеты про амнезию, Фаррелл весь фильм с очумевшим лицом всем доказывает, что он ничего не помнит, иногда от кого-то убегает, иногда кого-то убивает, но вот на образ не работает никак. Герой Арни тоже был не то чтобы гениальным персонажем с потрясающей мотивацией и многогранным образом: укладывалось описание персонажа в одно предложение, но был он именно что персонажем с качественной проработкой характера.
В ремейке же мы имеем абсолютно пустую сцену со сном в начале, пустую и никуда не ведущую линию с женой главного героя и классическую пафосную драчку в финале. «Вспомнить всё» 2012 как бы идёт за своим предшественником по пятам, но при этом более-менее все сцены он делает хуже. Никоим образом не помогает и 2012 год с продвинутой графикой — оригинал выглядит гораздо насыщеннее и визуально богаче. К показу мира ремейк вообще подошёл очень посредственно, не увидели мы ничего нового. Он обладал разве что парочкой сочных сцен с недурным визуалом, но я лучше пересмотрю кино со Шварцем, чем буду вспоминать неплохие кадры отсюда.
Хотя в целом плохим кино я бы не назвал — оно просто такое блёклое и посредственное, что забывается практически сразу после просмотра.
4. Другой мир 2: Эволюция (2006), (70+67+(17+36)/2)/3=54.5
Сиквел «Другого мира» — это ж прям самый типичный сиквел из возможных. Не то чтобы прям халтурный, просто удивлённые успехом первой части создатели, вряд ли рассчитывающие на превращение «Другого мира» в сагу, сгоряча намудрили с историей и переборщили с экшеном, хотя в целом остались верны себе.
Героиня Кейт Бекинсейл всё ещё тащит действо на себе, шикарными небесно-голубыми глазами затмевая всех остальных. Единственный в своём роде вампир-ликан так и остался грушей для битья, новый главный злодей совершенно не впечатляет, а все второстепенные герои оказались безликими. Экшен остался стильным и изобретательным, но даже с увеличенным бюджетом не особо впечатлял после первой части: всё повторили, но в несколько раз увеличили.
Квест со злодеем вообще мне кажется очень странным. Вроде бы он охотится за главными героями, всё время следуя по пятам, но постоянно без причины оттягивает главный момент до финального рубилова. Мелодраму, правда, в этом фильме заметно расширили, так что главные герои постоянно будут переживать друг за друга по ходу сражения. А, ну и ещё это привело к одной из самых немотивированных постельных сцен из боевиков, но, блин, её снимали на таком пафосе, прям пытались работой со светом, монтажом и операторской работой сотворить великое искусство, что мне даже маленько смешно стало.
Хотя по сравнению с последующими частями все события сиквела ещё вполне себе адекватные. Но я всё равно считаю, что из «Эволюции» получился типичный сиквел: всего побольше, логики поменьше, хотя в целом смотрибельно.
3. Другой мир (2003), (76+70+(31+42)/2)/3=60.83
Дебютный фильм франшизы и Лена Уайзмана в частности критики тоже не очень любят. Вообще, с первым фильмом у меня интересные отношения прежде всего из-за того, про что в принципе это кино. «Другой мир» представляет нам историю противостояния вампиров и оборотней, где приветствуется много мелодрамы и любовных соплей по разным причинам, как будто бы «Сумерки» смотрим, только и для парней интересные, потому что стилёвых перестрелок на манер «Матрицы» много, а сексуализированных персонажей ещё больше.
Особенно качественно паразитирует на успехе кожаных одеяний Нео или Тринити, конечно, Кейт Бекинсейл. Вообще, не могу это не сказать, причёска и глаза у Бекинсейл просто вау. Да и экшен, кстати, тоже. «Другой мир» реально выглядит очень стильным и сильно выделяющимся боевиком 00-х. К тому же, фильм ещё и пафосно-серьёзный. Несмотря на весёлый в контексте современного кинематографа сюжет, в целом-то первый фильм ещё не напоминает ванильную драму двух преизбранных. Это прям мрачный триллер-боевик с мрачной атмосферой, гнетущим визуалом и, если так говорят, неброской цветокоррекцией. Плюс сколько же культовых экшен-эпизодов «Другой мир» породил. Это и фирменные перестрелки, и великолепная шинковка главного злодея.
В общем, мне первая часть вполне себе зашла — крепкий и стильный экшон на вечер, хотя темп хотелось бы пободрее, но тогда бы пострадала атмосфера, так что чёрт с ним, 7 из 10.
2. Балерина (2025), (73+74+(77+62)/2)/3=72.16
Иногда мне максимально сложно понять логику продюсеров, которые хотят развития своей успешной франшизы во все имеющиеся щели. Вот вроде бы есть «Джон Уик», который начинался с нишевого фильма про возмездие и возвращение самого крутого киллера с пенсии. Держался он только на Киану Ривзе и дикой постановке экшена, поэтому а давайте расширять франшизу не только сериалами, но ещё и спин-оффами про героиню, которая просто живёт с Уиком в одной вселенной.
Короче, изначально к существованию этого фильма у меня были вопросы, а потом я решил, что да и фиг с ним. Всё равно это просто почти бессмысленный боевик, который из маркетинговых соображений привязали к другой франшизе. Но в успех «Балерины» всё равно верилось с трудом. Кино перенесли больше чем на год, так как изначально оно не получилось и последовали ремонтные работы. На режиссуру вроде бы вернулся Чад Стахелски, постановщик фильмов о Уике, а также камео Киану Ривза переросло в нечто большее.
В итоге получилось вполне неплохо, но слишком бесхребетно. История банальна донельзя, персонажные арки практически никакие, злодей занимается сплошным пафосным словоблудием, но при всём при этом экшен, визуал и стиль решают. В 2025 году мы уже видели масштабные шпионские боевики от Marvel и Тома Круза, так что третий раз, да ещё и в разы бюджетнее, на такие же драки смотреть было не очень круто. Но сейчас скажу крамольную вещь, но «Балерина» со своим бюджетом в 90 млн (стоит учитывать, что с учётом пересъёмок реальный бюджет уложился бы миллионов в 60) с точки зрения экшена выглядит бодрее и круче «Громовержцев»* за 180 и «Миссии невыполнима 8» за 400 млн долларов. Это немножко ломает мне мозг.
Экшен в целом действительно идёт по стопам Джона Уика. Частые перестрелки, замудрённые драки с огромным числом статистов, визуальное буйство красок — всё это также перешло в «Балерину». Но иногда как будто бы с меньшим лоском и смакованием. «Джон Уик» напоминает переработку всех существующих компьютерных игр, тогда как «Балерина» больше стилизуется как раз под фильмы. Это и бондиана, и немного «Рейд», и прочие мелкие боевички с качественной боёвкой. Местами «Балерина» разве что всё-таки берёт в оборот большой бюджет и устраивает дикое месилово.
Я бы сказал, что темпово «Балерина» лучше весьма затянутой четвёртой части. И каждая экшен-сцена пытается быть разнообразной, хотя так или иначе всё равно утопает в цитировании чего-то другого. Но в целом создаётся ощущение бодрой картинки, которой помогает хорошая работа художника-постановщика. Было в том числе много угарных экшен-сцен. Например, выпиливание целого города. Или побегушки с гранатами по оружейному магазину. Но больше всего меня пёрло со сцены с огнемётом злодея, который главная героиня решила победить шлангом с напором воды. Выглядело это каким-то набором из драк волшебником, но было дико круто. А ещё меня бесила местами кривая постановка микса перестрелок и рукопашки. Статисты вечно подбегают с автоматом вместо контрольного в голову, а ещё ракурс камеры иногда выбран так, что попросту не оценить, а что происходит в сцене. Де Армас просто всем навешивает, а откуда те прибегают и почему нападают по одному — непонятно.
Чувствуется ли подход Лена Уайзмана? Да не особо, если честно. Ну, главный персонаж — загадочная женщина, обожающая чёрные одеяния. Визуал достойный, но не похожий на «Другой мир» или «Крепкого орешка 4.0». Хотя я не вижу в этом проблемы. Рукопашные бои всё равно получились крутыми, хореография мне очень понравилась. Смотрелось было очень интересно. Ещё тут рейтинг R, так что крови тут много. Падла, компьютерная, но выглядит впечатляюще на фоне подростковых царапин, нарисованных фломастером.
Что ещё меня удивило, так это использование в фильме Джона Уика. Может показаться, что это чистый фансервис, который призван оправдать фразу «во вселенной Джона Уика». Получился явно не «Джон Уик 3,5», роль Киану Ривза больше даже третьего плана. При этом его появление оправдано сюжетно, получился вполне удачный сценарный ход. Ну и мини-спойлер к финалу: бой Ривза и де Армас оказался классным. Я думал, что они внезапно будут драться на равных, а Уик просто пришёл и быстро её порешал. Выглядело круто.
Из минусов я бы выделил полноту штампов и отсутствие какого-либо смысла. Главная героиня научилась круто драться и стала наёмной убийцей. В ходе очередного задания вспомнила, что вообще-то надо бы за батю отомстить, потому что спустя 12 лет она вспомнила шрамик в виде крестике на руке трупа. И решает, что нахрен правила, в одиночку она легко разрулит это дело и всех порешает. Мораль басни в том, что за батьку можно и город истребить. Да, эта франшиза никогда не была про смыслы, но у Джона Уика хотя бы был свой путь, у него была своя драматургия. У здешней Евы прикол, наверное, в том, что твоя судьба не предрешена. Спасибо, Том Круз в этом году меня с этим уже заколебал. Ради хоть какой-то эмоциональности в финале ленте даже добавили линию с папой и девочкой. И вот на них и лёг эмоциональный пик истории, а де Армас оказалась просто пассивным наблюдателем. Злодей, кстати, самый бесполезный для франшизы.
В целом кино получилось вполне хорошим. Ана де Армас прикольная в экшене, хотя в «Не время умирать» была как-то покруче. Тут меня всё время раздражало, что персонажи во время драки 100500 лишних телодвижений сделают. Особенно меня прикалывают моменты, когда персонаж высадит всю обойму в кишки, а только потом будет контрольный в голову. Но мы отвлеклись. В общем, экшен классный и эффектный. С хронометражем в этот раз не перешли грань (хотя я бы сократил с 2 часов до часа 45-50, ибо концовка была несколько затянутой). Но титаническая пустота всё-таки не позволяют назвать кино чем-то большим, чем просто прикольным боевиком. 7 из 10.
1. Крепкий Орешек 4.0 (2007), (73+71+(82+69)/2)/3=73.16
Выпускать сиквелы к франшизе, где история подошла к своему концу, — дело не очень хорошее. Если продолжение и выстрелит в прокате, то зрителям не понравится. Квадриквел похождений Джона МакКлейна вышел спустя 12 лет после триквела, а также события, как видно, перетекли из 20 в 21 век. Создатели могли серьёзно влипнуть, запятнав звание успешной серии фильмов, но этого не произошло, а франшиза скатилась 6 лет спустя с пятой частью.
И хотя квадриквел и оказался на удивление неплохим, но это однозначно не лучший сиквел во франшизе. Во-первых, четвёртая часть окончательно превратилась в боевик с размахом. Бюджет вырос до 110 млн долларов, что превратило суровый и кровавый R в подростково-стерильный PG-13. И хотя экшен, кажется, поставлен с размахом, а графика в картине не в изобилии, но 4.0 всё равно уступает захватывающим перестрелкам в оригинальной трилогии. Во-первых, ну Брюс всё-таки постарел, в некоторых сценах старина Джон выглядит не тем, кто сможет разрулить всё надвигающееся дерьмо.
Ещё это пример того боевика, где Уиллис с непрошибаемой, но ещё харизматичной рожей без каких-либо проблем голыми руками взрывает толпы антагонистов. Сиквел и триквел ещё держали героя в рамках, заложенных оригиналом, но квадриквел стал точкой кипения. Хотя у четвёртой определённо есть много объективных плюсов, но именно она сделала из Джона МакКлейна Джона Рэмбо.
В целом «Крепкий Орешек 4.0» выглядит достаточно хорошо, но для меня фатальным шагом стало переиначивание сути героя. И буду честным, я никогда не пересматривал ни одно продолжение «Крепкого Орешка», только оригинал. И что во второй, что в третьей части было много запоминающихся экшен-сцен. Про четвёртую я такого сказать не могу. Лично мне запомнилось лишь несколько моментов, да и то связаны они с юмором, который, кстати, можно назвать лучшей частью картины. МакКлейн пусть и лишился одной из своих фирменных фишек, но остроумие и колкие диалоги ещё остались, а с шутки про «Звёздные войны» и «Стартрек» смеюсь до сих пор.
В итоге четвёртая часть просто нормальная. Это далеко не тот фильм, который запятнал некогда великую франшизу. Он неплохо работает как типичный экшен-боевик. Он неплохо осовременил сеттинг консервативного Брюса, ведь в основе сюжета были кибер-технологии и развитие гаджетов, а не просто атака террористов. По-моему, 4.0 не фонтан, но и достаточно неплох, 6,5 из 10.
Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам режиссёра Райана Куглера.
Ссылка на телеграмм-канал.