Найти в Дзене
Homo sapiens

Опыт деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной работе Костромской области

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1.1 Понятие третьего сектора экономики в РФ....................................................6 1.2. Содержание деятельности НКО в социальной работе................................11 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Анализ опыта участия НКО в социальной работе в Костромской области 2.2. Проблемы и перспективы развития деятельности социально ориентированных НКО в Костромской области ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ В последние годы проблемам социальной сферы уделяется много внимания. Более того, на самом высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса социальной сферы в контексте формирования инновационной экономики. Одной из эффективных технологий являются НКО. Некоммерческая организация э

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1 Понятие третьего сектора экономики в РФ....................................................6

1.2. Содержание деятельности НКО в социальной работе................................11

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Анализ опыта участия НКО в социальной работе в Костромской области

2.2. Проблемы и перспективы развития деятельности социально ориентированных НКО в Костромской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы проблемам социальной сферы уделяется много внимания. Более того, на самом высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса социальной сферы в контексте формирования инновационной экономики.

Одной из эффективных технологий являются НКО. Некоммерческая организация это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что те задачи, которые ставит НКО являются необходимой частью жизни граждан РФ.

Цель исследования – изучение опыта деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Костромской области.

Объект исследования – социально ориентированные некоммерческие организации, действующие в Костромской области.

Предмет исследования – опыт деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной работе Костромской области.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования, для достижения его цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты деятельности социально ориентированных НКО в социальной работе.

2. Провести анализ существующих социально ориентированных НКО в Костромской области, их миссии, целей и задач.

3. Оценить эффективность и результаты работы НКО в решении социальных проблем региона.

4. Выявить лучшие практики и успешные кейсы, которые могут служить примером для других организаций.

5. Проанализировать взаимодействие НКО с государственными структурами и местными сообществами.

6. Определить перспективы развития социально ориентированных НКО в Костромской области.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, обобщение); сравнительные методы (содержания веб-страниц, посвященных проблеме); общие методы (анализ документов, литературных и электронных источников, обобщение опыта), сбор эмпирических данных (анкетирование).

Практическая значимость исследования:

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для улучшения деятельности социально ориентированных НКО в Костромской области. Выявленные успешные практики и рекомендации могут быть использованы как для повышения эффективности работы существующих организаций, так и для создания новых инициатив, направленных на решение социальных проблем.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении научных представлений о роли и месте социально ориентированных НКО в системе социальной работы. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения вопросов взаимодействия НКО и государства, а также для разработки новых подходов к организации социальной помощи и поддержки населения.

Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Во введении определяется актуальность, цель, объект, предмет, методы, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы деятельности социально ориентированных некоммерческих организацией в социальной работе Костромской области» рассматриваются нормативные основы, цели и задачи социальной работы в третьем секторе.

Во второй главе «Практические основы деятельности социально ориентированных некоммерческих организацией в социальной работе Костромской области» анализируются основные подходы и проблемы социальной работы связанные с работой НКО в Костромской области.

В заключении сформулированы основные выводы по работе.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1 Понятие третьего сектора экономики в РФ

Понятие «третий сектор» появилось в мире не так давно, его становление отражает тенденции, возникшие одновременно с развитием рыночной экономики. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем.

Первый сектор – государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия.

Второй сектор – коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация.

Третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим) [4]. Этот сектор является:

- негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя какие-то из них могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже выполняют функции правительства (пример – образовательные организации США, которые обладают полномочиями по выдаче лицензий); с другой точки зрения, термин «неправительственный» может означать широкое вовлечение населения в общественную жизнь, что отражает тенденцию социальной организованности на всех уровнях, и связано это с процессом становления гражданского общества, т.е. термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого-либо социального противоречия или реализации какой-либо социальной потребности. Многие действующие некоммерческие организации не регистрируются в силу разных отнюдь не криминальных причин. Стихийно возникающие и исчезающие в процессе организации и развития, эти структуры подчас известны только тем, кто в них участвовал, и кто с ними взаимодействовал;

- независимым, потому что множественность финансовых источников деятельности делает его относительно независимым и от государства, и от бизнеса. На определенных этапах общественного развития организациям третьего сектора приходится действовать в противовес другим общественным силам, отстаивая те права и свободы граждан, которые ущемляются бизнесом или государством. Многие организации этого сектора являются неформальными, т.е., не будучи официально зарегистрированными, они часто пользуются свободами и возможностями, недоступными государственным организациям или частному бизнесу;

- некоммерческим, неприбыльным, потому что это важнейший конституирующий признак, отличающий его от коммерческих организаций. Третий сектор существует не ради получения прибыли. Это не означает, что его организации не могут получать прибыль (например, заработанные поступления составляют 23% от общего объема денежных поступлений некоммерческих организаций в Венгрии, до 59% во Франции и 70% в Германии. В России эта цифра по разным источникам составляет от 30 до 75%). В то же время некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль среди учредителей, а должны использовать ее на уставные цели (исключительно для целей провозглашенной миссии). Так как организации третьего сектора весьма разнообразны (общественные, политические, религиозные, благотворительные, образовательные и т.д.), сам этот сектор весьма обширен, неоднороден и многолик;

- сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку здесь широко используется добровольный труд волонтеров. Добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организаций третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения;

- филантропическим, благотворительным, так как эти определения отражают устойчивые исторические корни возникновения третьего сектора благотворительной активности, в результате чего существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Третий сектор тесно связан с другими секторами экономики. Границы между ними весьма прозрачны и чрезвычайно подвижны.

Государство и некоммерческий сектор заинтересованы в развитии бизнес-сектора в качества источника финансовых поступлений (государству – в виде налогов, некоммерческому сектору – в виде пожертвований) [8].

Коммерческие и некоммерческие организации рассматривают государство в качестве гаранта правовой и экономической стабильности и безопасности.

Государство заинтересовано в развитии третьего сектора, как структуры, решающей ряд социальных задач и помогающих в реализации задач социальной политики. Бизнес-сектор также заинтересован в развитии некоммерческого сектора, например, ассоциация предпринимателей является общественной организацией, но ее деятельность направлена на обслуживание интересов бизнеса.

Некоммерческий сектор можно рассматривать как совокупность некоммерческих организаций со следующими характеристиками: 1) юридические лица с определенной степенью институционализации; 2) обособленные от государства; 3) не распределяющие прибыль, не возвращающие полученную прибыль своим владельцам или управляющим; 4) самоуправляемые, самостоятельно контролирующие свою деятельность; 5) предполагающие добровольное участие работников.

По мере налаживания сотрудничества между государством и третьим сектором возникают предпосылки для формирования совместных программ, в которых государственные и негосударственные некоммерческие организации с самого начала выступали бы в роли партнеров.

Сосредоточивая внимание на государственной поддержке третьего сектора, необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения с государством не предполагают бесконтрольности. Закон РБ «Об общественных объединениях и ряд других законов не только позволяют государству, но и обязывают его контролировать в установленном порядке деятельность независимых некоммерческих структур. Без этого невозможно на практике гарантировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечить ее социально значимую ориентацию и добиться уважения общества к третьему сектору [8].

1. «Третий сектор» – это социальный институт, имеющий своей структурой совокупность негосударственных, некоммерческих, неправительственных общественных организаций.

2. «Институциональность» данной структуры (= «общественная целесообразность») представляет собой удовлетворение важной общественной потребности «внутриобщественной гармонизации» экономических, политических, культурных, духовных, национальных, межконфес-сиональных отношений.

3. Реализация «целесообразности» осуществляется в формах разносторонней материальной (в том числе финансовой), социальной, психологической и другой общественной поддержки отдельных граждан и социальных групп (категорий населения).

4. «Целями» при реализации мероприятий поддержки выбираются «объекты социальной дисгармонии» – то есть социальные феномены, наиболее явно препятствующие процессам гармонизации общественных отношений в той или иной сфере.

5. «Институциональные ресурсы» (материальные, финансовые, временные и другие средства) формируются из спонсорских или благотворительных источников и (или) собственных средств: волонтеры, прибыль от коммерческой деятельности, продукция собственного производства.

1.2. Содержание деятельности НКО в социальной работе

В соответствии с российским гражданским законодательством юридических лиц, создаваемые на территории Российской Федерации, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Мы будем рассматривать именно некоммерческие организации.

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющих полученную прибыль между участниками.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Если говорить о характере деятельности, то НКО конечно же направлена на общественность.

Закон выделяет следующие основные формы некоммерческих организаций:

– Общественные и религиозные организации, которыми признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;

– Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, которыми признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры;

– Казачьи общества, которыми признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

– Фонды, которыми признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;

– Государственные корпорации, которыми признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона;

– Государственные компании, которыми признаются некоммерческие организации, не имеющие членства и созданные Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона;

– Некоммерческие партнерства, которыми признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) 11 юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных социально значимых целей;

– Частные учреждения, которыми признаются некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

– Государственные, муниципальные учреждения, которыми признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные;

– Бюджетные учреждения, которыми признаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;

– Автономные некоммерческие организации, которыми признаются не имеющие членства некоммерческие организации, созданные в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана 12 путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы;

– Ассоциации (союзы), организации, основанные на членстве, которые вправе создавать юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей.

Все вышеперечисленные формы некоммерческих организаций вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы [15].

Сферы в которых работают НКО: образование; наука; культура; спорт; здравоохранение; экология; благотворительность.

В рамках социальной среды НКО реализуют такие важные для государства программы как: помощь нуждающимся, в том числе детям и пенсионерам; защита животных; борьба с стихийными бедствиями и их последствиями; возрождение и сохранение культурного и исторического наследия; пропаганда воинской славы; патриотическое воспитание граждан; защита законных прав и свобод граждан, развитие толерантности в общества; нетерпимость к коррупции; развитие трудовых ресурсов, и.т.д.

Все эти виды деятельности являются социально ориентированными и перечислены в статье 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Основные положения о некоммерческих организациях закреплены в Гражданском кодексе. В остальном НКО регламентируются, в большей степени, Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях».

Какие преимущества есть у НКО?

Некоммерческие организации, участвуя в социальной среде, во многих случаях, имеют преимущество перед коммерческими организациями. Основные преимущества:

Поступления взносов и пожертвований полностью освобождаются от налогообложения;

Госорганы активно поддерживают деятельность НКО;

Возможность участвовать в грантах и получать государственную поддержку, выделенную специально для НКО – субсидии.

Некоммерческая организация может помочь коммерческой получить социальное лицо. В итоге выручка, лояльность, вовлечение и преданность клиентов значительно возрастает, иногда в разы!

Возможность получить площадь от государства, например, офис, спортивную площадку, театр, концертный зал для реализации целей НКО.

Наличие социального вычета НДФЛ, который могут получить физические лица, спонсирующие некоммерческие организации;

НКО может попасть в реестр социально-ориентированных НКО Минфина и уменьшать коммерческим организациям до 1% налоговой базы, за счет пожертвований.

Пользоваться поддержкой государственных ресурсных центров, созданных для помощи НКО в правовых и финансовых вопросах. В идеале в ресурсном центре НКО могут бесплатно предоставить коворкинг для НКО, помещение для проведения конференции или съезда НКО, бесплатные услуги типографии, помощь в обучении руководителей НКО и многое другое.

По сути цели государства и НКО часто совпадают, например, развитие науки или спорта. И если Некоммерческая организация добивается в своей деятельности успехов, то в интересах государства помочь ей, через гранты, премии или субсидии. Что в свою очередь помогает некоммерческим организациям реализовывать свои программы.

Не маловажным будет рассказать о том, на что вообще существуют такие организации:

Финансовые ресурсы учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики – это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов – вида оказываемых услуг и характера их предоставления. Одни из услуг могут предоставляться потребителями только на бесплатных началах, другие – только на платных, а третьи – на сочетании тех и других.

Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это – услуги зрелищных предприятий, работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприятиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций [21].

Преобладающую массу услуг в нерыночном секторе экономики составляют услуги социально-культурного характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются потребителям как на платных началах, так и бесплатно, а, следовательно, имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит прежде всего от характера самих потребностей. Здесь можно выделить такие три группы:

- потребности, имеющие огромное значение для всего общества, а потому их удовлетворение не должно зависеть от уровня получаемого каждым гражданином дохода должно гарантировать Конституцией страны. Источником финансирования этих потребностей выступают общегосударственные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджетных и внебюджетных (социального назначения) фондов;

- потребности, имеющие общественно значимый характер, но в силу ограниченности общегосударственных ресурсов покрываемые ими лишь в пределах необходимого минимума на принципах частичного финансирования за счет средств государственного бюджета. Удовлетворение этих потребностей сверх установленного нормативного уровня осуществляется с помощью других финансовых источников, в том числе и средств населения. Примером таких потребностей может служить минимальный уровень медицинского обслуживания населения, средний уровень образования, установленная норма социального обеспечения граждан и т.п.;

- индивидуальные потребности граждан, связанные с их отдыхом и охраной здоровья, обеспечение жильем и др. Они не должны покрываться за счет общества, а потому финансовыми источниками их удовлетворения выступают средства предприятий, организаций и населения.

Мировой опыт показывает, что развитие некоммерческих организации в сфере социальных услуг, в том числе и услуг социальной защиты, нуждается в государственной поддержке. С 2010 г. в российском законодательстве появилось новое понятие «социально ориентированные некоммерческие организации». Такие организации осуществляют деятельность, которая направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества. Если некоммерческая организация - это организация, основная цель деятельности которой не предусматривает получение прибыли и распределение полученной прибыли между участниками, то социально ориентированные некоммерческие организации - это организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации1 . Социально ориентированные некоммерческие организации представляются перспективным участником сферы услуг социальной защиты при условии соблюдения следующих ограничений, позволяющих максимально снизить риск снижения качества и доступности услуг: – цели деятельности имеют исключительно социальную направленность; – наличие необходимых ресурсов для реализации процесса оказания услуг социальной защиты; – обязательное нахождение в государственном реестре социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с законодательством социально ориентированные организации могут рассчитывать на государственную поддержку, осуществляемую в различных формах. Привлечение некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организации, к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики. Осуществляя свою деятельность, некоммерческие организации и социально ориентированные некоммерческие организации выполняют ряд функций в общественном развитии: – социальную, обеспечивая благоприятный социальный климат, социальную стабильность, духовное развитие общества; – экономическую, имея в виду производство общественно полезных товаров и услуг, обеспечение занятости и самозанятости населения; – политико-правовую, что выражается в координации действий различных социальных групп, разрешении конфликтов и споров, оказании юридической помощи1 . Современные реалии таковы, что повышение качества социального обслуживания возможно только с развитием конкуренции в данном сегменте рынка. Это подразумевает включение в социальное обслуживание наряду с государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческого сектора. В отличие от государственных структур социального обслуживания некоммерческие организации обладают некоторыми преимуществами: оперативность и быстрое реагирование на проблему, применение новых технологий социальной работы, адресность и индивидуальность оказываемой помощи, разнообразие предоставляемых услуг. В основе деятельности данных организаций лежит потребность государства в обеспечении эффективной защиты населения от нестабильного социально-экономического развития, улучшении адресности социальной помощи и поддержки [16].

В Конвенциях и Рекомендациях МОТ закрепляется право человека на отдельные виды социального обслуживания (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, права инвалидов на профессиональную реабилитацию и трудоустройство, протезно-ортопедическую помощь, права на медицинскую помощь, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.). Главным и основным законом Российской Федерации является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В Конституции наряду с другими важными правами человека также говорится о праве на социальное обслуживание как элемента социальноправового статуса гражданина. Поэтому можно утверждать о конституционном характере данного права. Статья 7 провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 39 Основного Закона гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, социальное обеспечение – одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты и социального обслуживания населения. Однако Конституция закрепляет лишь общие положения, которые должны получать развитие в принимаемых на ее основе различных нормативных актов. В настоящее время, в нашей стране уделяется достаточно много внимания развитию конкуренции на рынке услуг в социальной сфере и внедрению негосударственного сектора, занимающегося социальным обслуживанием граждан и предоставлением им социальных услуг, делая упор на некоммерческие организации. Для некоммерческих организаций создаются специальные благоприятные условия участия в закупках для государственных и муниципальных нужд и открываются новые возможности для получения финансирования на осуществление деятельности по предоставлению услуг в социальной сфере. Некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в любой из отраслей социальной сферы, оказывать в данных сферах платные услуги населению, привлекать бюджетные и внебюджетные средства для осуществления этой деятельности. Во всех регионах в настоящее время происходит расширение числа услуг социальной сферы, которые могут передаваться на аутсорсинг некоммерческим организациям. Закон указывает, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Социальные услуги гражданину предоставляются на основе признания его нуждающимся в социальном обслуживании и в соответствии разработанной на основе этой выявленной нуждаемости индивидуальной программой предоставления социальных услуг. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Предусмотрено составление и ведение реестра поставщиков социальных услуг. Данный реестр, формируется в субъекте РФ в целях обеспечения эффективного предоставления социальных услуг, расходования средств на социального обслуживание, а также осуществления контроля (надзора) в области социального обслуживания. Эти организации подвергаются единой процедуре проверки и оценки качества и эффективности деятельности (процессу рейтингования).

Термин «социально ориентированной некоммерческой организации» был введен Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [27].

Изменения затронули несколько Федеральных законов, регулирующих деятельность НКО, в том числе и закон «О некоммерческих организациях».

Социально-направленные НКО организовываются исключительно в тех формах, что предусмотрены ФЗ «О некоммерческих организациях». К подобным субъектам относятся социально-направленные организации, имеющие прямое отношение к религии или обществу. Примечательно, что к СО НКО относятся и этнические общины КМНС, и диаспоры, и сообщества казаков. Но чаще всего встречаются различные партнерства, не осуществляющие коммерческую деятельность, а также благотворительные фонды, которые оказывают всестороннюю поддержку социально незащищенным слоям населения. То есть, подобные НКО занимаются деятельностью, осуществление которой позволяет решить определенные социальные проблемы:

Защита животных, охрана окружающей среды, проблемы экологического характера (незаконная вырубка зеленых насаждений, отлов и отстрел диких и домашних животных и пр.).

Моральная и материальная поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обеспечение юридической защиты их прав и свобод.

Работа с населением, проводимая в целях предотвращения несчастных случаев, а также мероприятия, направленные на обучение населения способам преодоления последствий техногенных катастроф и разгула стихии.

Помощь вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и прочих катаклизмов (необязательно техногенного или природного характера).

Пропаганда ЗОЖ, для чего организуются и проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на возрождение интереса к физкультуре и спорту.

Содействие духовному и культурному развитию граждан, что также подразумевает проведение различных мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья граждан.

Данный список может быть дополнен и другими видами деятельности, в зависимости от региона РФ и с учетом его специфики.

Государственная поддержка:

Государство готово оказать СО НКО не только финансовую (прямую или непрямую) поддержку, потому что оно заинтересовано в увеличении числа благотворительных, волонтерских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере. Поэтому, оно оказывает информационную, консультационную, организационную поддержку, хотя, любую благотворительную организацию больше всего волнует финансовый вопрос. Под термином «прямое финансирование» принято понимать госконтракты и субсидии, предоставляющиеся в форме грантов. Главным инструментом господдержки СО НКО принято считать программу, разработанную на федеральном уровне и реализуемую МЭР (Министерством экономического развития). На данный момент, существует два варианта получения господдержки:

Предоставление субсидий. Источником для их получения является федеральный бюджет. Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор.

Гранты, выдаваемые для реализации определенных программ. Примечательно, что в роли грантодателя теперь не может выступить местная администрация или орган исполнительной власти, потому что они вправе заниматься только субсидированием проектов.

Существенных отличий между конкурсами на получение субсидий или грантов – нет. Но сейчас принято апеллировать термином «президентский грант», по своей сути являющийся субсидией из федерального бюджета. Они предоставляются некоммерческим организациям, принимающим активное участие в развитии институтов гражданского общества. Сумма, доступная к получению и выдаваемая на безвозмездной основе, с каждым годом становится все солиднее, а это – более чем веское основание для того чтобы за нее побороться. Что касается госконтрактов, то этот финансовый инструмент является бюджетными средствами, даваемыми СО НКО в рамках, определенных ФЗ-44 «О контрактной системе». Если организация использовала выделенные средства по целевому назначению, то налог на прибыль начисляться не будет [23].

Непрямое госфинансирование:

Отношения в сфере аренды государственного или муниципального имущества регулирует статья 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Данный закон гласит, что государственные и муниципальные учреждения вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, которое закреплено за ними на праве оперативного управления исключительно на основании результата конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества. Но законом «О защите конкуренции» предусмотрен ряд исключений, которые указаны статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» и распространяются, в том числе, на некоторые разновидности некоммерческих организаций. Ключевым видом господдержки является имущественная поддержка, заключающаяся в передаче в долговременное пользование организации объектов нежилой недвижимости, являющихся собственностью государства. Критерии отбора СО НКО, порядок предоставления объектов нежилой недвижимости и все прочие условия оговорены в Постановлении № 1478 от 30.12.12. Важный момент: передаваемое организации госимущество не может быть отчуждено в собственность лиц, его арендующих, а также в частную собственность. Под запретом целый ряд операций: продажа, переуступка и передача прав и пр. Имущественная поддержка может оказываться, как на безвозмездной основе, так и на льготных условиях.

Еще одним видом непрямого государственного финансирования являются налоговые льготы, например:

Налоговый вычет из пожертвований, перечисленных гражданином СО НКО для увеличения целевого капитала.

Освобождение от НДФЛ, при условии, что организация осуществляет благотворительную деятельность.

Освобождение от НДФЛ доходов, передаваемым социально незащищенным слоям населения, например, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим семьям.

Расширение перечня целевых поступлений, не подлежащих учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым в бюджет СО НКО, состоящих на УСН.

Освобождение от уплаты НДС, если организация оказывает услуги по соцобслуживанию и обеспечивает уход за маломобильными и престарелыми гражданами.

Государственной думой 7 июля 2020 года был передан в Совет Федерации законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который был внесен еще в 2018 году. По данному закону социально-ориентированные некоммерческие организации смогут принимать активное участие в процессе оказания социальных услуг.

О необходимости принятия мер по повышению качества социальных услуг неоднократно заявлял Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию.

Данные закон будет обеспечивать повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, представляющихся гражданам на бесплатной основе за счет средств государственного бюджета в образовании, здравоохранении, социальной защите, занятости населения, физической культуре, спорте и туризме.

Данный закон учитывает поправки, которые были подготовлены Советом Федерации, в соответствии с которыми некоммерческие организации, признанные исполнителями общественно полезных услуг, получают привилегии при участии в конкурсах на заключение соглашений.

Кроме этого, закон предусматривает новые способы включения некоммерческого сектора в оказание услуг социальной направленности.

Одним из нововведений стал социальный сертификат, дающий право для граждан на самостоятельный выбор организации, которая будет оказывать социальные услуги.

Данный закон является важным аспектом в участии некоммерческих организаций в развитии социальной сферы. В компетенцию Совета по развитию социальных инноваций регионов будет входить мониторинг его реализации в регионах.

Кроме того, был одобрен закон об освобождении от НДС государственных (муниципальных) услуг по соглашениям, которые заключены в соответствии с законодательством о государственном (муниципальном) социальном заказе.

Данный закон позволит сформировать равные условия налогообложения при оказании услуг как для государственных структур, так и для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Также будет дополнен Бюджетный кодекс новым видом субсидий - на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Предполагается, что данные субсидии будут финансировать исполнение государственного (муниципального) социального заказа. Это даст возможность перераспределить средства бюджета между исполнителями социальных услуг.

Основные понятия и принципы в сфере предоставления социальных услуг определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – закон о социальном обслуживании). Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам является социальным обслуживанием. Понятие социальной услуги дано в статье 3 закона о социальном обслуживании: «Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». Отношения по предоставлению социальных услуг возникают между получателем социальных услуг (гражданином, признанным нуждающимся в предоставлении социальных услуг в соответствии с законом о социальном обслуживании) с одной стороны и поставщиком социальных услуг (организацией или индивидуальным предпринимателем) с другой стороны и закрепляются договором о социальном обслуживании. Социальные услуги различаются не только по периодичности (постоянная, периодическая, разовая помощь, срочная помощь), но также по формам и видам. Закон о социальном обслуживании установил три формы социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание на дому (при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде – месте их проживания; при этой форме обслуживания социальный работник приходит на дом получателя для оказания ему бытовой и иной помощи).

2. Полустационарное социальное обслуживание (социальные услуги предоставляются в помещении поставщика социальных услуг в определенное время суток; при этой форме обслуживания услуги предоставляются, например, в отделениях дневного пребывания организаций социального обслуживания, где получатель проводит целый день (в рабочее время) в помещениях комплексных-центров социального обслуживания и других организаций в определенные часы занятий для получателей услуг и т.п.).

3. Стационарное социальное обслуживание (социальные услуги предоставляются при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. В этом случае получатели социальных услуг обеспечиваются жилыми помещениями и помещениями для предоставления социальных услуг. Эту форму обслуживания предлагают интернаты, пансионаты для людей с инвалидностью и аналогичные организации. Интернаты могут быть детскими (для несовершеннолетних), учреждениями для взрослых (инвалидов и пожилых граждан), а также психоневрологическими (для людей с психическими расстройствами, в том числе недееспособных) [9].

Виды социальных услуг предоставляются с учетом индивидуальных потребностей, исходя из следующего установленного законом перечня:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода,оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно, с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги, направленные на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи в упрощенном порядке (без процедуры признания нуждающимся в социальном обслуживании и заключения договора о социальном обслуживании) и включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим

питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг.

Как попасть в реестр СО НКО?

Министерство экономического развития России сформировало реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Некоммерческим организациям, которые попали в этот реестр предоставят поддержку в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 г.

В реестр внесены сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые с 1 января 2017 г:

- получили субсидии и гранты в рамках программ, которые реализуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

- получили гранты Президента Российской Федерации;

- предоставляют социальные услуги;

- являются исполнителями общественно полезных услуг.

Сведения о социально-ориентированных некоммерческих организациях были направлены органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом России и Фондом президентских грантов для формирования Реестра социально-ориентированных НКО.

Некоммерческим организациям, которые попадают под указанные выше критерии, но не были включены в реестр, нужно подать обращение в тот орган власти, который осуществлял им государственную финансовую поддержку в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г., или в Фонд президентских грантов.

Если подтверждается факт, что некоммерческую организацию ошибочно не включили в реестр СО НКО, указанный выше орган направляет в Минэкономразвития России дополнение к реестру, оформив это официальным письмом.

Некоммерческие социально-ориентированные организации, которые включены в реестр вправе получить следующую поддержку:

- предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»);

- продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685);

- освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»);

- расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).

Кроме того Правительство Российской Федерации прорабатывает дополнительные основания и критерии по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Анализ опыта участия НКО в социальной работе

в Костромской области

По состоянию на 20 декабря 2024 года в реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Костромской области содержались сведения о 934 организациях. Из них более 70 являются социально ориентированными.

Для определения опыта деятельности рассмотрим несколько НКО.

1) Благотворительный фонд имени М. Гутерман

Благотворительный фонд Марины Гутерман был создан в марте 2006 года семьей Гутерман в память о дочери Марине. Лучшее, что будет сделано в жизни родителей, будет сделано в честь памяти о ней. Создание благотворительного фонда помощи детям стало показателем той глубокой любви, которая хранится в их сердцах. Основная задача Фонда – это оказание помощи детям до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, детям-инвалидам, проживающим в Костромской области.

Основные направления деятельности фонда:

1. Адресная помощь семьям с больными детьми.

Рассматривает обращения по оплате лечения, приобретения жизненно необходимых лекарств, средств реабилитации, прохождения дорогостоящего обследования. Также сотрудники фонда могут помочь собрать информацию о возможных вариантах лечения, выбрать клинику и связаться с лечебным учреждением.

2. Культурно-досуговые мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш фонд регулярно организует паломнические и социальнокультурные поездки для особых детей. Мы проводим праздники и мероприятия для детей и их родителей с целью социализации и адаптации больных детей в обществе. Семьи, воспитывающие детейинвалидов, как правило, одиноки в обществе, не всегда поняты и приняты им, а для успешной реабилитации крайне важно комфортное психологическое состояние и поддержка окружающих.

Финансирование:

Детская благотворительная организация стремится оказать адресную материальную помощь, покрывающую в полной мере медицинские расходы на лечение ребенка. Средства поступают от частных лиц, наших корпоративных партнеров, а также в ходе проведения благотворительных мероприятий фонда. На постоянной основе ООО ТК «Линии Любви» и ООО «КоЮЗ»; «Топаз» проводят ежемесячные благотворительные акции в поддержку наших подопечных, что гарантирует стабильную оплату лечения.

Если вы хотите, но не знаете, как помочь больным детям, то благотворительность – это верный шаг. Все средства, перечисленные для больных детей, расходуются только на лечение. Административные расходы на содержание фонда, а также затраты на проведение благотворительных мероприятий покрываются из других источников, не связанных с пожертвованиями. В настоящее время от Фонда получили помощь более 180 детей. Каждый ребенок - это отдельная судьба, отдельная проблема, которую фонд старается решить комплексно. Фонд существует уже на протяжении восемнадцати лет и постоянно проводит различные мероприятия направленные на все большую огласку тех проблем, которые он решает, а так же на привлечение все больших средств от частных и корпоративных лиц.

Еще одним фондом является – Фонд еды Русь

Банк еды «Русь» – первая фудшеринговая организация и самый крупный банк еды в России, входит во Всемирную Ассоциацию банков продовольствия (Global Foodbanking Network). Мы стали развивать технологиию фудшеринга в России в то время, когда еще мало кто задумывался об устойчивом развитии и экологических проблемах. В 2012 году мы запустили в работу виртуальную модель первого банка еды в России, основанную на технологии промышленного фудшеринга [30].

Фудшеринг

Технология перераспределения нереализованных бизнесом, но пригодных к употреблению продуктов питания и товаров первой необходимости среди нуждающихся людей. Промышленный фудшеринг позволяет перераспределить большие объемы товаров от компаний-производителей и дистрибьюторов. Розничный фудшеринг подразумевает распределение небольших, но регулярных объемов из кафе, ресторанов и магазинов.

Агрофудшеринг – сортировка и сбор невостребованных сельхозпредприятиями фруктов и овощей.

Выбранные модель и технология оказались крайне эффективными на этапе запуска банка еды: позволили быстро настроить процессы и масштабировать деятельность на всю страну. Мы собрали в Москве команду, которая забирала продукты у производителя из любой точки России и раздавала их людям. Сделать это нужно было максимально быстро, без лишнего складирования, практически «с колес». Мы продолжаем развивать технологию фудшеринга в России в партнерстве с крупным бизнесом и наращиваем объемы банка еды. Банк еды «Русь» в международной системе банков еды

Предприниматель и благотворитель Джон ван Хенгель запустил в первый в мире продовольственный банк. St. Mary’s Food Bank стал применять технологию перераспределения нереализованных продуктов – фудшеринга – для поддержки нуждающихся семей.

2006 год

Всемирная ассоциация банков еды – The Global FoodBanking Network (GFN) объединила 40+ организаций.

2012 год, Европа

Появление термина «фудшеринг». Технология фудшеринга ложится в основу общественного экологического движения. Экоактивисты Валентин Турн и Рафаэль Фельмер создают платформу foodsharing.de – место встречи фудсейверов со всего света.

2014 год, в мире

Ряд стран-участниц GFN начинают применять разработанную в России технологию виртуального банка еды.

2020 год, Россия

Банк еды «Русь» запускает в России совместную с торговой сетью «Магнит» программу «ПРОДкарта» для нуждающихся в продуктах семей с детьми – национальное решение на основе международной программы Food Stamps.

1.1. Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц Благотворительного фонда Банк еды «Русь» разработана в соответствии с требованиями и положениями Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», иных законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Благотворительного фонда Банк еды «Русь».

Благотворительная программа поддержки некоммерческих организаций и физических лиц (далее – Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям Благотворительного фонда Банк еды «Русь» (далее – Фонд). Программа призвана оказать социальную поддержку и благотворительную помощь благополучателям Программы на территории России посредством предоставления продуктов питания, денежных средств и иного имущества, приобретенного Фондом или пожертвованного для этих целей Фонду физическими и юридическими лицами и доведенного до благополучателей – физических лиц самостоятельно либо через партнерскую сеть некоммерческих организаций.

1.2. В рамках Программы существуют следующие Подпрограммы: Благотворительная подпрограмма социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения социально незащищенных категорий населения (далее – Подпрограмма 1); Благотворительная подпрограмма содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни и улучшения морально-психологического состояния граждан (далее – Подпрограмма 2); 3) Благотворительная подпрограмма по охране окружающей среды и защите животных (далее – Подпрограмма 3); 4) Благотворительная подпрограмма содействия деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности (далее – Подпрограмма 4); 5) Благотворительная подпрограмма развития и поддержки добровольческой деятельности (далее – Подпрограмма 5); 6) Благотворительная подпрограмма помощи в рамках чрезвычайных ситуаций (далее – Подпрограмма 6).

2. Миссия и цель Программы

Миссия Программы: Создание инструментов и технологий перераспределения товаров для повышения качества жизни людей и заботы об окружающей среде.

Цели Программы: Цель Программы и всех ее Подпрограмм – аккумулирование имущества (продуктов питания, денежных средств и др.), полученного посредством добровольных пожертвований от юридических и физических лиц, а также привлеченного иной не запрещенной законом деятельностью, и использование данного имущества для осуществления благотворительной деятельности, направленной на:

- социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения социально незащищенных категорий населения, в том числе экономию расходов людей, которая имеет место при получении благотворительного пожертвования в виде продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, а также жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния людей, в том числе путем обеспечения дополнительного питания;

- охрану окружающей среды и защиту животных;

- достижение целей в области устойчивого развития (ЦУР), утвержденных Программой ООН, а именно: ЦУР 1 (ликвидация нищеты); ЦУР 2 (ликвидация голода); ЦУР 3 (хорошее здоровье и благополучие населения); ЦУР 10 (уменьшение неравенства); ЦУР 12 (ответственное потребление и производство); ЦУР 13 (борьба с изменением климата); ЦУР 15 (сохранение экосистем суши); ЦУР 17 (партнерство в интересах устойчивого развития);

- достижение национальных целей развития Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в числе которых – сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни;

- содействие деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;

- развитие профессиональных компетенций в области фудшеринга и благотворительной помощи нуждающимся;

- возрождение и популяризацию культуры рационального потребления и производства;

- содействие добровольческой деятельности. Оказание благотворительной помощи, в том числе финансовой (денежными средствами), благополучателям Программы может осуществляться путем предоставления пожертвований и грантов, выплаты стипендий, присуждения премий, оказания консультаций и иными не запрещенными действующим законодательством способами.

3. Принципы Программы

Законность:

В процессе реализации Программы Фонд неукоснительно соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации.

Открытость:

Программа открыта для присоединения участников. Число участников Программы неограниченно.

Прозрачность:

Фонд на своем сайте регулярно публикует отчеты об использовании пожертвований, ежегодно размещает консолидированный отчет о реализации Программы и результаты независимого аудита.

Актуальность и эффективность:

При оказании благотворительной помощи Фонд перераспределяет полученное для реализации Программы имущество, тем самым решая социальную задачу предоставления помощи социально незащищенным категориям населения, вносит вклад в обеспечение продовольственной и экологической безопасности России путем снижения объемов продовольственных потерь и пищевых отходов.

Ответственность:

Фонд несет ответственность за качество оказываемой помощи, за исполнение своих обязательств перед участниками Программы.

Экспертность:

За время работы Фонд приобрел большой опыт в оказании поддержки социально незащищенным категориям населения, в деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Являясь экспертом в указанных направлениях, Фонд разрабатывает уникальные и передовые технологии и механизмы работы, участвует в исследованиях и программах, посвященных благотворительности, делится своим опытом с другими организациями и людьми для совершенствования и популяризации благотворительной деятельности.

Соблюдение антикоррупционной политики:

Фонд, его учредители, лица, входящие в органы управления, должностные лица не должны прямо или косвенно: • платить, предлагать, обещать уплатить или разрешать предоставлять какие-либо ценности (включая подарки, представительские расходы и пожертвования) официальным лицам или сотрудникам органов государственного управления, государственных компаний или политических партий, политическим кандидатам или любым другим лицам, действующим в официальном качестве в интересах илиот имени государственной организации или государственных органов с целью прямого или косвенного оказания влияния на принятие решений лицами, занимающими государственные или муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, служащими Банка России, представителями политических партий, контрагентов, общественных организаций и иными лицами; • предпринимать какие-либо другие меры, которые нарушают действующие законы, запрещающие получение/дачу взятки, коммерческий подкуп, в том числе откаты или другие незаконные или неправомерные средства ведения деятельности.

Нейтральность и независимость:

Фонд не занимается политической деятельностью, не допускает высказываний политического характера, не вступает в какие-либо дискуссии и не дает оценок по политическим, идеологическим, религиозным и расовым вопросам, соблюдая нейтральную позицию и сохраняя доверие сторон.

Беспристрастность:

Фонд не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений и распределяет помощь в соответствии со своими ресурсами и потребностями нуждающегося населения.

География, сроки и этапы реализации Программы

География Программы:

Программа реализуется на территории Российской Федерации.

Сроки реализации Программы:

Срок реализации программы определяется в 50 лет. Реализация программы не зависит от планируемых количественных показателей программы; при любых имеющихся количественных показателях Программа считается реализуемой и по истечении срока реализации – реализованной.

Этапы реализации программы:

Этапом реализации Программы признается 1 (один) календарный год. По каждому этапу реализации программы составляется Смета.

Источники финансирования Программы:

Финансирование Программы осуществляется за счет:

- благотворительных пожертвований, в том числе носящих целевой характер, предоставляемых физическими и юридическими лицами в денежной и (или) натуральной форме;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Смета благотворительной Программы:

Финансирование Программы определяется Сметой предполагаемых поступлений и планируемых расходов (далее – Смета). Смета (бюджет) составляется на каждый этап реализации Программы, то есть на каждый календарный год. Утверждается высшим органом управления Фонда (коллегиальным органом управления). При необходимости в течение года в утвержденную Смету могут вноситься изменения.

Если средства, утвержденные по Смете на текущий год, не использованы до конца года, то их расходование переносится на следующий год и может осуществляться в течение всего срока реализации Программы. Смета содержит примерный расчет расходов; при изменении цен на товары, работы, услуги, при наличии непредвиденных обстоятельств Фонд может выйти за пределы Сметы.

Планируемые результаты реализации Программы:

Программой предусмотрены следующие результаты:

• улучшение материального положения социально незащищенных

категорий населения;

• сохранение населения России;

• сохранение и улучшение здоровья и благополучия людей;

• улучшение морально-психологического состояния граждан;

• ликвидация нищеты;

• уменьшение социальной напряженности в обществе;

• уменьшение неравенства;

• ответственное потребление и производство;

• снижение объемов продовольственных потерь и пищевых отходов;

• создание комфортной и безопасной среды для жизни, улучшение окружающей среды;

• борьба с изменением климата;

• сохранение экосистем суши;

• улучшение положения в сфере защиты животных;

• партнерство в интересах устойчивого развития;

• внедрение технологии фудшеринга в производственно-сбытовые

цепочки компаний-производителей и розничных сетей как обязательный элемент экономики замкнутого цикла;

• создание возможностей для самореализации и развития талантов;

• развитие корпоративной социальной ответственности компаний, в частности программ корпоративного волонтерства (деятельность в качестве добровольцев) сотрудников;

• развитие добровольческой деятельности в России.

Участники Программы:

Участниками Программы являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную и иную деятельность, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется эта деятельность. Участниками Программы являются: благотворители, добровольцы, благополучатели. Фонд выступает как благотворителем, так и благополучателем в рамках Программы. Он является главным организатором, координатором и исполнителем Программы, осуществляющим общее руководство и обеспечивает взаимодействие участников Программы и ее реализацию.

Фонд:

• определяет общие принципы, единые правила, порядок и условия реализации Программы;

• определяет цели Программы;

• осуществляет общее руководство реализацией Программы;

• обеспечивает реализацию Программы посредством получения и передачи пожертвований;

• координирует деятельность участников Программы;

• осуществляет контроль за реализацией Программы;

• ведет исследовательскую, аналитическую и просветительскую работу;

• осуществляет иные функции в соответствии внутренними документами

Фонда.

Фонд вправе:

• осуществлять регулирование по всем вопросам, связанным с реализацией Программы;

• направлять своих представителей для участия в любых мероприятиях Программы;

• запрашивать у всех участников Программы необходимую информацию.

Благотворителями могут быть физические лица (граждане Российской Федерации, иностранных государств и лица без гражданства) и российские юридические лица, разделяющие цели Программы и участвующие в ее реализации в порядке и на условиях, определенных настоящей Программой.

Благотворители могут оказывать поддержку настоящей Программы в следующих формах:

• бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

• бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

• бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг [32].

2.2. Проблемы и перспективы развития деятельности социально ориентированных НКО в Костромской области

Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) в Костромской области играет важную роль в решении социальных проблем, таких как поддержка уязвимых групп населения, развитие волонтерства и улучшение качества жизни. Однако, несмотря на значительный вклад НКО в социальное развитие региона, они сталкиваются с рядом проблем, которые затрудняют их работу и ограничивают потенциал. В этой главе рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются НКО в Костромской области, а также перспективы их развития.

1. Проблемы, с которыми сталкиваются НКО в Костромской области

1.1 Бюрократические препятствия НКО.

В Костромской области сталкиваются с избыточной бюрократией, что затрудняет процесс регистрации, получения лицензий и грантов. Сложные административные процедуры могут отнимать значительное время и ресурсы, что негативно сказывается на эффективности работы организаций.

1.2 Недостаток финансирования

Основной проблемой для многих НКО является нехватка финансовых ресурсов. Большинство организаций зависят от грантов, пожертвований и спонсорства, что делает их уязвимыми к экономическим колебаниям. Часто финансирование не покрывает всех потребностей, что ограничивает возможности для реализации проектов.

1.3 Общественное восприятие

Общественное мнение о НКО в Костромской области может быть неоднозначным. Некоторые жители воспринимают НКО как полезные организации, в то время как другие могут считать их ненадежными. Это может влиять на уровень поддержки со стороны населения и местных властей.

1.4 Влияние политической ситуации

Политическая обстановка в стране также оказывает влияние на деятельность НКО. Изменения в законодательстве, ограничения на финансирование из-за границы и давление со стороны властей могут существенно затруднять работу организаций.

2. Перспективы развития НКО в Костромской области

2.1 Упрощение бюрократических процедур

Одной из ключевых мер для улучшения работы НКО является упрощение бюрократических процедур. Необходимы реформы, направленные на снижение административной нагрузки и создание более благоприятной правовой среды для НКО.

2.2 Развитие партнерств

Создание партнерств между НКО, государственными учреждениями и бизнесом может стать важным шагом к улучшению ситуации. Совместные проекты могут помочь объединить ресурсы и повысить эффективность работы организаций.

2.3 Использование цифровых технологий

Цифровизация процессов и использование онлайн-платформ для сбора средств и повышения осведомленности о социальных проблемах открывают новые возможности для НКО. Это позволит расширить аудиторию и привлечь большее количество сторонников и волонтеров.

2.4 Повышение уровня доверия общества

Для повышения общественного доверия к НКО необходимо работать над прозрачностью и открытостью. Регулярное информирование о результатах деятельности, а также активное взаимодействие с населением помогут укрепить репутацию организаций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования было установлено, что некоммерческие организации (НКО) играют ключевую роль в процессе социального изменения в России. Их деятельность охватывает широкий спектр социальных, культурных и экологических вопросов, что делает их важным инструментом для решения актуальных проблем общества. НКО способствуют улучшению качества жизни граждан, предоставляя доступ к социальным услугам, образованию, здравоохранению и культурным инициативам. В условиях, когда государственные ресурсы ограничены, НКО становятся важным звеном в системе социальной защиты, помогая наиболее уязвимым группам населения.

Одной из ключевых функций НКО является формирование активного гражданского общества. Они не только решают конкретные социальные задачи, но и способствуют повышению уровня гражданской активности и ответственности. НКО вовлекают граждан в волонтерскую деятельность, организуют мероприятия, направленные на развитие местных сообществ, и создают платформы для обсуждения социальных проблем. Это взаимодействие укрепляет связи между людьми и повышает уровень доверия в обществе, что является основой для демократического развития.

Важным аспектом работы НКО является их способность адаптироваться к изменениям в социально-экономической среде. В условиях глобализации и цифровизации НКО используют новые технологии для расширения доступа к информации и улучшения взаимодействия с гражданами. Социальные сети, онлайн-платформы и мобильные приложения становятся инструментами для привлечения внимания к важным вопросам, организации кампаний и сбора средств. Это открывает новые горизонты для их деятельности и позволяет более эффективно реагировать на вызовы времени.

Однако, несмотря на значительные достижения, НКО в России сталкиваются с рядом серьезных вызовов. Ограниченное финансирование, бюрократические преграды и недостаток поддержки со стороны государства могут существенно ограничивать их возможности. Многие НКО зависят от грантов и пожертвований, что делает их уязвимыми к экономическим колебаниям и изменению политической ситуации. Бюрократические препятствия, такие как сложные процедуры регистрации и отчетности, могут затруднять их работу и мешать развитию.

Для обеспечения устойчивого развития НКО необходимо создать более благоприятные условия для их работы. Это включает в себя упрощение процедур регистрации и отчетности, развитие механизмов финансирования, а также создание программ поддержки для НКО, которые работают в приоритетных областях. Государственные органы должны рассматривать НКО как партнеров в решении социальных проблем, а не как конкурентов. Эффективное взаимодействие между НКО, государственными структурами и бизнесом может стать залогом устойчивого социального прогресса в стране.

НКО также должны активнее работать над повышением своей прозрачности и подотчетности, что поможет укрепить доверие со стороны общества и доноров. Создание систем оценки эффективности их деятельности, а также обмен опытом между организациями могут способствовать улучшению качества предоставляемых услуг и программ.

В заключение, можно утверждать, что некоммерческие организации в России играют критически важную роль в процессе социальных изменений, способствуя решению актуальных проблем общества и формированию гражданского активизма. Их деятельность не только улучшает качество жизни людей, но и способствует укреплению демократических основ общества. Успешное взаимодействие НКО с государственными структурами и бизнесом может привести к созданию более справедливого и устойчивого общества, где каждый гражданин будет иметь возможность реализовать свои права и участвовать в общественной жизни.

Важно продолжать исследовать и поддерживать развитие НКО, чтобы они могли в полной мере реализовать свой потенциал и внести значимый вклад в социальное благополучие России. В условиях быстро меняющегося мира НКО должны оставаться гибкими и адаптивными, чтобы эффективно реагировать на новые вызовы и потребности общества. Только так они смогут сыграть свою роль в построении справедливого и устойчивого будущего для всех граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапова Л.В. Социальные услуги: опыт НКО / Л.В. Агапова. – Казань: Издательство «Казанский университет», 2020.

2. Алексеев С.В. Некоммерческие организации и их влияние на экономику / С.В. Алексеев. – Екатеринбург: Издательство «Урал», 2021.

3. Баранов А.В. Некоммерческие организации: история и современность / А.В. Баранов. – Москва: Издательство «Наука», 2018.

4. Барановская Н.И. НКО в условиях кризиса / Н.И. Барановская. – Новосибирск: Издательство «Сибирское университетское издательство», 2021.

5. Григорьев А.Н. НКО и социальные услуги: современный взгляд / А.Н. Григорьев. – Санкт-Петербург: Издательство «БХВ-Петербург», 2021.

6. Громова И.С. Социальная работа: теоретические аспекты и практика / И.С. Громов. –Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2019.

7. Долгова Н.А. Третий сектор в России: вызовы и перспективы / Н.А. Долгова. –Екатеринбург: Издательство «Урал», 2020.

8. Дроздова И.А. Некоммерческие организации и их значение для общества / И.А. Дроздова. –Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2022.

9. Дьякова Т.В. Социальные программы НКО: эффективность и оценка / Т.В. Дьякова. – Казань: Издательство «Казанский университет», 2018.

10. Ермакова Т.И. Анализ деятельности НКО в России / Т.И. Ермакова. – Новосибирск: Издательство «Сибирское университетское издательство», 2021.

11. Ефимова Т.В. Управление некоммерческими организациями / Т.В. Ефимова. – Москва: Издательство «Экономика», 2021.

12. Жуков П.А. (2017). Социальные инициативы НКО: опыт и результаты / П.А. Жуков. – Казань: Издательство «Казанский университет», 2017.

13. Зайцева О.В. Социальная политика и НКО в России / О.В. Зайцева. – Новосибирск: Издательство «Сибирское университетское издательство», 2020.

14. Зиновьева Л.В. Проблемы и перспективы НКО / Л.В. Зиновьева. – Тула: Издательство «Тульский университет», 2020.

15. Коваленко С.А. (2018). Методы работы НКО в социальной сфере / С.А. Коваленко. –Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2018.

16. Лебедева Н.В. Социальное партнерство: НКО и государство / Н.В. Лебедева. – Москва: Издательство «Гуманитарные науки», 2020.

17. Левина Н.С. НКО как субъект социальной политики / Н.С. Левина. – Москва: Издательство «Юрайт», 2020.

18. Мартынова Е.А. Экономика третьего сектора / Е.А. Мартынова. Санкт-Петербург: Издательство «БХВ-Петербург», 2021.

19. Михайлова Т. В. Социальные услуги и их предоставление НКО / Т.В. Михайлова. – Екатеринбург: Издательство «Урал», 2018.

20. Никифоров И.В. Социальные проблемы и НКО / И.В. Никифоров. – Москва: Издательство «Юрайт», 2018.

21. Носова Е.А. Роль НКО в развитии общества / Е.А. Носова. – Москва: Издательство «Гуманитарные науки», 2021.

22. Овчинникова А.Г. Благотворительность в России: история и современность/ А.Г. Овчинникова. – Москва: Издательство «Научная книга», 2019.

23. Петров С.А. Некоммерческие организации в системе социальной защиты / С.А. Петров. – Тула: Издательство «Тульский университет», 2020.

24. Романов Д.В. Социальная работа и НКО: актуальные тенденции / Д.В. Романов. – Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2017.

25. Соловьев И.А. Некоммерческие организации и социальные услуги / И.А. Соловьев. –Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2021.

26. Тарасова Н.Г. Социальные проблемы и их решение НКО / Н.Г. Тарасова. – Омск: Издательство «Сибирь», 2020.

27. Тихомирова Е.А. Социальные услуги НКО: проблемы и решения / Е.А. Тихомирова. – Омск: Издательство «Сибирь», 2019.

28. Ульянова А.И. НКО в системе социальной защиты населения / А.И. Ульянова. – Москва: Издательство «Научная книга», 2018.

29. Устинова Т.И. НКО и волонтерство: взаимодействие и развитие / Т.И. Ульянова. –Челябинск: Издательство «ЧелГУ», 2020.

30. Фролова Н.А. Социальные инициативы в России / Н.А. Фролова. – Москва: Издательство «Наука», 2022.

31. Халилова И.Р. Социальные инновации и их роль в НКО / И.Р. Халилова. –Екатеринбург: Издательство «Урал», 2019.

32. Яковлева Т.С. Анализ эффективности НКО / Т.С. Яковлева. – Новосибирск: Издательство «Сибирское университетское издательство», 2021.

33. Якушев Д.С. Социальное предпринимательство: опыт и практика / Д.С. Якушев. –Новосибирск: Издательство «Сибирское университетское издательство», 2019.