Как Rover 75 чуть не вернул Великобританию в элиту автомобилестроения - и почему всё пошло не так
Под конец 1990-х, когда казалось, что британский автопром вот-вот окончательно сдуется, на сцену выехал он. Блестящий, статный, до невозможности английский. Rover 75. Его встречали как героя, способного вернуть Британию в список автомобильных держав, с которыми считаются. Но восторг быстро сменился горечью: Rover 75 стал не началом возрождения, а, увы, его лебединой песней. Почему же всё вышло именно так? Давайте разбираться.
Премьера с большими надеждами
Осень 1998 года, международный автосалон в Бирмингеме. Атмосфера почти праздничная - Великобритания снова в центре автомобильного внимания. Jaguar и Rover, ещё независимые друг от друга, представляют новинки. Но если S-type от Jaguar на поверку оказался просто модной ретро-интерпретацией, то Rover 75 выглядел куда серьезнее. Его появление воспринималось почти как манифест: британцы вернулись в игру.
Rover 75 заявлял о себе громко. Солидный седан, с ярко выраженной индивидуальностью, выполненный с такой тщательностью, что даже скептики невольно присматривались. Надежда, что Британия вновь будет создавать не только дорогие игрушки вроде Rolls-Royce, но и по-настоящему сильных игроков в D-классе, была как никогда жива.
В чем он был хорош?
В те годы иномарка в России - ещё в диковинку. Но Rover 75 всё равно оказался здесь, на витринах первых салонов. И мгновенно покорил публику - плавными линиями кузова, утонченным салоном и благородной манерой езды. Парадоксально, но даже в Европе и США, где к "Роверу" давно относились как к пережитку, 75-й вызвал волну восхищения. Пресса не скупилась на комплименты, а некоторые критики всерьёз называли его лучшим автомобилем марки за всю историю.
Создавался он в редкий для Rover момент - когда компания находилась под крылом BMW. Это породило миф, будто "семьдесят пятый" - продукт баварской инженерной мысли. Но на самом деле, от капота до выхлопной трубы это была работа британцев. Да, немцы щедро выделили бюджет - тот самый, о котором в Лонгбридже раньше могли только мечтать. Да, они ставили некоторые условия - вроде обязательной высокой жёсткости кузова и точных зазоров. Но не лезли в творчество. Они дали деньги - и не мешали.
В результате получился автомобиль, каким его и задумывали: аристократичный по духу, но собранный с немецкой пунктуальностью. Ни расплывчатости, ни компромиссов. Всё чётко и уверенно. Такой Rover казался почти идеальным.
Внешность вне времени
Если описать Rover 75 одним словом, это будет - изысканность. Он не копирует прошлое, но вдохновляется им, переосмысливая классику с позиции современности. Это не банальное ретро, а настоящий ретрофутуризм - утончённый, но не вычурный.
Дизайнер Ричард Вулли собрал в одном автомобиле всё, что в конце 90-х считалось устаревшим: округлая крышка багажника, обилие хрома, плавные линии, тонкие молдинги и изящные зеркала на ножках. Но вместе всё это смотрелось удивительно гармонично.
Удивительно и другое - финальный облик 75-го почти дословно повторял первый эскиз. Один пластилиновый макет, одна стеклопластиковая модель - и всё. Попали в точку с первого раза. И ведь до сих пор смотрится актуально.
Цена? По-честному
Rover 75 изначально позиционировался как нечто среднее между массовым и премиум-классом. Он стоил дороже, чем Peugeot 406 или Opel Vectra, но дешевле, чем BMW 3-й серии или Audi A4. Это было честное и логичное ценовое позиционирование - без завышенных амбиций.
Иными словами, с ценой у Rover 75 проблем не было. Не она подвела.
Пресса была в восторге
Автомобильные журналисты писали о нём с неподдельным удивлением:
Autocar: "На малых скоростях - едет, как Rolls-Royce. А шумоизоляция - и вовсе тише!"
AutoTrader: "Никто не верил, что Rover способен сделать настоящий автомобиль. Мы все ошибались".
What Car?: "Идеален для дальних поездок. Комфорт на уровне премиума, доступная цена и невероятное очарование".
За рулем: "75-й выглядит и едет как машина вдвое дороже. Это будто компактный Rolls-Royce".
Уникальные фишки
У Rover 75 было, чем удивить даже самых искушённых. Например, деревянные элементы в салоне были не просто декоративными накладками. Это были настоящие несущие части панели - не пластик с отделкой, а натуральное дерево как структурный элемент.
А ещё ближе к завершению жизни модели появился заднеприводный Rover 75. Да-да, классическая компоновка, V8 от Ford под капотом, 260 л.с., 6,2 секунды до сотни. Таких машин сделали меньше тысячи - но они произвели фурор. Особенно среди ценителей настоящего драйва.
Почему не взлетел?
На фоне восторгов прессы и интереса публики кажется невозможным, что Rover 75 мог провалиться. Но если задуматься - сам автомобиль ни при чём. Его подвела политика.
На презентации в Бирмингеме президент BMW Бернд Пишетсридер... не похвалил модель. Вместо этого он зачем-то стал рассуждать о сложной экономике и проблемах в отношениях Rover и BMW. Эффект? Весь блеск премьеры испарился. Все увидели тревожные знаки, даже не присматриваясь к самой машине.
Спустя полгода BMW окончательно махнула рукой на попытки договориться с британским правительством и продала Rover. Весь проект оказался в подвешенном состоянии, и даже идеальный продукт не смог ничего изменить. Rover 75 стал заложником, а точнее - жертвой большой игры в бизнес.
Что было дальше?
Парадоксально, но 75-й помог Rover протянуть дольше, чем кто-либо ожидал. Финансовая группа Phoenix держала марку на плаву до 2005 года, пока всё, что осталось от Rover, не досталось китайцам из SAIC.
К тому времени 75-й обзавёлся универсалом, удлинённой версией и даже V8 под капотом. Он пережил рестайлинг, а на его базе появились модели MG. Но повлиять на судьбу компании - увы, не смог. Потому что автопром гибнет не в мастерских, а в кабинетах - от решений людей в костюмах.
Станет ли классикой?
Скорее всего - да, но прежде всего в Великобритании. В Европе, США и уж тем более в России бренд Rover был и остаётся нишевым. До уровня культовости, как у Jaguar, он не дотянет.
Хотя на вторичке в России Rover 75 найти не проблема. И выбор - на любой вкус: от простой 1,8-литровой "четвёрки" до V6 на 177 сил. Реже встречаются версии с дизелями BMW. Цены - гуманные, внешний вид всё ещё радует глаз. Но по запчастям и сервису есть нюансы, которые стоит учитывать.
Что остаётся?
Грустно, когда достойный продукт не получает заслуженного успеха. Rover 75 доказал: британцы всё ещё умели создавать первоклассные автомобили, способные конкурировать с лучшими в мире. Просто никто не дал им шанс.
И вот уже почти 28 лет прошло с тех пор, как появился этот последний джентльмен с шильдиком Rover. Вполне возможно, он был последним таким вообще.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новостей, интересных фактов и знать истории автомобилей былых времен, обязательно рекомендую подписаться на мой канал.