Его били, сталкивали с крыш, затаптывали и расстреливали: чего только не пережил Джон Уик, без сомнения икона всего экшен-жанра современности, за десять лет с момента своего дебютного появления на экранах. Никто и предположить не мог, что относительно локальный боевик, вдохновлявшийся самыми вечными жанровыми правилами, перевоплотится в отдельную франшизу, наблюдать за которой будут миллионы поклонников. Авторы попытались проститься со своей доильной коровой два года назад, но тщетно: четвёртая часть показала феноменальные результаты в прокате, вследствие чего Уик в этой вселенной не встретился с долгожданной старухой с косой, а лишь взял временную передышку. Когда всеми любимый меланхолик вернётся во франшизу - вопрос резонный, но до того момента продюсеры планируют развить её сторонними ответвлениями. Первым стал относительно провальный мини-сериал "Континенталь", что заглянул в молодость одного из ведущих персонажей серии, Уинстона. Второй же - полноценный полнометражный фильм почти за 100 миллионов баксов, повествующий о женском альтер-эго Уика
Новую зрительскую любимицу зовут Ева Макарро: в детстве она стала свидетельницей убийства своего отца, после чего девочку приютил клан "Руска Рома" - один из элитных киллерских синдикатов, готовящий из своих падчериц не только профессиональных балерин, но и высококлассных убийц. Проходит двенадцать лет - Ева всё ещё одержима идеей возмездия, и одна из миссий приводит девушку ко встрече с представителем клана, ответственного за смерть её родителя. Проигнорировав все предостережения, Ева ступает на тропу мести, не представляя, на кого она открыла охоту: выходцы из того клана - изгои и сектанты даже по меркам остальных киллеров, поскольку действуют вне установленных рамок закона. Не забываем и про подвязки к самому "Джону Уику", куда уж без них в современном спин-оффе успешной линейки, - действия картины развиваются аккурат между событиями третьего и четвёртого фильмов
Какую бы ни было франшизу тяжело развивать без её главного лица на подиуме - отсутствие героя Киану Ривза, да и всей стилистики франшизы впридачу, сказалось на низких рейтингах и просмотрах "Континенталя". Поэтому "Балерина" и не старается выстроить новый материал на фундаменте старого - попросту не за чем, если костяк линейки строится лишь на её забористом экшене. Только теперь правила игры немного меняются: вместо опытного и прожжённого киллера с длинными волосами, дорогим смокингом и постоянно заряженным "глоком", кровавые бойни устраивает на первый взгляд хрупкая и невинная девушка, использующая в сражениях совершенно другую тактику. Враги Евы в картине перманентно получают удары в пах, их придушивают ногами, а в ход против пускаются самые неожиданные подручные средства - например, коньки, огнемёты или автомобильные двери
Зато все остальные атрибуты любого "Уика" на своих местах: внешняя оболочка в "Балерине" затмевает внутреннюю с открывающей же сцены, экшен - содержание, ультра-кровавое насилие - реализм. Куда же авторы, да и без отсыланий в сторону славянского фольклора: если герою Киану Ривза дали прозвище "Баба-Яга", то героиню Ани де Армас награждают кличкой "Кикимора" - ученица балетной школы же. Впрочем, в подобных франшизах постоянно присутствует одна конкретная погрешность: прошлыми частями авторы установили настолько гигантскую планку, что допрыгнуть до неё малозначительному спин-оффу - задачка не из лёгких. Отзвуки перестрелок, драк и погонь в "Балерине" не смолкают до самого финала, но в картине и близко нет ни одной сцены, что походила бы на условный верхний пролёт или пробежку возле парижской Триумфальной арки из четвёртого "Джона Уика". Впрочем, сравнивать боевики друг с другом - дело неблагодарное. Особенно в случае самой "Балерины", что прошла через колоссальный производственный ад. Спасибо, что вышло хотя бы так
Не секрет, что первоначальная версия картины ужаснула на тестовых показах буквально всех: фильм отправили на масштабные пересъёмки, к рулю производства вновь подключили старожилу франшизы, Чада Стахелски (оторвав того от работы над адаптацией "Призрака Цусимы" и ремейком "Горца" с Генри Кавиллом), а в сюжет в срочном порядке добавили героя Киану. На последнем этапе производства картину отчаянно желали спасти, пусть то и уничтожило в ней всякую нотку самобытности и какой бы то ни было уникальности. Так что об истории в "Балерине" даже не надо задумываться - по закону жанра, та будет тривиальным, до боли клишированным и утомительным поглядыванием в сторону предшественников. Только если сам Джон Уик мстил за любимого бигля, память о своей жене, то Ева Макарро восстанавливает справедливость, разбираясь с виновниками резкой гибели своего отца
И хоть "Балерина" пытается раздвинуть франшизные рамки, в безупречном виде вселенную уже успели раскрыть в четвёртой части. Да и мелькают в ленте по большей степени все те лица, с которыми мы успели познакомиться в оригинальной квадрологии: предводитель клана "Руска Рома" - та самая Директриса, что приютила самого Джона Уика (и к которой герой обращался за помощью в триквеле), в нью-йоркском "Континентале" присутствуют Уинстон и Чарон (для покойного Ленса Реддика роль в картине стала последней), а второплановую роль ближе к развязке получает сам Уик, которого отправляют на ликвидацию слетевшей с поводка Евы. Но то лишь сюрпризы для самых заядлых фанатов серии, ведь на помосте находится безупречное визуальное исполнение, которое, быть может, закроет публике глаза на несостоятельность спин-оффа, как отдельного произведения, что должен развивать франшизу, а не паразитировать на её главном лице
Как и последние части "Уика", темп "Балерины" не сбавляется вплоть до финала, переносит публику в разные уголки планеты и балует зрение дорогостоящим визуалом. Есть в картине своя схватка в неоновом клубе под заводной рейв, неистовая перестрелка в пражском "Континентале", однокадровая резня с заострённой катаной наперевес, погони по крышам снежной немецкой деревушки, даже смехотворное по своей задумке противостояние на огнемётах. Все вопросы отпадают, когда понимаешь, что производством преимущественной части экшена занимался сам Чад Стахелски - архитектор оригинальной линейки фильмов, сделавшей её такой, какой её любят во всём мире. Впрочем, и здесь поводов для радости немного: франшиза в очередной раз доказала свою несамостоятельность, ведь основные проблемы смог устранить тот же самый человек, что был ответственен за её ранние успехи
Волнующий всех поклонников вопрос - сможет ли Ева Макарро стать наследницей Джона Уика и, в случае резкого вывода героя из игры, перенять его место в серии? Скорее всего, нет: Ана де Армас старается изо всех сил, расправляется с противниками самыми грациозными способами, убирает с лица симпатичную улыбку и включает турбонаддув в те моменты, когда её экранный образ сталкивается с очередными киллерами на пути к цели. Но этого недостаточно для того, чтоб возглавить франшизу после ухода из неё Киану Ривза: особенно в те моменты, когда "Балерина" вслепую следует по тропе предшественников, начисто забывая о своей самобытности. Возможно мы ещё увидим Еву на больших экранах, возможно - в качестве партнёрши для самого Уика (концепция пятого фильма подразумевает под собой всё что угодно), но до того момента "Балерина" так и останется не шибко нужным дополнением, что попыталось отыскать свою индивидуальность и проиграло схватку с правилами франшизы. Но одного преимущества у спин-оффа точно не отнять - этот безудержный хаос всё ещё развлекает. И развлекает так, что на его фоне меркнет преимущественная половина всех современных боевиков