Найти в Дзене
КиноБуква

Как Ванька-холоп княжну Бадарину любил. Исторические фантазии о петровской эпохе в сериале «Собор»

Оглавление

Сериал обруган критиками, но снискал любовь зрителей. Последнее вызывает недоумение. На Кинопоиске рейтинг - 8.3. Это очень много. К рейтингам я очень скептична, и «Собор» лишь подтверждает мое недоверие. Вообще начала смотреть, потому что увидела в главной роли Сергея Марина, который очень понравился мне по «Душегубам». Стало интересно, как он будет выглядеть в образе начала XVIII века. И, к сожалению, выглядит он никак. Не знаю уж, в чем тут больше дело – в бездарном сценарии и лубочных декорациях, или в том, что ему просто не идет эта эпоха.

Но ближе к сути. Если коротко, то основу сюжета составляет великая и непоколебимая любовь холопа Ивана к княжне Марии. Любит Ваня Машу с самого детства, но судьба-злодейка (и какие-то там нелепые нравы и устои петровского общества) не дают им быть вместе очень долго. По моим примерным подсчетам – двадцать пять лет. Ибо Пётр I уже успел и зайца на знаменитом острове подметить, и Петербург заложить, и выход к Балтике в ходе Северной войны получить, и даже умереть.

Искать здесь историческую достоверность не нужно. Сериал хоть и позиционирует себя, как таковой, но изучать предмет грандиозных петровских реформ по нему – глупо. Тут фантазия на фантазии и фантазией погоняет. Крепостной Ванька настолько дерзок, читай, одержим красавицей Марьей, что идет против системы буквально напролом – не только в Бога перестает верить (что это за высшая сила, которая запрещает ему самое чистое чувство), но и социальное неравенство ему оказывается нипочем. Иван и в Преображенский полк вступил, и шведов победил (без него-то явно нашим ничего не светило), титулами и орденами оброс, и благодаря подвигам, доблести и преданности своей государю, едва ли не первым приближенным к Петру лицом стал, отодвинув в сторонку Меншикова, и даже у смертного одра стоял и последнюю волю якобы слышал.

Ваня как бы, мягко говоря, не согласен с тем, что, «где родился, там и пригодился», холопом был, холопом и помрешь. Нет. Он идет к своей цели, уверенный в том, что вот сейчас дворянином станет, и тогда Маша кинется в его объятия. И даже клянется храм возвести, если Господь-таки услышит его.

Одним словом, поэтому я рассматриваю сей продукт как любовную драму-мелодраму в ретро-декорациях. Но и тут, увы, вопросики. Кака така любовь? Кроме одержимости тут нет ничего. Одержимости идеей, желанием всем утереть нос и одержимости женщиной. Непосредственно эта самая женщина вообще никаких стараний, страданий и жертв не стоит, и её внезапное озарение в финале выглядит смешно.

«Иван, стой! Я люблю тебя. Всегда любила. С первого дня, как увидела. И за те яблоки. И когда ты на руках нес. И когда в окно влез. И никогда не знала, как сильно я тебя люблю. Это надо было жизнь прожить, чтобы понять, как сильно».

🎬Собор (2021)

Наверное, только такой одержимый, как Иван Старшов, смог бы в итоге «обрести счастье» с идеальной княжной Марией Бадариной, простив ей все те унижения, подобные которым никому не прощал и сурово наказывал.

В общем, если вы рассчитываете на красивую историю любви, её здесь нет. А жаль, хоть на этом могли выехать, пусть неправдоподобно, но душевно. Когда вопреки всему и так далее. А не вот это вот всё. Странные отношения. Всю жизнь оба пытаются что-то друг-другу доказать, подколоть, оскорбить.

Бадарина считает ниже своего достоинства связь с рабом, с беглым крепостным, выходит замуж за извращенца Быченкова, зато богатого и знатного (собственно, они были прекрасной парой, по крайней мере, по духу походили друг на друга, и кабы он не плохо кончил, так и жили бы в своем уютном извращенном мирке). Старшов – из кожи вон лезет, едва ли не на коленях ползает, титулами трясет, золотыми каретами и свежевыстроенными дворцами похваляется, а она, даже уже будучи сосланной в Сибирь, нос воротит. Тут же Иван как полоумный носится с собором, возведение которого занимает очень важное место в сюжете и даже вынесено в название. Это имеет смысл, так как речь о потере и приобретении веры.

В общем, за двенадцать серий тут такого наворотили, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Спойлерить не хочется, кого заинтересует, посмотрите сами.

Сказать больше хочу о другом. Об актерах и соответствии образам.

  • Сергей Марин — Иван Старшов

Вот в роли следователя Игнатьева, в 80-х расследующего дело о серийнике – восхитительно хорош. Не просто мужик, а МУЖИК, если вы понимаете, о чем я. А здесь…тряпка, простите. Поначалу был молод и сверкал гладковыбритым лицом. И совсем плохо было. Раздражал ужасно. Потом, как к Петру приблизился, усы отрастил, получше стало (вот что с человеком усы делают), но всё равно тускло. Не его это эпоха, плюс неинтересный герой, который особо никаких чувств не вызывает. Разве что недоумение от того, как можно двадцать пять лет бегать за женщиной, которая ноги об тебя вытирает.

  • Светлана Иванова — княжна Мария Бадарина

Тут всё ещё хуже. Во-первых, я не понимаю, зачем под сорок лет играть девиц на выданье, а именно такой была Маша в начале. То есть Иванова в своем возрасте находится только к финалу, когда наконец понимает, что любит Ивана. Выглядит она хорошо, спору нет, но не на 17-18, и даже не на 25 лет. Во-вторых, Светлане Ивановой, к талантам которой я отношусь нормально, совершенно не идут костюмные роли. Ну бывают такие актеры, что ж теперь. И если до переезда в столицу, когда в своей деревне она ходила к кокошниках и сарафанах (или в отрепье в ссылке), ещё неплохо было, то со всеми этими париками и кринолинами просто полный швах. Не хочу говорить, на какой предмет из банного обихода это было похоже. Впрочем, чему удивляться, если один из продюсеров сериала Джаник Файзиев, супруг Ивановой. В следующий раз можно и на Джульетту попробоваться. Про героиню уже отметила – крайне неприятная особа. Даже жаль было, что Иван её принял с распростертыми объятиями.

Второстепенные персонажи:

  • Александр Балуев —Григорий Иванович Бадарин, типичный барин, деспот и самодур. Строит козни, делает пакости, обманывает государство и «строгает» детей крепостным девкам. В принципе Балуев на своем месте, князь получился нормальный.
Кадр из сериала «Собор», 2021 год, режиссер Сергей Гинзбург
Кадр из сериала «Собор», 2021 год, режиссер Сергей Гинзбург

  • Алексей Бардуков — княжич Андрей Бадарин, брат Марии, трус и приспособленец, легко использует в своих целей всех, кого считает удобным в данный момент (как героиню Юлии Снигирь, например, и даже не помнит потом об этом), даже на стороне шведов успел повоевать. Но в конце встал на путь исправления. Тоже играет юнца, как и Иванова. Покуда он был простоволосым, видела исключительно Филатова из «Диверсанта» и Лёшу Гаркушу из «Мосгаза». В парике и камзоле - дичайшее недоразумение, вызывающее смех.
Кадр из сериала «Собор», 2021 год, режиссер Сергей Гинзбург
Кадр из сериала «Собор», 2021 год, режиссер Сергей Гинзбург

  • Максим Аверин — Пётр I. Нуууу… местами вроде, как и ничего (идейность и гневливость, борьба с коррупцией, справедливость и желание работать наравне с мужиками, встреча с Мартой Скавронской и прочее). Но ростом маловат, и петровской мощи явно не хватает.

  • Александр Ильин — Фёдор Старшов, старший брат Ивана. Пожалуй, самый оригинальный и запоминающийся персонаж во всем сериале. За его судьбой и душевными метаниями я следила с интересом. С интересом куда большим, чем за главной парой. Ильин превосходно справился с ролью человека, который будучи глубоко верующим, в определенный момент жизни теряет нить связи с Богом, становится на путь преступный (эдакий Робин Гуд в российской глубинке, поехавший кукушкой и создавший что-то вроде религиозной секты), предает родного брата, бросает любимую жену, желает смерти близким, убивает, но в итоге снова обращается к свету.

Вот такая вот довольно сумбурная сказка в исторических декорациях на фоне петровских преобразований.

Хотели, как лучше, получилось, как всегда. Или «как всегда» и хотели?

Приглашаю вас в Телеграм-канал - КиноБуква в ТГ