Слово приличие напоминает что-то про при личие, около лица, то есть. Знаем разные культурные веяния, где главное правило жизни — ни в коем случае не потерять лицо, не опозориться, не пережить стыд, а от того лучше ничего не менять, не выходить из дома и прочие хикикомори. А если уж и выходить, то при военном параде и боевом раскрасе, потому что не знаешь, что тебя за следующим углом ждет, - новая жизнь или новый удар в табло. От неожиданностей защищаемся нормами - играть по установленным и предсказуемым правилам безопаснее. Быть как все — условие для выживания необходимое. Для разнообразия остается только внешний антураж, где кто во что горазд или опять же как все, потому что все во что-то горазды, куда ж без этого. Го.
Лицо, как и все в известной нам вселенной, - понятие относительное. Его можно нарисовать, пластически и безоперационно скорректировать, обрастить бородой, набить татухами, заплыть жирком, козырьком и матерком. Кольцо можно в нос, в уши, в разные другие части физиономии. Можно навести марафет, забабахать трехцветный причесон, вставить композитный винир и запечатлить выражение.
Или прикинуться недожаренным кешью, ветошью, серой мышью, чтобы лицом к лицу лица не увидать вообще и никак. Искусство мимикрии.
Все сгодится, только чтобы фасад (он же фальшивый фасад, ложное я, Персона) защитил от непосредственного контакта, как изоляция защищает электрический провод, чтобы раньше времени не долбануло, а долбануло там и тогда, где нужное.
Майвенн в роли Жанны Дюбарри. Фильм Жанна Дюбарри (Jeanne du Barry). Режиссер Майвенн. 2023 год.
Откуда такая одержимость искусством? А именно искусственным и фальшивым? Начиная от первобытных шрамов и до популярного нынче fake it till you make it. Манерность у детей годам к шести, как только они начинают ощущать себя людьми (взрослых людей копируя), становится жизненной нормой. Почему наигранность, театральность, демонстративность, пафос и выпендреж так свойственны представителям всех без исключения культур, от Новой Гвинеи до Силиконовой резервации?
Кадр из фильма Кингсман. Секретная служба (Kingsman. The Secret Service). Режиссер Мэттью Вон. 2015 год.
Потому что все это люди? Но у животных же тоже есть всякие брачные танцы и охотничьи обходные маневры. Да, но на уровне инстинктов. Глухарь будет токовать только определенным образом, а олень отрастит себе рога только определенной формы. Иначе вымрет. Отличительно особенностью людей в этом случае (как и в любом другом) является их невероятная живучесть и невероятная же способность выживать в любых нечеловеческих условиях. Как? Отойти от этих условий подальше, посмотреть со стороны, подумать, вернуться и переделать эти условия под себя, надев предварительно в нос кольцо. Без кольца не сработает. Надо же будет за что-нить дернуть, когда придет пора.
Одним из свойств (помимо чертовой живучести), отличающим человеков от животных и, вероятно, богов, представляется неадекватность, чужеродность среде, органичной для представителей всех остальных живых и неживых материй. Невписываемость во вселенский код, текст, текстуру, ткань реальности. Несоответствие. Неприлично как-то прям.
Есть мнение, что чел — это просто вирус такой, чей токсичный выхлоп заметен из космоса. Другое мнение, что квантовая флуктуация, случайный набор элементов, эмерджентное свойство и много других непонятных слов. Мне от этого ничего. Мне бы определить — выпендриваться можно без вреда для здоровья или придется засунуть свой гистрионно-истерический радикал обратно в черную дыру?
Кадр из фильма Сатирикон Феллини (Fellini - Satyricon). Режиссер Федерико Феллини. 1969 год.
Как определить приличную длину волны? Как далеко можно заплыть, чтобы не распугать всех мальков, а рыб покрупнее распугать, чтоб не сожрали? И я не только про наружу, но и про внутренние миры, где всякие разные аффекты и мыслеформы могут наброситься и покалечить не хуже реальных акуляк. Как защитить себя от внешних и внутренних бурь и торнадов, не поместив себя при этом в воображаемую тюрьму предрассудков или в реальную тюрьму среднестатистического образа жизни?
Да не знаю я. Пока на морского ежа голой пяткой не наступишь, не узнаешь ведь, что это он. Он же, сволочь, в песке лежит и невидный. Мораль — ходи на пляжу в тапочках. Купайся в пальто. Держи голову над водой. Сохраняй лицо, чтоб не поплыло и не уплыло, обнажив неприличное. Неприличное правилами не предусмотрено. Что с ним делать, нигде не написано, кроме как на гильотину его, отрезать за ненадобностью и избавиться как можно скорее, пока не началось.
Кадр из фильма Сердце Ангела (Angel Heart). Режиссер Алан Паркер. 1987 год.
Ну вот, началось.
Почему сразу гильотину? А как же интегрировать свою Тень? - спросит Карл Густавич Юнг. Самость там всякая, индивидуация, целостность личности, толстое лицо и полный персональный чек лист на татуаж бровей. Может, неприличное в хозяйстве пригодится? Подождите выкидывать, а то как бы оно вас не выкинуло. Или не выкинуло какой-нибудь фортель или паралич лицевого нерва. Не надо так.
Кадр из фильма Фауст (Faust). Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау. 1926 год.
Неприличное — это не то, что при лице, а то, что не при лице. А где? Может, в квантовом супе, может, в другом измерении, в вероятностном поле, в чужом мнении. Короче, далеко где-то. Нет, я не против уважать квантовые флуктуации и потребности окружающих. Мне тоже нравится, когда красиво, тихо и не воняет. И сама стараюсь не сильно отсвечивать. Но если можно, то что бы не повыпендриваться? Главное — отойти подальше и оттуда показывать рожи.
Уильям Дэфо в роли Нормана Озборна / Зеленого Гоблина в фильме Человек-паук: Нет пути домой (Spider-Man: No Way Home). Режиссер Джон Уоттс. 2022.
Все фотографии взяты из открытых источников