О спектакле «Повесть о Сонечке» Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова. Премьера 21 декабря 2023
Я, робко: – Павлик, как Вы думаете – можно назвать – то, что мы сейчас делаем – мыслью?
Павлик, еще более робко: – Это называется – сидеть в облаках и править миром.
М. Цветаева, «Повесть о Сонечке» (1937-1939)
Сложно поставить спектакль, чья природа и успех замешаны на действии, по прозаическому произведению, где действие как раз отсутствует. Сценическая ткань «Повести о Сонечке» соткана из разговоров, стихов, признаний в любви и воспоминаний. Причем на сцене не просто оживают усопшие — нет. Действие происходит в некоем поэтическо-фантастическом пространстве, населенном живыми, умершими и прочими временно отсутствующими людьми, которых соединяет любовь.
Пространство, созданное режиссером Владиславом Наставшевым, зыбко. Пусть революция дает дополнительный импульс всей творческой молодежи, а работа в театральной студии Евгения Вахтангова окрыляет и дарит немыслимой силы вдохновение, но декорационная зыбкость настойчиво напоминает, что конец всему счастливому, окрыленному и безмятежному не за горами.
Зыбкость того мира, в котором три часа живут зрители,и проживают свои необыкновенные жизни сценические персонажи, выражена на сцене ощутимо: лаконичные декорации расположены на песке — огромной куче песка, которого пока много, чтобы не пропасть, но очень мало, чтобы устойчиво и спокойно прожить жизнь. Песок — многофункциональная сценическая метафора. Здесь и евангельская Нагорная проповедь* с той только разницей, что не наши герои виноваты в зыбкости своего фундамента — виновато время, не допустившее каменного фундамента для поэтов.
Песок возникает на сцене с самого начала спектакля вместе с приморским городком Лакано-Осеан, расположенным на побережье Атлантического океана, где Цветаева писала свою повесть,и именно на этом песчаном пригорке строится вся жизнь юных, красивых, талантливых людей, даже не подозревающих о своей судьбе. Их пьянит молодость, энергия времени, собственный азарт, вдохновение. И если в первом акте песок служит подножием шкафу-гробу, из которого вещают усопшие и обретает жизнь Сонечка, то во втором акте песок уже служит зыбким фундаментом, на котором пытается балансировать жизнь.
Зыбкость, нереальность, заоблачность происходящего вполне удалась режиссеру и актерам. Песок, буквально рассыпающийся на глазах, в котором вязнут герои, тающий свет, шум прибоя, фоновая музыка — все напоминает зыбкое сновидение, парящее между небом и землей. Создан театрализованныйобраз поэтической прозы — воспоминания о людях, у которых уходит почва из-под ног, рассыпаясь песчаным пустяком.
Однако у Ненаставшева все не так просто. В зыбком рассыпчатом мире есть второй уровень. Это игра, добрая насмешка над происходящим, воплощенная персонажами, вставляющими шутливые реплики по ходу спектакля. Это очень тонкая игра, позволяющая не забывать, что мы в театре. И не просто в театре, а в театре Вахтангова.
Особенно хотелось бы отметить актерские работы. Играть три часа текст без действия очень сложно, хотя движения в спектакле много. Собственно, необходимо было сыграть разговоры, любовь, ревность, дружбу и репетиции вахтанговцев. Актеры вложили в создание образов все свое мастерство.
Евгения Крегжде играет Марину Цветаеву с распахнутым сердцем, как и положено играть поэта. Она создала образ Цветаевой как королевы Серебряного века — манерно растягивающей слова, царственно двигающейся. К концу спектакля она тоже тянет звуки, но в этом нет предыдущей манерности, в этом — полет и грустная обреченность. Актриса играет с таким необыкновенным накалом страстей, с такой обезоруживающей искренностью, с такой погруженностью в образ, что порой забываешь, что перед перед нами сцена и уютный зрительный зал.
Замечательно играет молодая актриса Ксения Трейстер. Ее Сонечка Голидэй выстроена на огненном темпераменте, капризной угловатости, непобедимом жизнелюбии и фантастической энергии.
Актер Константин Белошапка играет несколько ролей, и в каждой создает неповторимый образ, глубокий и просветленный. Его речь наполнена особенным, неотразимым теплом, жесты красноречивы и грациозны.
Владислав Ненасташев создал поэтический спектакль, где изящно уравновешены страстность и философское понимание быстротечности жизни. Спектакль получился своего рода импрессионистическим, оставляющим глубокое впечатление зыбкости земного существования и упрямой человеческой воли ее преодолеть. Спектакль вышел инстинктивно-поэтический, хотя стихов в нем немного. Но сама поэзия разлита во всем сценическом действии и пространстве, как некое внесценическое совершенство, которое, как известно, правит миром искусства. И встречает своих у врат иных миров.
* Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:24–27).
Поддержать канал можно здесь: 4276 3801 3790 3469, Сбербанк.
Или здесь.
Бог отблагодарит Вас за Вашу доброту)