Найти в Дзене
Про авто

Эпоха треугольных форточек в автомобиле: золотой век вентиляции

До 1990-х треугольные дверные форточки (вентиляционные окна) были стандартом в автомобилестроении. Эти небольшие поворотные окошки, расположенные перед боковыми стеклами, выполняли несколько ключевых функций: Пик популярности пришелся на 1950-80-е годы. Такие модели как Volkswagen Beetle, Ford Mustang первого поколения и советская "Волга" ГАЗ-21 оснащались характерными треугольными форточками. Некоторые производители дольше других сохраняли верность традициям: В коммерческом транспорте (грузовики, автобусы) вентиляционные окна встречаются чаще благодаря простоте и надежности. В 2020-х наметилась ироничная тенденция: Как отмечает дизайнер BMW Марк Лихте: "Мы не отказались от идеи свежего воздуха – просто переосмыслили её в цифровую эпоху". Форточки не столько исчезли, сколько трансформировались:
🔹 Из механических – в электронные
🔹 Из локальных – в системные
🔹 Из утилитарных – в премиальные Их "треугольник печали" – это на самом деле история прогресса, где каждая эпоха выбирает оптима
Оглавление

До 1990-х треугольные дверные форточки (вентиляционные окна) были стандартом в автомобилестроении. Эти небольшие поворотные окошки, расположенные перед боковыми стеклами, выполняли несколько ключевых функций:

  • Естественная вентиляция – позволяли проветривать салон без сквозняков
  • Улучшенный обзор – расширяли зону видимости
  • Регулировка потока воздуха – направляли ветер в нужную сторону

Пик популярности пришелся на 1950-80-е годы. Такие модели как Volkswagen Beetle, Ford Mustang первого поколения и советская "Волга" ГАЗ-21 оснащались характерными треугольными форточками.

ГАЗ-21
ГАЗ-21
Ford Mustang
Ford Mustang
Volkswagen Beetle
Volkswagen Beetle

4 причины исчезновения

  1. Развитие систем кондиционирования
    С 1980-х климат-контроль стал доступной опцией, сделав форточки менее востребованными. Водители предпочли герметичный салон с контролируемым микроклиматом.
  2. Изменение дизайна дверей
    Переход к безрамным дверям и панорамному остеклению в 1990-х технически исключил возможность установки форточек. Пример –
    BMW 3 серии (E36).
  3. Борьба за аэродинамику
    Каждое дополнительное окно увеличивало коэффициент лобового сопротивления. Производители жертвовали форточками ради топливной экономичности.
  4. Снижение себестоимости
    Устранение подвижных элементов упростило конструкцию дверей. По данным Ford, это экономило до $15 на автомобиль (значительная сумма при массовом производстве).

Последние могикане

Некоторые производители дольше других сохраняли верность традициям:

  • Land Rover Defender – форточки исчезли только в 2016 году
-4
  • Toyota Land Cruiser 70 – выпускается с ними до сих пор
-5
  • УАЗ "Буханка" – сохранил систему в модернизированном виде
-6

В коммерческом транспорте (грузовики, автобусы) вентиляционные окна встречаются чаще благодаря простоте и надежности.

Ностальгия и современные аналоги

В 2020-х наметилась ироничная тенденция:

  • Электрические люки в крыше (Tesla Model 3)
  • Умные системы вентиляции с имитацией "естественного ветра"
  • Ретро-дизайн у новых Bronco и Fiat 500

Как отмечает дизайнер BMW Марк Лихте: "Мы не отказались от идеи свежего воздуха – просто переосмыслили её в цифровую эпоху".

Вывод: эволюция вместо исчезновения

Форточки не столько исчезли, сколько трансформировались:
🔹 Из механических – в электронные
🔹 Из локальных – в системные
🔹 Из утилитарных – в премиальные

Их "треугольник печали" – это на самом деле история прогресса, где каждая эпоха выбирает оптимальные решения для своего времени. Современные водители возможно и не крутят ручку форточки, но наслаждаются куда более совершенным климат-контролем.