5 июня на берегу реки Белой на противоположной стороне от деревни Алекссевки под Уфой у очистных сооружений водоканала рыбак обнаружил останки ребенка. Они могут принадлежать 14-летнему Дамиру, который пропал без вести вместе с лучшим другом Пашей в прошлом году. Об этом сообщила пресс-служба Следственного комитета Башкирии. Ведомство проводит проверку. Чтобы подтвердить личность погибшего, будет проведена ДНК-экспертиза.
– На место происшествия выезжали следователи и криминалисты СК совместно с сотрудниками полиции. В настоящее время проводится осмотр места происшествия, по результатам которого будут назначены судебно-медицинская и молекулярно-генетическая экспертизы с целью установления причины смерти и идентификации личности, – передали в СК.
В МЧС добавили, что вместе с останками также была обнаружена детская куртка. И вот с ней пока не всё понятно. Есть подозрение, что она не подходит под описание в ориентировке – у волонтеров «ЛизаАлерт» она значилась как черная, а на фото с места происшествия имеет довольно светлый камуфляжный окрас. Возможно, в самих ориентировке была ошибка, поскольку если взглянуть на листовки другой поисковой организации – «БашРегионСпас», – в момент пропажи на Дамире была именно серая камуфляжная куртка.
Так или иначе, точку в этом вопросе должна поставить ДНК-экспертиза.
ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
Паша и Дамир, пропавшие 30 марта 2024 года, познакомились в начальной школе. Первый был активным и непоседливым, а второй – спокойный и домашний. Несмотря на разность характеров, между ними завязалась крепкая дружба. Они продолжали тесно общаться, даже когда одному из них пришлось перевестись в другую школу. Мальчиков объединяла одна страсть – спортивное ориентирование. Вместе они ходили на занятия в центр общественного туризма и побеждали на профильных соревнованиях.
В злополучную субботу Паша и Дамир решили прогуляться в городском лесу недалеко от лагеря «Чайка». Эту территорию они хорошо знали: там как раз и проходили соревнования по спортивному ориентированию. Ребята ушли из дома в два часа дня. Спустя короткое время матери попытались дозвониться до сыновей, но их телефон оказались недоступными. Обе бросились искать своих детей, но безрезультатно. Вечером они написали заявление в полицию и обратились к волонтерам. На поиски сразу вышли почти 200 человек. На базе уфимской школы был созван оперативный штаб поиска.
ДВЕ НАХОДКИ
На следующий день МЧС объявило об обнаружении первой находки – это были рюкзаки Паши и Дамира. Они висели на дереве возле шестой пристани реки Белой – в паре километров от лагеря «Чайка», где должны были гулять ребята. В сумках лежали нетронутые вещи, без телефонов. Поблизости была вырыта небольшая яма с дровами для костра. Примерно в этой точке, согласно данным сотового оператора, у мальчиков пропала связь.
Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве, чтобы расширить полномочия и возможности при поисках. Наш источник в правоохранительных органах тогда сразу сказал: скорее всего, мальчики утонули, когда попытались проверить лед на прочность, чтобы добраться до острова посреди реки. Предполагалось, что один стал уходить под воду, второй бросился ему на помощь – и оба погибли. Поначалу матери Дамира и Паши напрочь отрицали эту версию: ребята не пошли бы на такое безрассудство – они ответственные и не стали бы лезть туда, где опасно. Но они всё-таки в первую очередь дети…
В ходе поисков в реке 2 апреля подводники обнаружили еще одну вещь – в 500 метрах от той самой шестой пристани они нашли вмёрзший в лед сапог с надписью «Следопыт». Такую обувь носили оба мальчика. Находка упрочила предположение об их трагической судьбе.
Водолазные работы, к слову, были приостановлены в самые первые дни поисков – из-за обострения паводковой ситуации и начала ледохода. Если бы не природный факт, поиски, возможно, удалось бы завершить раньше.
Число поисковиков со временем стало сокращаться, и в конце апреля «ЛизаАлерт» свернула свой штаб, ограничившись ежедневным сбором активистов. Спасатели продолжали прочесывать акваторию реки Белой и нырять под воду.
«Я ПОМНЮ, ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ И ЖДУ ТЕБЯ ВСЕГДА»
26 мая появились печальные новости. Группа спасателей прочесывала береговую линию Белой и у подножья парка Победы в восьми километрах от пропажи детей обнаружила куртку, а затем и тело. Это был Паша. Родителей привезли туда, и они опознали своего сына. На похоронах безутешных мать и отца сопровождали психологи. Они работали над тем, чтобы снять с них чувство за смерть сына.
С тех пор пришел год, но Дамира так и не могли найти. Отец мальчика умер, не пережив утрату, а его мать Гузель в отчаянии обратилась за помощью к экстрасенсам. Она специально приехала в башкирское село и молила «магов» обратить внимание на её историю, однако никакого ответа не получила. Они просто сели в машину и уехали. Женщина все равно не теряла надежды, что сможет увидеть своего ребенка живым. В день его рождения в конце марта Гузель опубликовала трогательный ролик с фотографиями сына и подписью: «Улым [в переводе с татарского и башкирского - «сынок»], родной мой, хочу поздравить с Днем рождения. Я Помню, очень Люблю и Жду тебя Всегда. Пусть Всевышний бережет тебя, где бы ты ни был и поможет вернуться домой...».