Найти в Дзене

Не сотвори себе Симпсона: почему так нравятся Гомер и Мардж

Оглавление

Уже тридцать лет «Симпсоны» смешат нас, а заодно показывают, как живут настоящие семьи за пределами экрана. Сериал показывает типичные модели поведения, которые встречаются в домах куда чаще, чем кажется. Расскажу про эти модели без сложной терминологии, чтобы понять, откуда они берутся.

Сразу скажу, что не хочу задеть чувства фанатов мультсериала, а пишу о проблемах в семейной жизни. Персонажи «Симпсонов» понятны для широкой аудитории, на их примере мне легче объяснить сложные психологические понятия.

Признаюсь, я и сам с большим удовольствием смотрел первые сезоны и до сих пор нахожу в них много хорошего. Особенно мне нравятся рождественские выпуски, пронизанные добром и надеждой на чудо. Как клинический психолог нахожу в мультсериале еще и наглядный материал, помогающий разобраться в сложных аспектах семейной жизни.

Напишите потом, какой персонаж из «Симпсонов» вам нравится больше других. Мне нравится Мо, за внешними защитами которого, как мне кажется, скрывается доброе сердце, способное на благородство и мужественные поступки. Если интересно, можно в следующий раз поговорить о Мо. Жду ваши преложения и пожелания!

Гомер и его «обезболивающее»

Вы садитесь вечером минут на 15 ленту соцсетей , - и вдруг три часа как не бывало. Кто-то зависает в соцсетях, а Гомер Симпсон просто открывает очередную баночку «Дафф». Снаружи это выглядит как обыкновенная лень и слабохарактерность, но зависимый Гомер пытается «залить» стыд, хроническое жужжание тревоги и другие эмоции.

«Взрослые дети алкоголиков» (ВДА) живут, будто все эмоции нужно срочно «заглушить». Например, работой, сериалами или, как у Гомера, пивом. Алкоголь здесь не просто вредная привычка, а быстрый способ не встречаться с виной, стыдом и тревогой. Гомер много раз обещает бросить, нарушает обещания, укоряет себя, снова пьёт - и так по кругу. Этот цикл поддерживается не слабостью воли, а отсутствием эмоциональной регуляции: просто ему не показали, как жить без «обезболивающего», как проживать свои чувства и переживания.

Гомер просто не научился справляться с жизнью иначе. В детстве его чувствам не давали места, их нужно было выключать мгновенно, либо его просто игнорировали. Внутри остался «ребёнок», который не знает, что страх, злость или стыд можно пережить в трезвом рассудке. Алкоголь стал для него «волшебной таблеткой». В семьях, где взрослые разговаривали с бутылкой чаще, чем с ребёнком, чувства были лишними.

Проблема в том, что нервная система не знает, что делать с волной эмоций, когда эту«таблетку» отберут. Когда человек десятилетиями гасит тревогу алкоголем, сериалами или бессонными сменами на работе, его телу банально негде потренироваться переживать чувства вживую. Мозг привыкает: идёт всплеск кортизола - значит, скоро будет глоток алкоголя и быстрая дофаминовая «доза» от дискомфорта. Стоит забрать привычный выключатель, лимбическая система взлетает на тревожный уровень, а кора, что должна сказать «спокойно, мы справимся», молчит. Потому и кажется, что злость убьёт, стыд обесценит, а вина утопит в тоске.

-2

Мардж держит семейный потолок, чтобы он не рухнул

В любой созависимой семье найдётся человек, который держит потолок, чтобы он не рухнул. У Симпсонов это Мардж. Она умеет сглаживать конфликты до того, как они взорвутся. Беда в том, что без спасательства членов семьи она не знает, зачем она вообще нужна. Страх потерять контроль превращает «спасительницу» в «агрессора»: стоит Гомеру по-настоящему взять ответственность, и у Мардж возникает острое чувство ненужности. Так действует треугольник Карпмана: жертва, преследователь, спасатель - роли меняются местами, но сцена остаётся прежней. Затихни шторм, и в доме становится слишком тихо. В этой тишине Мардж теряет саму себя.

Когда Гомер начинает притягивать руку к детям вместо пива, привычное поведение Мардж нарушается. Там, где вчера нужна была спасательница, сегодня появляется ощущение никчемности (виктимность). Боль от этого ощущения превращается в раздражение, и Мардж меняет маску. Спасатель Мардж становится преследователем, а Гомер - жертвой.

Так крутится карусель Карпмана: роли меняются, сцена остаётся прежней. Семья держится не на гармонии, а на страхе, что без драмы потолок упадёт.

Создатель шоу однажды сказал: «Не хотите, чтобы ваши дети были как Барт, не будьте Гомером». «Симпсоны» честно показывают семейные проблемыв упаковке юмора. Смеяться над Симпсонами легко. Сложнее заметить, что их сценарий прокручивается у тебя дома.

Напишите, какой персонаж нравится вам больше остальных. Мо, Лиза, может быть, самого себя узнаёте в Барте. В следующих статьях разберу их поведение, чтобы стало ясно, где заканчивается комедия и начинается глубоко личная история.