Почитатели Никиты Сергеевича Хрущева любят говорить о нем как о реформаторе и борце с "культом личности" Сталина, но стараются не вспоминать о темных страницах его правления. А ведь именно при Хрущеве в 1962 году произошла трагедия, которая обернулась жуткой расправой над рабочими в Новочеркасске, несмотря на то, что сам он недавно рассказывал о сталинских репрессиях.
Хрущев, как известно, был человеком довольно вспыльчивым, с непредсказуемыми решениями. Бывший член правительства Дмитрий Шепилов однажды сказал о Никите Сергеевиче: "Черт его знает, что он может выкинуть". Было разное, от стука ботинком по трибуне ООН до истории с кукурузой, от провального обещания построить коммунизм за двадцать лет до Карибского кризиса.
К началу 60-х население уже устало от такого "новатора". Даже полет Гагарина не смог спасти репутацию Хрущева, авторитет стремительно падал. Экономика тормозила, а принудительное сокращение личных подсобных хозяйств, когда людей заставляли уничтожать скот и вырубать фруктовые деревья, вызвало острый дефицит продовольствия.
Если при Сталине, как минимум на бумаге, говорили о снижении цен, то в мае 1962 года власти пошли на крайне опрометчивый шаг, повысили розничные цены: мясо и мясопродукты подорожали на 30%, масло на 25%. И хотя это решение назревало давно, было воспринято в народе весьма негативно. Люди, вдохновленные духом "оттепели", к тому времени не боялись выражать недовольство.
Критика в адрес власти звучали повсеместно, но больше всего "накипело" в Новочеркасске. Несколько факторов сошлись в одной точке. Электровозостроительный завод (НЭВЗ), где трудились тысячи человек, стал эпицентром событий. Среди работников было много приехавших на заработки, живших в тяжелых условиях, в общежитиях, бараках. И именно этим людям повышение цен нанесло особенно сильный удар, особенно на фоне одновременного повышения норм выработки, фактически снижавшего зарплату.
1 июня 1962 года в сталелитейном цехе обсуждали не только работу, но и последние новости. После споров около 200 рабочих направились к управлению завода, высказать недовольство. Конфликт можно было бы потушить довольно быстро, но руководство завода действовало грубо. Когда один из рабочих пожаловался, что детям не хватает еды, директор Курочкин в ответил: "На пирожках с ливером перебьетесь!".
Тем самым еще больше разозлив людей. Бессмысленная реплика взорвала ситуацию. Завод встал, а рабочие вышли с плакатами: "Мяса, молока, повышения зарплаты!". Перекрыли железную дорогу, остановили поезд "Саратов - Ростов", на локомотиве написали мелом: "Хрущева на колбасу!"
К происходящему стали присоединяться рабочие с других предприятий. К полудню на улицы вышли около 5 тысяч человек. Но лидера не было, лозунги кто во что горазд. Но обходилось без насилия.
О событиях немедленно доложили в Кремль. Хрущев, разъяренный происходящим, приказал отправить в город делегацию: члены Президиума ЦК Козлов и Микоян, первый секретарь Ростовского обкома Басов, представители КГБ, МВД и армейского командования.
Однако местные власти оказались не готовы к таким событиям. Когда в 16:00 члены делегации прибыли в Новочеркасск, Басов вышел к толпе и начал… зачитывать официальное заявление ЦК. И был освистан народом. Когда выступил директор Курочкин, в него полетели камни. Начался штурм.
Областные начальники позвонили военным. Здание было разгромлено, милицию разогнали. Вечером к заводу подъехали БТР с солдатами, но те пока не вмешивались. Была команда отвлекать толпу, пока чекисты эвакуировали "заблокированных" чиновников.
Ночью начались задержания активистов. Утром 2 июня протест продолжился теперь люди шли к горкому партии. Кто-то пел революционные песни, несли портреты Ленина.
Военные пытались остановить людей, перегородили мост через реку Тузлов, но люди пошли вброд. Генерал Матвей Шапошников отказался применять танки, заявив: "Я не вижу противника, против которого можно использовать танки!".
В это время правительственная делегация срочно покинула город. Разговаривать с толпой оставили прокурора Проценко и председателя горисполкома Замулу. Их слушать не стали. Начался штурм горкома, в городе продолжались беспорядки.
Самым ужасным моментом стал расстрел у здания милиции. Когда протестующие попытались разоружить солдат, один из них дал очередь. Погибли пять человек. После этого у здания горкома военные открыли огонь по толпе сначала вверх, потом на поражение.
2 июня в Новочеркасске погибло более 20 человек, десятки были ранены. Власти предприняли срочные меры по замалчиванию трагедии. Тела похоронили тайно. По городу поползли слухи говорили о "сотнях убитых" и массовых захоронениях за городом.
Все произошедшее очень долго было строго засекречено. Официально об этих событиях страна узнала только спустя 25 лет. К суду привлекли 112 участников, семерых приговорили к высшей мере, остальные получили по 10-15 лет заключения.
Чтобы погасить волну возмущения, в город завезли дефицитные продукты, снизили цены. Но воспоминания о тех днях в Новочеркасске остались навсегда.
В 2020 году Андрей Кончаловский снял фильм "Дорогие товарищи", в память о жертвах Новочеркасской трагедии.