Найти в Дзене
Экология и закон

Маркетплейсы, производители и экологический сбор

Апрель 2025 года стал, пожалуй, самым волнительным месяцем для предпринимателей, осуществляющих торговлю товарами собственного производства на маркетплейсах. Социальные сети сотрясла новость: «Производители товаров обязаны уплатить экологический сбор, в противном случае их ждет штраф 500 000 рублей!». Новость, конечно, не фейк и не «страшилка», да и споры по ней в этих же соцсетях уже улеглись, однако, у многих предпринимателей до сих пор остаются актуальными вопросы об экологическом сборе: - что такое экологический сбор и почему мы раньше о нём не слышали? - кто конкретно обязан платить экологический сбор? - реально ли получить штраф за несоблюдение экологических требований? С 2015 года производители товаров и упаковки на законодательном уровне были наделены новым видом ответственности – расширенная ответственность производителей (РОП). РОП обязывает производителей и импортеров товаров обеспечивать утилизацию отходов, образовавшихся в процессе использования товаров и/или упаковки. Обе
Оглавление

Апрель 2025 года стал, пожалуй, самым волнительным месяцем для предпринимателей, осуществляющих торговлю товарами собственного производства на маркетплейсах.

Социальные сети сотрясла новость: «Производители товаров обязаны уплатить экологический сбор, в противном случае их ждет штраф 500 000 рублей!».

Новость, конечно, не фейк и не «страшилка», да и споры по ней в этих же соцсетях уже улеглись, однако, у многих предпринимателей до сих пор остаются актуальными вопросы об экологическом сборе:

- что такое экологический сбор и почему мы раньше о нём не слышали?

- кто конкретно обязан платить экологический сбор?

- реально ли получить штраф за несоблюдение экологических требований?

Краткая справка о «происхождении» экологического сбора»

С 2015 года производители товаров и упаковки на законодательном уровне были наделены новым видом ответственности – расширенная ответственность производителей (РОП).

РОП обязывает производителей и импортеров товаров обеспечивать утилизацию отходов, образовавшихся в процессе использования товаров и/или упаковки. Обеспечение утилизации возможно выполнить двумя способами:

- утилизировать отходы: на собственных объектах утилизации (если таковые у производителя имеются) или силами утилизатора отходов;

- уплатить экологический сбор.

Подробно о том, как работает механизм РОП в рамках деятельности импортеров товаров, мы рассмотрели в нашей статье «Торговля на маркетплейсах и РОП».

Напомним, что в 2024 году механизм подвергся довольно серьезному улучшению, и уже в апреле 2025 года многие производители получили уведомительные письма от Росприроднадзора о необходимости сдачи экологической отчетности. Производители, не удостоенные чести индивидуального уведомления, терялись в догадках необходимо ли им отчитываться перед надзорным органом, а главное – уплачивать ли экологический сбор.

Обеспокоенность производителей весьма обоснована, ведь размер штрафов за неуплату экологического сбора начинается с 250 тыс.рублей для индивидуальных предпринимателей и с 500 тыс.рублей для юридических лиц.

Итак, кто же из производителей товаров и упаковки ежегодно до 15 апреля должен уплачивать экологический сбор и направлять в Росприроднадзор соответствующую отчетность?

Ответ – ВСЕ производители товаров и ВСЕ производители упаковки, не обеспечившие утилизацию отходов от использования товаров и упаковки. Исключений действующее экологическое законодательство не предусматривает.

Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Статья 24_2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
1. Обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров обязаны:
1) производители товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, упаковки на территории Российской Федерации);
2) импортеры товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза).

Однако вернемся к теме нашей статьи – производители на маркетплейсах и экологический сбор.

Согласитесь, производство – производству рознь.

Автор иллюстрации Attorneys.Media
Автор иллюстрации Attorneys.Media

Либо у вас ООО, которое, например, занимается производством моторных масел, которые реализуются в том числе посредством торговых площадок.

Либо же вы, как ИП, организовали домашнее производство шапок ручной вязки, которые также реализуются через маркетплейсы.

Равны ли данные производители перед законом и какую ответственность они несут?

Обратимся к действующей нормативной базе и применим ее положения для конкретного производителя.

Итак, для примера возьмем деятельность вымышленного ИП Шапочкина.

-3

Наш ИП организовал микро-производство по изготовлению вязанных изделий и по пошиву одежды для женщин.

Собственного производственного цеха у Шапочкина нет, продукцию изготавливают швеи-«надомницы», официально нетрудоустроенные у данного ИП.

Является ли ИП Шапочкин производителем с точки зрения буквы закона?

Вот тут начинается самое интересное в нашем вопросе.

В действующей нормативной базе отсутствует общее для всех сфер деятельности понятие «производитель».

Согласно иным общедоступным источникам информации:

Производитель - это предприятие, организация, компания, лицо, производящее, изготавливающее продукцию, товары, услуги. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»

Учитывая, что для нас в данном случае приоритетней, кого считает производителем Росприроднадзор, как Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля, обратимся к природоохранной нормативной документации.

Производитель товаров – юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющий производство товаров, упаковки на территории РФ. Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления».

На данном этапе ИП Шапочкин безусловно является производителем товаров.

Но всё же предлагаем углубиться в вопросе и понять, по каким еще признакам можно распознать производителя товаров.

1. Обратимся к признаку, имеющемуся абсолютно у всех ИП и ЮЛ, признаку, определяющему вид деятельности лица – код по общероссийскому классификатору экономической деятельности – ОКВЭД.

Напомним, что при регистрации ИП или ЮЛ, лица самостоятельно заявляют код по ОКВЭД, соответственно ИП Шапочкин, как лицо, осуществляющее торговлю на маркетплейсах, мог идентифицировать свою деятельность по кодам:

  • 47.19 «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах».
  • 47.91 (и все его подразделы) «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет».
  • 62.09 «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий».

Очевидно, что в приведенных наименованиях ОКВЭД отсутствуют намеки на производство.

Идентифицировать ИП Шапочкина как производителя по ОКВЭД стало практически невозможно. Да, осуществляется торговля товарами, но то, что товарами собственного производства, еще нужно обнаружить и доказать. Ведь ИП Шапочкин может приобретать свои товары через длинную цепочку поставщиков, и тут тоже еще нужно отследить, кто стоит в начале цепочки и является производителем, а также находится ли он на территории РФ.

2. Далее воспользуемся иными формами отчетности, обязательными для производителей, и подтверждающих факт производства продукции.

К таковым формам отчетности относится «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (форма №П-1)». Отчет П-1 сдается ежемесячно в территориальный орган статистики, и отражает количество произведенных товаров.

Логично, что сдача отчета П-1 с данными о произведенных товарах, не оставит шансов респонденту уклониться от сдачи отчетов в рамках РОП.

Но и тут есть свои «НО», для нашего ИП Шапочкина.

  • Во-первых, взаимодействие Росприроднадзора и Росстата напрямую не прописано в нормативных актах, регулирующих механизм РОП. Иными словами, Росприроднадзор пока не запрашивает у Росстата сведения о сдающих отчетность П-1.
  • Во-вторых, отчетность по форме №П-1, сдают только ЮЛ и ИП с официальным штатом сотрудников в количестве от 15 человек, при этом респонденты не должны относиться к субъектам малого предпринимательства.

Возвращаясь к тому, что производством товаров для ИП Шапочкина занимаются лица, официально не являющиеся его сотрудниками, да и само производство, к сожалению, или, в нашем случае, к счастью, пока не столь велико, чтобы выйти за рамки малого предпринимательства, делаем вывод, что наш предприниматель не обременен обязанностью направлять сведения о своём производстве в Росстат.

Итак, подытожим: фактически и логически ИП Шапочкин - производитель товаров, и за каждый килограмм нашитых и отвязанных изделий должен отчитаться в Росприроднадзор, а затем за часть товаров еще и уплатить экологический сбор. Однако формально, у предпринимателя отсутствуют документальные «метки» осуществления производства.

Захватывает ли сегодня маховик РОП мельчайшее производство, осуществляемое ИП Шапочкиным? Очевидно, что нет. Кроме того, суть механизма нацелена на увеличение объемов утилизации отходов, образующихся при использовании товаров и упаковки, а не на приобщение к ответственности по сдаче природоохранной отчетности лиц, осуществляющих торговлю на маркетплейсах.

-4

Иными словами, если ваша деятельность по торговле на маркетплейсах товаров или упаковки собственного производства, но это производство пока в статусе «микро», и для него вы не выделяли соответствующий ОКВЭД, то опасаться претензий со стороны природоохранных органов вам пока рано.

Наращивайте объемы, расширяйтесь, открывайте производственные объекты, обеспечивайте рабочими местами людей и уже как «безусловный» производитель выполняйте природоохранные требования.

А для предпринимателей, предпочитающих уже сегодня следовать требованиям природоохранного законодательства ООО «ЭкоФ-норма» готово помочь разобраться в многогранном механизме расширенной ответственности производителей и импортеров товаров.

Записывайтесь на бесплатный вебинар «Экологический сбор и маркетплейсы», где наши специалисты разъяснят понятным языком:

- суть экологического сбора для производителей и для импортеров товаров;

- порядок уплаты экологического сбора за товар и за упаковку;

- нюансы сдачи отчетности об экологическом сборе;

а также ответят на вопросы, касающиеся взаимосвязи вашего бизнеса с требованиями экологического законодательства.