Найти в Дзене
Люди и эпохи

"Баталов отказывался надеть джинсы, а водолазка Миронова стала символом шика": Как советские киногерои учили стилю в эпоху дефицита

Оглавление

Помните те времена, когда выбор в магазинах был невелик, а модные вещи казались почти недосягаемыми? В советскую эпоху художникам по костюмам приходилось настоящим чудом создавать запоминающиеся образы, балансируя между строгими нормами и скудными возможностями плановой экономики. И все же, вопреки всему, на экранах рождались настоящие иконы стиля, диктовавшие моду миллионам. Давайте вспомним тех, кто выделялся из "серой массы" и чьи образы часто копировали.

Водолазка Миронова: Гламур из "Бриллиантовой руки" (1968)

Кто не замирал перед экраном, глядя на утонченного (и слегка жуликоватого) Геннадия Козодоева в исполнении Андрея Миронова? Его фирменный знак – элегантная водолазка, белая или нежно-голубая, под строгим пиджаком.

Фото: Миронов в фильме "Бриллиантовая рук" в той самой синей водолазке
Фото: Миронов в фильме "Бриллиантовая рук" в той самой синей водолазке

Мало кто знал тогда, что этот штрих был дерзкой "репликой" на летнюю коллекцию самого Пьера Кардена 1967 года! Но факт остался фактом: после выхода комедии водолазка прочно вошла в гардероб советского мужчины, став символом интеллигентного шика. Достаточно вспомнить того же Лукашина в "Иронии судьбы" – образец уже устоявшейся, "советской" моды.

Фото: Но была еще и белая...
Фото: Но была еще и белая...

Галстук-платок Куравлева: Щегольской удар из "Ивана Васильевича" (1973)

Ах, этот незабываемый Жорж Милославский! Леонид Куравлев создал образ авантюриста, чья дерзость подчеркивалась и костюмом.

Шелковый галстук-платок насыщенного изумрудного оттенка в сочетании с мягким замшевым пиджаком – это был вызов обыденности, взрыв индивидуальности.

Фото: Жорж Милославский (Леонид Куравлев) и его неповторимый галстук-платок...
Фото: Жорж Милославский (Леонид Куравлев) и его неповторимый галстук-платок...

Такой образ не нуждался в пояснениях – он сразу запоминался и вызывал либо восхищение, либо скептическую ухмылку, но равнодушным не оставлял.

Джинсы Баталова: Заграничная роскошь в "Москва слезам не верит" (1979)

Джинсы. В конце 70-х они были больше чем просто штаны.

Это был символ иной жизни, предмет вожделения. Как убедить серьезного Алексея Баталова, играющего интеллигентного ученого Гощу, надеть "символ западного образа жизни"?

Фото: кадр из фильма "Москва слезам не верит" и те самые джинсы  -  "символ западного образа жизни"
Фото: кадр из фильма "Москва слезам не верит" и те самые джинсы - "символ западного образа жизни"

Художник по костюмам Жанна Мелконян пошла на хитрость! Как она сама позже вспоминала, актер долго отказывался, но согласился "только примерить". А примерив, так и играл в этих джинсах весь фильм!

Этот маленький эпизод за кулисами оскароносной ленты как нельзя лучше показывает, как пробивала себе дорогу мода в СССР – через талант, хитрость и вопреки предубеждениям.

Пальто Янковского: Вечная классика из "Ностальгии" (1983)

Серое классическое пальто – вне времени. И в 80-е, как и сейчас, оно было основой стильного образа. Если Женя Лукашин показал, как носить пальто в быту, то герой Олега Янковского в глубокой "Ностальгии" Андрея Тарковского придал ему ауру интеллектуальной сдержанности и трагического достоинства.

Фото: Янковский и его серое пальто, которое стало "символом истинного стиля"
Фото: Янковский и его серое пальто, которое стало "символом истинного стиля"

Образ Горчакова напоминал: истинный стиль – в простоте и качестве, даже когда мир вокруг непрост.

Вот так, дорогие читатели, в условиях тотального дефицита и строгих рамок, советский кинематограф, благодаря таланту актеров и находчивости костюмеров, дарил нам уроки настоящего стиля. А вы чьи киношные образы вспоминаете особенно тепло?

ВСЕ ФОТО — из открытого доступа Яндекс.Картинки

Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх - в вашей ленте будет больше интересного :)