Помните те времена, когда выбор в магазинах был невелик, а модные вещи казались почти недосягаемыми? В советскую эпоху художникам по костюмам приходилось настоящим чудом создавать запоминающиеся образы, балансируя между строгими нормами и скудными возможностями плановой экономики. И все же, вопреки всему, на экранах рождались настоящие иконы стиля, диктовавшие моду миллионам. Давайте вспомним тех, кто выделялся из "серой массы" и чьи образы часто копировали.
Водолазка Миронова: Гламур из "Бриллиантовой руки" (1968)
Кто не замирал перед экраном, глядя на утонченного (и слегка жуликоватого) Геннадия Козодоева в исполнении Андрея Миронова? Его фирменный знак – элегантная водолазка, белая или нежно-голубая, под строгим пиджаком.
Мало кто знал тогда, что этот штрих был дерзкой "репликой" на летнюю коллекцию самого Пьера Кардена 1967 года! Но факт остался фактом: после выхода комедии водолазка прочно вошла в гардероб советского мужчины, став символом интеллигентного шика. Достаточно вспомнить того же Лукашина в "Иронии судьбы" – образец уже устоявшейся, "советской" моды.
Галстук-платок Куравлева: Щегольской удар из "Ивана Васильевича" (1973)
Ах, этот незабываемый Жорж Милославский! Леонид Куравлев создал образ авантюриста, чья дерзость подчеркивалась и костюмом.
Шелковый галстук-платок насыщенного изумрудного оттенка в сочетании с мягким замшевым пиджаком – это был вызов обыденности, взрыв индивидуальности.
Такой образ не нуждался в пояснениях – он сразу запоминался и вызывал либо восхищение, либо скептическую ухмылку, но равнодушным не оставлял.
Джинсы Баталова: Заграничная роскошь в "Москва слезам не верит" (1979)
Джинсы. В конце 70-х они были больше чем просто штаны.
Это был символ иной жизни, предмет вожделения. Как убедить серьезного Алексея Баталова, играющего интеллигентного ученого Гощу, надеть "символ западного образа жизни"?
Художник по костюмам Жанна Мелконян пошла на хитрость! Как она сама позже вспоминала, актер долго отказывался, но согласился "только примерить". А примерив, так и играл в этих джинсах весь фильм!
Этот маленький эпизод за кулисами оскароносной ленты как нельзя лучше показывает, как пробивала себе дорогу мода в СССР – через талант, хитрость и вопреки предубеждениям.
Пальто Янковского: Вечная классика из "Ностальгии" (1983)
Серое классическое пальто – вне времени. И в 80-е, как и сейчас, оно было основой стильного образа. Если Женя Лукашин показал, как носить пальто в быту, то герой Олега Янковского в глубокой "Ностальгии" Андрея Тарковского придал ему ауру интеллектуальной сдержанности и трагического достоинства.
Образ Горчакова напоминал: истинный стиль – в простоте и качестве, даже когда мир вокруг непрост.
Вот так, дорогие читатели, в условиях тотального дефицита и строгих рамок, советский кинематограф, благодаря таланту актеров и находчивости костюмеров, дарил нам уроки настоящего стиля. А вы чьи киношные образы вспоминаете особенно тепло?
ВСЕ ФОТО — из открытого доступа Яндекс.Картинки