До Рафаэля, после Рафаэля и вместо Рафаэля Иногда кажется, что в истории искусства Рафаэль — это как главный герой, вокруг которого закручены все сюжеты. 🎨 Одни восхищались им и стремились повторить его гармонию. 🧚 Другие — уходили в противоположную сторону, будто хотели сказать: «А давайте без этой идеальности, нам ближе тревожные сны, русалки и несчастная любовь». Так родились прерафаэлиты — поэтичные, упрямые, влюблённые в средневековые баллады и красноволосых муз. Они рисовали так, будто каждый лепесток знает, о чём вы сейчас думаете. Любили ботанику, библейские сюжеты и трагизм в профиль. А что же тогда рафаэлизм? Это неофициальное слово, но оно красиво звучит — как собирательное имя для всех, кто вдохновлялся идеалом Рафаэля: спокойствием, симметрией, вечной юностью на лицах. 🧵 И если «пре»- значит «до», то где же «пост»? А вот и он: Неоклассицизм — стиль, который пришёл позже, вдохновился Рафаэлем и Энгром, выучил все академические правила наизусть и начал рисовать геро