Казалось бы, ни во одном боевике не намешано столько всего разного, вампиры, оборотни, мистер Хайд, Франкенштейн, дверги, принцы и принцессы цыган и даже тайный церковный Орден.
И вся эта цветастая компания обрушивается на зрителя, оставляя его со странным чувством, что вроде бы и полная чушь, но что-то в этом есть. Да и фильм вполне может понравится именно тем, кто относится к жанру " вампирского" фильма с долей здоровой иронии.
Вроде бы совсем несерьезный боевик, но поднимает очень интересные вопросы, пускай и не прорабатывая их до конца (возможно, режиссер Стивен Соммерс надеялся на продолжение), давайте разберемся вместе, что же так привлекает поклонников в "Ван Хельсинге", добро пожаловать на канал Сундучок Гоблина!
Старые герои получают новое прочтение
Начнем, пожалуй, с Франкенштейнена, вот уж какого персонажа и ждет полная и кардинальная трансформация, так это его.
Классический "Франкенштейн, или Современный Прометей", созданный английской писательницей Мэри Шелли, уродлив, жесток и не ведает жалости. После создания этого монстра доктор Виктор Франкенштейн настолько ужаснулся содеянным, что в панике покидает создание и пытается забыть о его существовании. Монстр же, гонимый всеми, раз за разом уничтожает всех любимых людей доктора одного за другим: его брата, лучшего друга и невесту. После этого, Виктор пускается в отчаянный поход за головой монстра, но не выдержав ужасных испытаний умирает: на смертном одре к нему является монстр и раскаивается перед Виктором, обещая уничтожить себя и больше не творить зло.
Какова же трансформация этого персонажа? Она огромна. Перед нами большой и благородный добряк, всегда готовый прийти на помощь даже людям, которые его пленили. У него и Виктора трогательные, почти родительские отношения и единственное, что хочет монстр Франкенштейна - это жить. Интересное прочтение классики, не находите?
Другой персонаж, который получает неожиданную свободу, это Эдвард Хайд, злобное альтер-эго добрейшего доктора Генри Джекилла из прекрасного готического романа "Странная история доктора Джекилла и Мистера Хайда" Роберта Стивенсона.
Классический мистер Хайд жесток, может избить прохожих на ночной улице, его подозревают в убийстве- но в последнем отчаянии предотвратить бесчинства Хайда доктор Джекилл травит себя, убивая их обоих.
Хайд Ван Хельсинга не гибнет от яда, а от пули главного героя, да и число жертв, в том числе женщин и детей только растет. Впрочем, это вполне логичное развитие персонажа, если бы доктор Джекил не принял такое суровое решение и пожертвовал жизнью, чтобы остановить монстра.
Дракула и оборотни
Пожалуй, традиционного кровососущего Дракулу вы все знаете, а если нет, очень рекомендую "Дракулу Брэма Стокера" с восхитительным Гэри Олдменом.
Что же интересного приносит нам персонаж Ричарда Роксбурга? (кроме отличной игры этого актера?)
Пожалуй, немногое. Дракула Ван Хельсинга, если выделять одно качество достаточно похотлив и любит поиграть с судьбами людей.
Все, чего я хочу- это жизнь, Габриэль. Продолжение моего рода.
Чтобы подчеркнуть его статус соблазнителя, Дракула живёт вместе с тремя вампиршами, своими невестами, по виду напоминающими первый состав группы Виагра.
Впрочем, не будем лукавить, Алира, старшая из вампирш, вполне себе впечатляющий злодей. Актриса прекрасно чувствует и позиционирует себя в кадре, она- второй антагонист фильма, и если Дракула-антагонист Ван Хельсинга, то Алира-антагонист Анны Валериус и эта разбивка по парам вполне имеет место- каждый из главных героев получает соперника по своим силам.
Вампирши рожают детей, увы, мертвых, и Дракула хочет воскресить эту армию и обрушить на род людской.
Интересно другое, что Дракула сам из рода Анны, рода Валериусов, который отступился от Бога, обратился к темной магии и заключил договор с Дьяволом о новой жизни, став первым вампиром, для поддержания жизни которого требуется пить кровь.
Меня поражала единственная мысль, раз Дракула из рода Валериусов, не логично ли пестовать их и поддерживать, ведь именно так можно обрести бессмертие? Хотя, есть у меня интересная теория, раз тут замешаны архангелы.
Впрочем, тут есть одна очень интересная мысль, которую никто не выносил на первый план- Дракула, и это по канону Стокера, родоначальник оборотней и то, что здесь происходит конфликт между Дракулой и его прямыми человеческими потомками и потомками мифологическими, уже очень впечатляюще.
Оборотни, а вернее, лекантропы, которые превращаются в зверей не по собственной воле и теряют человеческое сознание, хоть и внушают некоторый ужас, все же имеют деталь, не написать о которой я просто не могу- смотрите, какими милыми нарисованы уши оборотня- именно они срывают всю трагичность сцен между оборотнями и людьми в фильме.
Почему Ван Хельсинг не Абрахам, а Габриэль?
Если мы опять вернемся к Дракуле Брэма Стокера, у Ван Хельсинга совсем другое имя- Абрахам.
Так почему же Габриэль? Габриэль или Гавриил, это один из архангелов, упоминающихся в Библии.
Кто же он? Гавриил или "сила Божья" известен как Левая Рука Бога, он- самый чистый и могущественный в Раю. Этот Архангел личный посланник Бога, но он и ходатайствует за человечество перед Богом, но это и делает его Ангелом Смерти, именно он истребляет Содом и Гоморру и убивает всех первенцев в Египте.
Гавриил сопровождает праведников в рай, так что можно понять, что Анна Валериус уже обречена при первой встрече с главным героем, ведь если следовать мифологии фильма, Габриэль-ангел Смерти и ведет весь род Валериусов в рай.
Впрочем, на мой взгляд, было бы интереснее дать Ван Хельсингу имя Майкл, или Михаил, да и вывести Дракулу на роль Люцифера и представить их как давнюю вражду света и тьмы, но тогда градус серьезности этого легкого боевика значительно вырос, да и нужно ли это было широкому зрителю.
Бал Вампиров цитирует шедевр Романа Полански
В далеком 1967 году вышел первый цветной фильм культового режиссера Романа Полански "Бал Вампиров", где он пробует себя в жанре комедийного хоррора.
Сюжет довольно прост и банален: Профессор Абронзиус и его помощник ( его играет сам Роман Полански) прибывают в Трансильванию, где поселяются у трактирщика, у которого прекрасная дочь Сара( ее играет красавица Шэрон Тейт, жена Полански, впоследствии зверски убитая бандой Мэнсона). Ее похищают, а профессора приглашают в замок графа Фон Кролока ( он оказывается вампиром). В ходе действия герои понимают, что граф вампир, который в ходе Бала -маскарада обращает Сару, а главные герои- спасая ее разносят вирус вампиризма по всей Европе.
И вот, самая впечатляющая сцена этого старого фильма это тот самый бал.
И здесь мне видится, почти полное цитирование, низкий поклон родональнику жанра комедийного хоррора, да и сцена из фильма Ван Хельсинг безумно красива.
Бонус для любителей "Властелина Колец": Дэвид Уэнем в роли послушника Карла.
Многие помнят, что Дэвид Уэнем блестяще сыграл Фарамира во "Властелине Колец", и здесь вы увидите его в совершенно другом, комедийном амплуа. Многие могут возразить, что это недостойная роль для него, и надо играть мужей сдержанных и благородных.
Но тут я полностью не согласен, ведь образ Карла это вновь почти полное цитирование игры самого Романа Полански и Дэвид мастерски воспроизводит и походку и стиль поведения мастера, что как минимум достойно уважения.
Карл не простой шут-дурачок, сопровождающий героя, а умный и изобретательный ученый, ни раз спасавший жизнь главным героям.
Вот такой интересный оказался лихой боевик "Ван Хельсинг", провалившийся в прокате, но оставшийся в любимчиках очень многих зрителей.
Искренне ваш, СундучокГоблина.