Эта удивительная история случилась и продолжается в одной из глухих деревень Вепсского леса. Меня она очень меня тронула и глубоко запала мне в душу. Пусть вас не удивляет название, всё именно так, как написано в заголовке.
Прошлое и настоящее деревни Средняя
Деревня Средняя — одна из небольших деревушек в Вепсском лесу на окраине Ленинградской области. Вокруг леса да болота, среди них петляет река Оять. Места глухие, но живописные. Издавна жили здесь вепсы — небольшой народ, про который, возможно, вы слышали в школе на уроках истории. Помните про весь и чудь? Да, это вепсы.
Жили и по сей день живут вепсы скромно и небогато. Проблемы тут те же, что во всей стране: деревни вымирают. Если раньше в деревне Средняя было несколько десятков домов, то теперь осталось несколько, да и в тех почти никто не живет. В четырех деревнях круглогодично живут только в пяти домах, какие-то используются как дачи, какие-то стоят заброшенные, большинство уже давно разобрали на дрова. Такая участь была уготована и дому Марии Павловны, о котором пойдет речь. По документам его не существует, несколько лет назад эту избу хотели продать на дрова за 7000 рублей. Но дальше случилось чудо.
Живописная природа тихого уголка и самобытная культура вепсов привлекали сюда творческих людей, которые стремились немного отдохнуть от городской суеты. Так в Вепсском лесу появились художники, режиссеры, писатели, профессоры.
Дом Марипалны
Мария Павловна Смирнова была женщиной работящей и небогатой. Так получилось, что она не вышла замуж, не родила детей, не нажила ни состояния, ни почетных званий. Работала в лесу на окорке деревьев и почти всю жизнь прожила в общежитии. Лишь ближе к старости ее брат перевез в дом в деревне Средняя. Потом брата не стало, а в 1992 году не стало и Марии Павловны. По всем законам нашего общества память о женщине должна была кануть в Лету, но благодаря творческому сообществу, сложившегося в полузабытой деревне, именно этой жительнице довелось стать увековеченной в этой истории.
Дом Марипалны решили сохранить от разрушения. Его выкупили, подлатали и сначала устроили одну выставку, а затем замахнулись и организовали целую галерею современного искусства. Поспособствовала этому эпидемия коронавируса, когда художники, артисты, режиссеры приехали самоизолироваться от напасти подальше от города. Так обреченный дом превратился в центр искусства федерального уровня! Он наполнился арт-объектами, картинами, звуками, инсталляциями и живыми людьми.
Дом МариПалны привлекает внимание уже снаружи. Он вывернут наизнанку: на фасаде можно увидеть половики, одежду и другие предметы интерьера. Не удивляйтесь, если внутри увидите мох или траву. По воле художников пространство и время здесь ведут себя иначе, чем в привычном обыденном мире. У входа в дом на стене какое-то гигантское гнездо шерней. Оказывается, что это тоже арт-объект. Скульптура «паразитарий» наполнена бюстами политиков и исторических деятелей.
Переступаем порог дома и полутьма отзывается множеством хаотичных звуков. Это звуковая инсталляция, если поднести ухо к динамикам, то слышишь деревенские звуки.
Изба представляет собой причудливое смешение реальной обстановки деревенского дома и самых разнообразных арт-объектов, в качестве которых могут выступать как и привычные предметы, так и совершенно неожиданные экспонаты. Многие надписи выполнены или продублированы на вепсском языке. Казалось бы, современное искусство, но оно стремится не заменить, а сохранить и развить историю и культуру древнего народа.
Каждый уголок наполнен смыслами и деталями. Осмотр избы превращается в диковинное путешествие, как будто оказываешься в параллельной реальности. Ощущаешь себя Алисой в Зазеркалье, только вместо Зазеркалья — далекая вепсская деревня с домом, которого здесь не должно быть.
Еще один арт-объект — кровать хозяйки дома. Вместо простыни и одеяла — земля и мягкий мох, а на мониторе, установленном вместо подушки, транслируются пейзажи, призрачные дома, сны и воспоминания.
Часть экспозиции посвящена Марии Павловне. Получился небольшой, но самый настоящий музей. Только подумайте: музей не поэтессы, не политика, не царственной персоны, не чьей-то родственницы, а простой скромной жительницы. От Марии Павловны осталось не очень много документов, но всё бережно собрано, а свидетельства тех, кто помнит Марию Павловну собраны и записаны.
Помимо Марии Павловны ее дом рассказывает об окрестных деревнях и тех, кто там жил раньше. Когда местных жителей пригласили на открытие галереи, они прониклись тем, что их история интересна кому-то еще. Первоначальные сомнения художников о том, что пожилые жители деревень не воспримут современное искусство, развеялись. Экспозицию приняли очень тепло.
В дом Марии Павловны стали приносить сохранившиеся фотографии, документы, предметы быта. Так получили известность работы местного фотографа, снимавшего жизнь деревень с 1950-х по 1970-е годы. Самые простые, но столь трогательно выглядящие сейчас сюжеты: посиделки в лесу, покупки в магазине, деревенские праздники. На оборотах — воспоминания старейших жителей села.
Я бы мог провести в этом доме несколько часов, обнаруживая всё новые детали, погружаясь в историю. Огромное спасибо всем, кто оказался причастен к сохранению, переосмыслению и наполнению этого дома. По-моему, это один из лучших примеров того, как современное искусство может вести диалог с людьми, привлекать внимание к истории и культуре, хранить память о тех, кого давно нет с нами.
Покидаю дом в размышлениях. Где я был только что? В ветхой избе, которую чудом не разобрали на дрова? Или в прогрессивной галерее современного искусства, которая непостижимым образом оказалась не в Москве или Санкт-Петербурге, а на задворках цивилизации, где жителей и туристов меньше, чем пассажиров в маршрутке? Почему меня так тронула судьба Марии Павловны, умершей, когда я еще сидел за школьной партой?
А вокруг бескрайний вепсский лес, хранящий множество удивительных историй.
В Вепсский лес мы в этот раз приезжали вместе с «Лабораторией сказок Серебряного Ожерелья России» — проектом, который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Думаю, что я обязательно вернусь сюда, постучусь в соседний дом и попрошу ключ от дома МариПалны. Скорее всего, там уже что-то будет выглядеть иначе, и это еще один повод вернуться сюда снова.
Больше публикаций про Вепсский лес смотрите в подборке «Сказки Вепсского леса».
Ставьте лайк в поддержку публикации 👍🏻. Также заходите ко мне на канал «ЖЖитель», мои основные темы — путешествия по России и авиация. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие материалы.