Найти в Дзене
ПсиПроф

Клинический случай №2. Первые признаки биполярного расстройства.

В приведенном клиническом случае представлено описание первых проявлений снижения настроения в подростковом возрасте, которое в последующем сменилось подъемом. Изменения настроения происходили в сглаженной форме, не влияли на повседневное функционирование и прошли незамеченными. Однако через несколько лет у пациента сформировалось отчетливое психическое расстройство, что позволило переоценить описанные изменения настроения, как первые симптомы надвигающегося психического неблагополучия

Клинический случай – первые признаки биполярного расстройства.

Пациент Д.

Родился от нормально протекавшей беременности и родов. Рос живым, активным, непоседливым, непослушным ребенком. Нравилось играть в шумные, подвижные игры. В кругу сверстников стремился к лидерству. Легко поддавался на провокации, по наущению старших детей вступал в драки.

Обладал богатым воображением, представлял себя героем детских сказок, переносил сюжет книг в игру с приятелями.

В 6 лет в течение полугода после смерти бабушки боялся похорон, и всей атрибутики, связанной с этим. Не мог спать в темноте, представлял, что под кроватью притаилось чудовище, в контурах предметов видел привидения. Когда оставался один дома, возникало ощущение чьего-то присутствия рядом.

В школе адаптировался легко, сразу подружился с одноклассниками, всегда был широкий круг общения. Первое время с трудом досиживал до конца урока, отвлекался, занимался посторонними делами, не мог длительное время сосредотачиваться на деле. В дальнейшем на поведение на занятии влиял интерес к предмету.

С 8 лет дополнительно к урокам физкультуры в школе занимался спортивной гимнастикой, нравились физические упражнения. С удовольствием посещал занятия практически каждый день. Ездил со своей командой на соревнования.

В 11-12 лет стал пропускать уроки, вместо этого целыми днями гулял с друзьями, снизилась успеваемость, появись трудности в усвоении материала, нуждался в перерывах. Стал раздражительным, оппозиционным к родным, конфликтовал с ними по малейшему поводу.

В 14 лет осенью впервые снизилось настроение, заметил, что общение с приятелями не приносят прежнего удовольствия. Стал быстрее уставать, любимые ранее занятия спортом стали в тягость, начал пропускать тренировки. Увеличилась продолжительность ночного сна, днем жаловался на вялость, сонливость. Состояние несколько улучшалось в вечернее время, мог занять себя компьютерными играми или чтением легкой приключенческой литературы, ко всему остальному интереса не проявлял.

Продолжал посещать школу, на уроках был пассивным, формально выполнял требования преподавателей. После занятий отказывался от предложений приятелей вместе провести время, шел домой. В выходные залеживался в постели, уклонялся от участия в семейных мероприятиях.

Весной следующего года (15 лет) настроение изменилось, вернулась прежняя активность, стал деятельным, снова много времени начал проводить с приятелями, ухаживал за девушками. Участвовал в шумных вечеринках, ходил на концерты, на дискотеки, начал принимать психоактивные вещества.

Сократилась потребность во сне, поздно возвращаясь домой, с легкостью поднимался утром через 4-5 часов сна и шел в школу. Испытывал бодрость, повышенный жизненный тонус, прилив энергии. Заметил, что учеба стала даваться легко, начал проявлять интерес к прежде нелюбимым школьным предметам.

Внезапно, на следующий день после перенесенного состояния опьянения возникло ощущение ускорения течения мыслей, испытал чувство необыкновенной ясности в голове, понимал окружающих с полуслова.

Чувствовал эйфорию от своего состояния, все вызывало радость, восторг. Изменилось восприятие окружающего, все предметы казались четкими, выпуклыми, краски воспринимались яркими, звуки более громкими. Возникло ощущение замедления течения времени, при этом считал, что сам стал быстрее мыслить и двигаться. На высоте состояния заметил, что окружающий мир замедлился так, что он «мог видеть взмах крыла стрекозы».

Постепенно состояние стабилизировалось, выровнялся фон настроения, продолжил обучение в школе. В последующем сформировались сезонные колебания настроения. Осенью становился пассивным, малоинициативным, сокращал общение с друзьями. Весной, напротив, повышалась активность, был деятельным, нагонял пропущенный и неусвоенный зимой учебный материал, исправлял оценки.

Сезонная смена настроения стала привычной, не вызывала у близких опасений, объяснялась природными циклами и продолжительностью светового дня. За консультацией к врачу не обращался.

С каждым годом изменения настроения становились все отчетливее, постепенно стали влиять на социальную активность.

Очерченное психическое заболевание сформировалось к 24 годам, когда впервые обратился к психиатру.